На днях состоялся знаменательный совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Впервые он занимался давно назревшим вопросом определения статуса выявленных объектов культурного наследия. В очередной раз обсуждалась и проблема сохранения рядовых построек XIX века в «открыточных» местах города, а также советской послевоенной архитектуры.
В последних числах августа по постановлению городского правительства КГИОП получил право вносить в реестр памятников выявленные объекты культурного наследия (их в Петербурге 2165). Но, прежде чем попасть на рассмотрение в КГИОП, кандидат в памятники должен пройти экспертизу и обсуждение на совете по культурному наследию.
Строго говоря, выявленным объектом здание может считаться только год, затем оно должно быть либо исключено из перечня подобных объектов, либо получить статус памятника определенного уровня - муниципального, регионального, федерального и включено в соответствующий реестр. Сложность в том, что до сих пор нет положения о реестрах, предусмотренного федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)». Поэтому специалисты говорят о совокупности трех списков памятников. Для столичного Петербурга ситуация осложняется еще и тем, что очень трудно определить характеристики муниципального памятника. Эта конструкция придумана в законе для областных городов и районных центров.
Тем не менее важная работа по расширению списков памятников должна быть продолжена и продолжается. В КГИОП создана рабочая группа с участием специалистов совета по наследию, чтобы систематически рассматривать дальнейший статус выявленных объектов. Группу возглавил Борис Кириков, который хотя и покинул только что пост заместителя председателя КГИОП, но продолжит работу в совете. Членом совета останется и Ольга Таратынова, которая переходит с должности первого зама председателя КГИОП на должность директора ГМЗ «Царское Село».
Первые два здания, предложенные на суд совета, попали туда по инициативе инвесторов. Они решили, что, прежде чем вкладывать деньги в создание отеля или офисного центра, надо определиться с охранным статусом объекта.
Совет без колебаний отнес к памятникам регионального значения дом Вонлярлярского на углу площади Труда и Английской набережной, построенный по проекту московского архитектора Михаила Быковского в 1845 - 1849 годах (портик пристроен в 1910-м, верхний этаж надстроен в 1930-м). Этот редкий для Петербурга образец неоренессанса задал характер застройке всей исторической площади.
Здание гимназии Ф. Бычкова, построенное на углу Лиговского проспекта и улицы Некрасова по проекту архитектора Александра Шиллинга в 1875 году, экспертиза предложила объявить муниципальным памятником. Совет посчитал, что оно достойно регионального статуса, поскольку является еще и памятным местом. В этой гимназии учились Игорь Стравинский и Николай Гумилев.
На том же заседании совет оценивал и предложения бизнеса по созданию двух отелей - на углу набережной Мойки и переулка Антоненко (фактически Исаакиевская площадь), а также на углу Фонтанки и Крюкова канала. Очевидна инвестиционная привлекательность мест, связанная с расположением в самом историческом центре.
В первом случае дом даже не относится к выявленным объектам, но он известен как дом почетной гражданки Якунчиковой. Эта дама, нарушая строгие регламенты времен Николая I, подбила западного архитектора спроектировать дом повыше и окна побольше. Ее оштрафовали, архитектора выслали. Дом «по уставу» построил известный петербургский зодчий Николай Ефимов.
Совет рассмотрел проект перестройки здания под аппартамент-отель на 42 квартиры. Специалисты по охране памятников категорически отвергли два варианта надстройки здания мансардой, где расположатся двухэтажные пентхаусы. Как чуждая Петербургу поддержки не получила и идея ломать дворовые флигели и перекрывать все здание стеклянной крышей.
Еще строже члены совета высказались в отношении выявленного объекта - дома К. Дворжака на Крюковом канале. Здание построено архитектором Францем Руска в 1841 году и является образцом позднего классицизма. Дом признан аварийным в 2005 году, и уже началось расселение. Для него инвестор предлагает варианты реконструкции с надстройкой мансарды либо четвертого этажа.
Профессор Андрей Пунин усмотрел в доме Дворжака признаки городской усадьбы со службами и флигелями, которая требует полного сохранения. Речь идет об уникальном месте на краю Коломны, в Петербурге Достоевского, облик которого необратимо утратится при любом искажении силуэта здания. Решение совета выглядит так: «допустима реконструкция в пределах существующих габаритов».
Единственный вопрос, который вызвал дискуссии, сухо назывался «О малоэтажной застройке 1950-х годов в Сосновой Поляне». Квартал в районе улиц Летчика Пилютова и 2-й Комсомольской попал в список, который в народе называют расселением «хрущевок». С точки зрения развития, это одна из самых привлекательных территорий. Она занята трехэтажными шлакоблочными домами и деревянными бараками, часть которых пустует. Но квартал, построенный знаменитым ленинградским архитектором Александром Олем, является образцом сдержанной сталинской архитектуры и удачным примером малоэтажной застройки, о которой сейчас столько разговоров.
С одной стороны, таких кварталов почти не осталось, надо сохранить хотя бы один. Полувековая история позволяет сделать эти постройки если не памятниками, то выявленными объектами культурного наследия. С другой стороны - как сохранять и реставрировать шлакоблочные дома, построенные индустриальным методом? В итоге было рекомендовано сохранить «планировочное решение квартала, габариты зданий и фасады». Это решение будет чрезвычайно трудно реализовать, но важно, что совет высказался за сохранение всей, без купюр, архитектурной книги Петербурга - Ленинграда.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10253217@SV_Articles