Трагедия А.В. Колчака в контексте крупнейшей геополитической катастрофы XX века (фильм Андрея Кравчука "Адмиралъ")

После забвения, которому Гражданская война и революция были преданы в киноискусстве 1990-х годов, что было вызвано страхом перед угрозой новой гражданской, наступило пробуждение интереса к этому сложному и во многом еще неизученному периоду Российской истории. Свидетельство тому - фильмы, изредка появляющиеся на отечественном экране в последние годы. Конечно, в них много еще от традиций советского кинематографа с его черно (точнее - красно) - белым взглядом на те страшные события. Просто все перевернулось - белые стали хорошими, красные - плохими. И это было бы отрадно, если бы картины не грешили примитивизмом соцреалистического «искусства» (только перевернутого в оценочных критериях).

Художественное произведение (фильм, роман) об адмирале А.В. Колчаке напрашивалось уже с начала 1990-х годов, когда началась массовая публикация материалов об этой незаурядной исторической личности. Решительный и хладнокровный, удивительно храбрый флотский офицер, талантливый ученый - исследователь Арктики, один из крупнейших деятелей Белого движения, и, наконец, человек тонкой благородной души и высокой культуры. Таким он предстал перед отечественной читающей публикой в своих письмах к Анне Васильевне Тимиревой (Книппер), опубликованных в 1990-е гг. отдельной книгой с красивым названием - «Милая, обожаемая Анна Васильевна». Казалось бы, вот она - панацея от ужасов и мерзостей большевизма; вот путь, по которому должна была пойти Россия после того, как революционный переворот 1917 года стал данностью. Однако, не нужно быть историком, чтобы осознать, - спасения Российской империи не произошло, поход на Москву соединенных Белых армий не состоялся (во многом благодаря предательским действиям чешских батальонов и эсеров), сам адмирал Колчак был предан «союзниками» (в лице французского генерала Жанена) и убит большевиками. Ответов на вопрос «почему это произошло?» существует великое множество. И историки-специалисты, и размышляющие на исторические темы интеллигенты находят массу обстоятельств и причин, объясняющих поражение А.В.Колчака и его правительства.

Но почему-то никто, даже из авторов православных и церковных, не задумался над тем, каким странным титулом удостоил себя адмирал. «Верховный правитель России» - ведь это звучит как узурпация высшей государственной власти, которая адмиралу Колчаку легитимно никак принадлежать не могла. Ведь не присваивали себе подобные титулы нижегородский мещанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, являвшиеся, безусловно, в свое время спасителями Отечества. Да и в европейской истории - Жанне д'Арк тоже не приходило в голову наречь себя каким-то подобным образом.

Возлагать на себя разнообразные титулы (вместе с регалиями) любил совсем другой исторический персонаж, считавший себя как минимум спасителем Франции и повелителем Европы - Наполеон Бонапарт. Конечно, Александр Васильевич Колчак не был одержим манией величия, не мечтал о всемирном господстве, как пресловутый «император Франции», и, являясь русским патриотом, жизнь свою был готов положить за спасение страны от большевистского ига, но - объективно - стал примером того, как опасно государственному мужу шутить со словом!

Как человек, воспитанный в Православии, он не мог не знать, какими словами открывается Евангелие от Иоанна. Не в этой ли духовной проблеме коренятся все те трагические стечения обстоятельств, которые привели адмирала к поражению и смерти?

Надо признать, что в фильме «Адмиралъ» (режиссер Андрей Кравчук) прокручены более или менее пропорционально все основные события из жизни Александра Васильевича Колчака (в его роли - Константин Хабенский), за исключением, наверное, арктических исследований. Здесь и участие в сражениях с германскими военными кораблями, и морское минирование, и назначение в 1916 г. на должность командующего Черноморским флотом, показанное как благословение самого Государя Николая II. Кстати, при всем уважении к таланту и личности Николая Петровича Бурляева, в роли последнего российского самодержца он не смотрится; помимо полного физиогномического несходства, играет Н.П. как будто не монарха, а старчествующего батюшку из 1990-х годов…

Пытается внешне копировать адмирала Константин Хабенский, иногда это у него удается - как, например, в сцене разоружения офицеров, когда Колчак спокойным и твердым «Пошли вон!» удаляет революционных активистов из своей каюты, а затем организует построение команды на палубе с последующим разоружением, сам же «сдает» свою наградную адмиральскую саблю морской стихии.

Гораздо ближе к оригиналу выглядит генерал Владимир Оскарович Каппель в исполнении Сергея Безрукова. Жутковато снята атака каппелевцев, без патронов идущих в штыковую на пулеметные позиции красных… Это отнюдь не пародия на «психическую атаку» из советского фильма «Чапаев», а что-то из области реальной и страшной истории.

И уж менее всего напоминает Елизавета Боярская А.В. Тимиреву, воспоминаниями которой нам и представлено все это историческое действо. Фильм начинается и заканчивается сценой съемки бала из «Войны и мира» на «Мосфильме» в 1960-е годы. Именно там работала тогда дочь русского дирижёра, директора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова - Анна Тимирева (во втором замужестве - Книппер), ставшая последней любовью адмирала Колчака. Любовью возвышенной, страстной и преступной (адюльтер!), которую она пронесла в себе через всю свою жизнь, наполненную лагерными страданиями и скитаниями по России.

Согласно фильму, от участия в массовке при съемке бала Анну Васильевну отстранили в последний момент («контрреволюционерка», «любовница злейшего врага революции», - нашептывал на ухо режиссеру бдительный «киновед» в штатском). Замечательна при этом фраза мосфильмовского режиссера (С.Ф. Бондарчука?): «Где же я еще возьму такие лица?!» Действительно, найти «такие лица» среди современных людей очень непросто. Революция и все последующие события сделали свое черное дело.

И невиновна красивая, внешне слегка напоминающая Анджелину Джоли актриса Лиза Боярская в том, что она - не Анна Васильевна Тимирева. Видно, что ей понравилась та роковая женщина, что очень хотелось ее сыграть… Но - Станиславский в таких случаях говорил: «Не верю!»

И все же, фильм заслуживает самых добрых слов уже потому, что на отечественном экране впервые в истории стали появляться настоящие герои той далекой от нас Гражданской войны. Не мифические «красные дьяволята» с не менее фантастическим Чапаевым, а подлинные патриоты Российской державы, такие, например, как В.О. Каппель. И адмирал Александр Васильевич Колчак, несмотря на все свои жизненные и политические грехи, - один из них.

http://www.win.ru/civil/953.phtml?PHPSESSID=8faf7a558a079f2b5a5548b4470ebaa8

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Вовченко:
Все статьи автора
"Адмиралъ"
Все статьи темы
Последние комментарии
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 16:13
Главный грех современного человечества
Новый комментарий от SlavyanovNN
2020-05-27 16:08
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от Hyuga
2020-05-27 16:04
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 15:56
Никита Михалков без мата смотрелся бы убедительнее
Новый комментарий от Олег В.
2020-05-27 15:38