Савва Ямщиков: Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии мне пришелся по душе

Новости Москвы 
0
253
Время на чтение 5 минут

Скоро в Пскове появится новый храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. Церковь построят в военном городке, в Крестах. Несмотря на то, что в Пскове около 40 храмов, на территории военного городка нет ни одной православной церкви. Идею строительства предложил депутат Псковского областного собрания от этого избирательного округа Алексей Севастьянов, его поддержала Псковская епархия и общественность. Храм решили строить по традиции "всем миром", на народные деньги, и проект назвали "народным".

Возведение церкви приурочено к 500-летию присоединения Пскова к Москве, которое будут праздновать в 2010 году. Псков потерял свою независимость в 1510-ом. Присоединив Псков, Василий III практически завершил объединение русских земель вокруг Москвы. Именно идея объединения и отражена в проекте храма, чья архитектура соединяет в себе две школы: московскую и псковскую. Шатёр характерен для московской школы, а центральную часть построят в псковской традиции. Символизируют идею объединения и приделы храма, один из которых - в честь Всех Московских Святых, а другой - в честь Всех Псковских Святых.

В храме заложена идея Веры в Бога, Надежды на вечное спасение, Любви ко всем людям. Человек, имеющий все эти добродетели, считается премудрым. Как рассказал один из сподвижников строительства, руководитель информационной службы Псковской епархии протоиерей Андрей Таскаев, задача - не просто построить храм, а попытаться возродить эти добродетели в псковичах. По его мнению, необходима консолидация православных сил псковичей и всех любящих Псков, создание общественного движения на православной основе. На эту тему мы побеседовали с одним из членов Попечительского совета проекта, заслуженным деятелем искусств России, реставратором, академиком РАЕН Саввой Ямщиковым.

Савва Васильевич, как вы относитесь к строительству нового храма в Крестах?

Меня ввели в попечительский совет, и я считаю своим долгом участвовать в любом деле, которое идёт на благо Русской Православной Церкви, а раз на благо Русской Православной Церкви, значит, и на благо России. Вообще, как реставратор, я бы не сказал, что отношусь к строительству новых церквей с энтузиазмом. Это не значит, что я против: начинают строить - и я бросаюсь, как Александр Матросов, не стройте. Дело в том, что строительство любого храма - это деньги, это заказ. Для меня же главное - старину сохранить. Но мы живём сегодня. Как говорится, "времена не выбирают, в них живут и умирают". Поэтому проект "Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи" мне пришёлся по душе. Я преклоняюсь перед ними, это одни из моих самых любимых святых.

А что лично Вы можете сделать для храма, как помочь в строительстве?

Всё, что от меня зависит, я сделаю. Наверное, моё участие больше всего понадобится при внутреннем убранстве храма, при создании иконостаса. Было принято решение о написании фресок. Лучшие из современных иконописцев, я к ним имею самое непосредственное отношение, некоторые из них являются моими крестниками, в профессиональном смысле этого слова. Поэтому этот проект для меня хорошая отдушина в Пскове.

Как Вы оцениваете архитектурное исполнение храма?

Архитектурное решение не вызвало у меня никаких резких возражений. Конечно, в процессе составления проектных листов, в процессе строительства, какие-то изменения, естественно, будут внесены. Это же живое дело, не штамповка, как на заводе: заказали и сделали. Тем более что сами святые подскажут, как там будет лучше. Но основа мне очень и очень нравится. Нравится, что есть в Пскове военные храмы, например, храм Александра Невского, а теперь будет храм, который женское начало олицетворяет. И не просто женское: материнство, вера, надежда, любовь, но и такая добродетель, как мудрость. Ведь София - мудрость - женского рода.

Проект строительства храма уже окрестили "народным", он станет символом объединения земель? А как Вы лично относитесь к этому?

Меня часто спрашивают, как я отношусь к идее воссоединения Пскова, Новгорода и Москвы. Если бы я жил тогда, в XVI веке, зная свой характер, я бы был ярым противником действия царя Иоанна Васильевича и, наверное, был бы повешен или лишен языка, не знаю, какую бы кару избрали. Потому что независимость Новгорода и Пскова много сделала, очень важна была в истории России. Но сейчас я понимаю, что, если бы Иван Васильевич этого не сделал, то, может быть, сейчас, вот в это время, нас быстрее бы сковырнули. Всё-таки такая мощная, на протяжении столетий образующая сила становления России как крупнейшей империи, как крупнейшего государства, это очень важно и трудно. А сейчас, в нынешнее время, я считаю, что Москва должна уделять огромное внимание таким городам как Псков и Новгород. Псков и Новгород готовы платить взаимностью. Но я считаю, что сейчас Москва пока мало уделяет внимания, особенно Пскову. Федеральное финансирование Пскова необходимо. Иначе Пскову не выстоять и старому, и новому. И все Ваши начинания не будут осуществлены.

Не секрет, что есть противники празднования присоединения Пскова к Москве, которые считают данный факт ошибкой истории. А в Пскове к этому событию приурочили строительство храма. Идея объединения для нас сейчас настолько важна?

Этот храм именно преследует "собирание" русских земель, а нам это сейчас очень и очень важно. Я, например, сам старообрядец, но я давно уже в лоне Православной церкви. Это не значит, что я предал принципы и интересы своих, как говорится, окормителей. Но я считаю, что этот вопрос надо снимать с повестки дня (вопрос Раскола - прим. ПАИ). Кстати, это принесло нам очень много бед и несчастий. И с той, и с другой стороны ошибки. Вот почему, например, я пришёл к тому, чтобы окормляться в православной церкви. Не только потому, что у меня болят ноги и церковь рядом с домом. Нет. Я сказал своему старообрядческому духовнику: я читаю ежедневно Евангелие, а главное в Евангелии - это заповедь: "пейте кровь мою и ешьте тело мое". А у нас - старообрядцев - нет причастия. Хотя Вы же (старообрядцы - прим. ПАИ) сами стоите за древние основы. А что может быть древнее основы Христианства, чем Евангелие?

Этот вопрос надо решать как можно быстрее, потому что, посмотрите, сколько всяких сект, и наших, и зарубежных... Я уж не говорю о так называемой общественности, о всех этих нобелистах типа Гинзбурга, которые с пеной у рта кричат, что не надо преподавать Основы Православной Культуры. Нас обокрали большевики. Хорошо, что я воцерковлённый человек. Когда я пошёл в университет учиться, я знал, что такое Благовещение, что такое Успение. А мы же начали учить древнерусскую живопись, живопись Итальянского Возрождения, а это всё церковные сюжеты. Со мной кто учился, некоторые даже не понимали, им надо было лезть в какие-то энциклопедии, справочники. Без знания религиозной культуры человек не может быть образованным. Я не призываю господина Гинзбурга верить в нашего Бога. Он против того, что слово Бог пишется с большой буквы. Это наш Бог. Но когда он получает за нобелевскую премию зелёные деньги, там написано: "С нами Бог!"- тот Бог, видимо, ему нравится.

И я всюду выступаю, это же очень просто, когда всюду говорят: у нас много конфессий. Но иногда большому народу надо поучиться у малого. Скажем, у греков. У них тоже дискутировался вопрос преподавания православной культуры. Так там очень легко нашли выход из положения. Они сказали, что если в классе есть, скажем, мусульмане, иудеи, протестанты, то они могут не ходить на эти уроки и заниматься в это время спортом. Вы знаете, как мне рассказали: все ходят на эти уроки, потому что бояться потерять знание, а знание - это одно из самых дорогих достояний человека. А проповедь Православия - единственная наша надежда, которая нам досталось в наш тяжелый год.

Существует мнение, что если уж строить новый храм в Пскове, то непременно псковский, псковского зодчества. Это правильно, по-вашему?

Вы знаете, пусть они тогда сломают церковь Александра Невского, скажем. Уж её архитектура точно не имеет никакого отношения к псковскому зодчеству. Говорить могут многие - делать - единицы! Псков делает. Я приветствую. Потому что я сам всю жизнь делал.

 

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3939

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Савва Васильевич Ямщиков
Второй фронт или Третья мировая?
Интервью с Валентином Фалиным, известным дипломатом
10.12.2007
Все статьи Савва Васильевич Ямщиков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Окончательный разрыв Европы с традиционализмом?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.07.2024 06:39
«Мы сплотим людей таким сочинением»
Новый комментарий от Кожухевич
13.07.2024 06:06
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от Советский недобиток
13.07.2024 05:42
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
13.07.2024 03:13
К русскому вопросу
Новый комментарий от Наблюдатель
13.07.2024 02:11
Письмо коллеге и соратнику
Новый комментарий от Наблюдатель
13.07.2024 01:55
Не надо фарисействовать!
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
13.07.2024 00:24