Убогий - Божий баловень?

Есть такая забавная штука - народная этимология. Смотрит носитель языка на слово и, видя знакомые части, судит о том, от чего слово произошло. Раз у-бог-ий - значит, «тот, кто у-Бога»...

Есть такая забавная штука - народная этимология. Смотрит носитель языка на слово и, видя знакомые части, судит о том, от чего слово произошло. Как-то один читатель, весьма недоброжелательно настроенный к Православию, написал нам: как можно верить тому, что говорят апостолы, если само слово «апостол» означает «[тот, кто] без-сапог» («а» - приставка отрицания, как в аморальный, «постолы» - др.русс. «сапоги»). Такие вот пироги... т.е. сапоги...

Но самое интересное, что зачастую носитель языка в правильном направлении мыслит, правильно членит слово, только выводы делает неверные. Поскольку не учитывает, что в процессе развития языка значения и целых слов, и отдельных частей (корней, приставок, суффиксов) видоизменяются, вырабатываются новые; меняется таже управление (управлял глагол с помощью одного предлога, а сейчас - с помощью другого), значение и функции падежей, порядок слов в предложении и т.д. Так, мы и сегодня можем сказать Князь Михайло Андреевичь възрелъ во княжу... грамоту (Князь посмотрел в грамоту), но никак не взя (взял) свои дровни, привяза (привязал) за хвост лошади... и удари в лошадь кнутом (ударил в лошадь кнутом). Мы говорим «язык доведет до Киева», но не гнева до Новагорода не держати, ни до одиного (единого) человека (не держать гнева до кого-либо).

Вот и в слове «убогий» действительно есть приставка у- и корень -бог-, но оно никогда не означало «тот, кто у Бога находится». Если мы посмотрим в этимологический словарь русского языка, то увидим, что и в древнерусском языке это слово (а в письменных памятниках оно встречается с XI в.) значило «очень бедный», «жалкий», «скудный» (поиде убогои от богатого, взя свои дровни и т.д. - см. пример выше), «немощный», «увечный», а в переносном смысле - «духовно ограниченный». Как и в современном русском языке. Слово общеславянского происхождения и есть во всех славянских языках, а значение его складывается из значения, во-первых, приставки у- - в славянских языках этот предлог-приставка означал не только принадлежность кому-то, нахождение у кого-то, но и движение в сторону, прочь, вон (уйти). А, во-вторых, корня -бог- - того же, что в прилагательном «богатый», также общеславянском по происхождению (в письменных памятниках др.русс. «богатый» фиксируется с XI в., а существительное «бог» известно с дописьменной эпохи).

Итак, «убогий» - это «небогатый». И, видимо, значение корня -бог- как-то связано с понятием богатства, благополучия. Действительно, в древних иранских диалектах, откуда, как считается, произведено заимствование (например, из языка скифов, кочевавших по причерноморским степям) мы находим слова с корнем -baga- - «участь», «судьба», а также «господин», «бог». Вполне возможно, источником общеславянского заимствования был древнеиндийский - ср. bhaga-h «благословение», «счастье», а также «наделяющий», «дарующий», использовавшийся и как эпитет некоторых богов. Слова, происходящие от этого корня, есть и в других индоевропейских языках. Таким образом, значение общеславянского -бог- установилось не сразу: старшее, более древнее, значение, по-видимому, было «наделяющий богатством», «дарующий благополучие» и являлось сначала эпитетом при имени какого-нибудь «доброго» языческого бога (ср. в «Повести временных лет» Даждь-бог). От него-то и образовались прилагательные «богатый» и «убогий».

 

http://www.taday.ru/text/134304.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Любовь Макарова:
Все статьи автора
Последние комментарии
Всё более разрушительным становится поведение протестующих
Новый комментарий от Александр Уфаев
2020-06-05 05:19
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-06-05 04:44
НКВД как оболганный символ Великой Победы
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-06-05 04:08
Путин — это наше национальное достояние
Новый комментарий от Александр Уфаев
2020-06-05 03:32
Новые ханы-гиреи и наша победа
Новый комментарий от РомКа
2020-06-05 03:09
Анна Кузнецова: «Данных ужасов наши семьи больше не увидят»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-05 01:29