Игорь Сергеевич Чичуров родился 2 июня 1946 г. в Москве, в семье потомственных военных. Мать воспитывала его одна, без отца. Он вырос на Малой Бронной, там ходил в школу; случилось так, что он учился в одном классе с сыном знаменитого византиниста Александра Петровича Каждана Дмитрием. Через семью Каждана Игорь Сергеевич приобщился к византинистике и всю свою жизнь памяти Александра Петровича был предан. Уже в юные годы он выказал большую работоспособность, хотя не сразу решил изучать классическую филологию, а думал стать журналистом: в школе И.С. Чичуров сотрудничал с Государственной редакцией радиовещания для детей и юношества, публиковался в "Комсомольской правде", "Московской правде" и др. газетах. Только в последнем классе он, по совету своего будущего научного руководителя, решил выбрать из гуманитарных специальностей (а интерес именно к гуманитарным дисциплинам проявился у Игоря Сергеевича довольно рано) самую трудную - классическую филологию. Византинистики тогда в стране практически не было - в сталинское время она была разгромлена; после 1917 и до начала 40-х гг. это была наука вдвойне для государства неприемлемая и опасная, во-первых, из-за своей очевидной связи с Православием, а, во-вторых, - такой же неизбежной связи с самодержавием. Поэтому специалистов было немного. И.С. Чичуров поступил на филологический факультет, кафедру классической филологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова: в 60-е гг. это был, пожалуй, лучший центр подготовки эллинистов и византинистов. Греческий язык тогда преподавал старейший профессор-классик, продолжавший славную традицию русского гимназического классического образования, - Александр Николаевич Попов, требовательный учитель, который, однако, выделял молодого И.С. Чичурова. Но подлинным наставником, который ввел его в науку и определил византиноведческое будущее, стал именно доктор исторических наук Александр Петрович Каждан. Под его руководством была защищена дипломная работа - о риторических сочинениях Григория Антиоха (XII в.), он же руководил и работой над кандидатской диссертацией И.С. Чичурова "Место "Хронографии" Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV - начало IX вв.)", которая затем была опубликована в серии "Древнейшие государства на территории СССР" (Материалы и исследования. 1981 г. (М, "Наука", 1983 г.)). На основе диссертационного исследования было подготовлено и ставшее классическим издание "Византийские исторические сочинения: "Хронография" Феофана, "Бревиарий" Никифора" (М., "Наука", 1980 г.) в серии "Древнейшие источники по истории народов СССР".
Надо отметить еще одного учителя Игоря Сергеевича Чичурова, во многом определившего его научный путь: в аспирантуру он поступал по кафедре классической филологии, но кафедра выбрала другого студента, а Игорь Сергеевич попал в Институт истории СССР к выдающемуся слависту Владимиру Терентьевичу Пашуто. Позже И.С. Чичуров был одним из инициаторов проведения чтений памяти В.Т. Пашуто. В 1975 г. Чичуров стал первым гумбольдтовским стипендиатом-гуманитарием из России, что дало ему возможность стажироваться в Германии, где он потом много работал в Институте европейской истории права общества Макса Планка (Франкфурт-на-Майне). Игорь Сергеевич являлся членом специального научного совета при этом институте, а также профессором Тюбингенского университета.
В 1990 г. была защищена и издана в виде книги докторская диссертация "Политическая идеология Средневековья. Византия и Русь" (степень доктора исторических наук присвоена в 1991 г.). В 1996 г. И.С. Чичуров был избран зав. кафедрой древних языков исторического факультета МГУ. Он заведовал также кафедрой истории Церкви и канонического права богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета. Игорь Сергеевич был куратором редакции Восточных Церквей церковно-научного центра Русской Православной церкви "Православная энциклопедия". Творческая жизнь И.С. Чичурова была связана и с Российской АН: сначала более двадцати лет он работал в Институте истории СССР (позже - Институте российской истории) в секторе, руководимом его учителем, членом-корреспондентом АН В.Т. Пашуто, а затем полтора десятка лет в Институте всеобщей истории РАН в секторе византиноведения, руководимом акад. Г.Г. Литавриным. В ИВИ РАН И.С. Чичуров был заместителем ответственного редактора "Византийского временника". Важной сферой его общественно-научной деятельности было участие в работе Императорского православного палестинского общества.
Многочисленные статьи И.С. Чичурова так или иначе были связаны с русско-византийской проблематикой (исследование русской и греческой традиций жития св. апостола Андрея), византийской литературой (о датировке и актуальности поучений Василия I; Феофан-компилятор Прокопия), историей Православной церкви (публикация новых памятников по истории греко-латинской полемики, история Антиохийского патриархата). Особо Игорь Сергеевич был специалистом по истории канонического права и, в частности, в приложении к Древней Руси, - например, по каноническим писаниям мтрп. Иоанна II Киевского. К сожалению, свои труды в области церковно-канонического права он не успел оформить в книгу. И.С. Чичуров был одним из ведущих авторов и редакторов "Православной энциклопедии", его статьи для которой могли бы составить целый том.
Хотя Игорь Сергеевич всегда подчеркивал, что он академический ученый, у него был талант в преподавательском деле; в 90-е гг. он воспитал плеяду учеников. Он не только заведовал кафедрой древних языков на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, но сам активно занимался со студентами; одно время преподавал на историко-филологическом факультете Российского православного университета Иоанна Богослова, был одним из ведущих профессоров ПСТГУ, читал лекции на отделении византийской и новогреческой филологии МГУ. И.С. Чичуров был счастлив в друзьях, коллегах, учениках. Учившиеся у него бывшие студенты и аспиранты, ныне - кандидаты и доктора наук, в 2006 г. подготовили и издали сборник научных статей ????????? в честь 60-летия И.С. Чичурова. Память о нем сохранится у его коллег и учеников навсегда.
Материалы предоставлены д.и.н., М.В. Бибиковым, руководителем Центра истории восточно-христианской культуры ИВИ РАН, и к.и.н. А.Ю. Виноградовым, научным сотрудником ИВИ РАН; также использована информация из свободных интернет-источников
к.и.н., А.Ю. Виноградов, ученик И.С. Чичурова:
У Игоря Сергеевича всегда был особый интерес к российской истории в широком понимании этого слова, он занимался ей много, в разных аспектах; даже иногда высказывал такие категорические суждения, например, что непонятно, зачем люди в России занимаются историей западного Средневековья, когда есть наша история, которая во многом еще не исследована, в том числе, - история русско-византийских отношений. И, надо сказать, что изучению истории этих отношений он посвятил всю свою жизнь. Игорь Сергеевич был человек крайне разносторонний, много чем занимался, и даже на его похоронах я узнал еще о каких-то местах, где он работал, помогал, и был удивлен его работоспособностью. Его интересы не ограничивались сферой византинистики: так, я узнал, что он изучал донесения Ф.И. Тютчева, когда тот был на дипломатической службе в Германии.
Игорь Сергеевич любил повторять фразу великого немецкого византиниста Ханса-Георга Бека, которого однажды спросили, кто такой византинист; на что ученый ответил: пожалуй, это тот человек, который умеет читать греческие рукописи. Во многом это было и кредо И.С. Чичурова - он постоянно работал с греческими рукописями и в обязательном порядке занимался со своими студентами практической греческой палеографией; учил читать их не готовые тексты, а реальные источники. Надо отметить, что Игорь Сергеевич занимался с каждым своим студентом очень близко и внимательно: все его ученики ходили к нему домой, читали с ним тексты, в течение нескольких лет он постоянно с ними работал. При этом его ученики исследовали совершенно разные аспекты жизни Византии.
И.С. Чичуров был первым гумбольдтовским стипендиатом-гуманитарием из России, стажировался в Германии, и всегда был ориентирован на на немецкую науку, даже имел вид такого немецкого профессора, но при этом всегда оставался глубоко русским человеком, и в последние годы жизни, когда он стал активно сотрудничать со Свято-Тихоновским университетом, даже в его внешнем облике произошла перемена - он отпустил бороду и стал очень похож на православного профессора...
Он был человеком, всегда готовым помочь, притом бескорыстно: например, он стал моим научным руководителем, когда еще не работал в Университете и знал, что, скорее всего, не сможет им стать официально - формально им будет кто-то другой, которому и припишут весь труд. Но он все равно со мной занимался. К такой помощи он был готов: от него ничего не требовалось, но он сам все время что-то предлагал; в Свято-Тихоновском университете благодаря ему студенты 4-5 курса ездили на стажировку в Берлин и могли там знакомится с библиотеками, немецкой системой образования и со многим другим. Он сочетал в себе два качества: снаружи он был - не то, чтобы строг, но всегда очень подтянут, предельно вежлив, вобщем, похож на немецкого профессора, при этом внутри него била русская кипучая жизнь, он все переживал: переживал из-за своих ошибок, в чем-то раскаивался, на чем-то настаивал и постоянно подчеркивал в себе это соединение ученого и православного человека.
С.Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра РПЦ
"Православная энциклопедия":
Значение И.С. Чичурова для церковной науки не исчерпывается ни его трудами, посвященными церковной истории, ни его преподаванием в церковных учебных заведениях, ни его работой в Православной энциклопедии, где он многие годы курировал историю Восточных Православных церквей - оно несомненно гораздо шире. В середине 90х гг. был целый сонм, плеяда выдающихся ученых - историков, филолологов, искусствоведов, которые пришли для работы в Церковь. Пришли как ученые - они не оставляли своих академических занятий, своей работы в Университете, но они стали во многом костяком возраждающейся, пока еще совсем не такой сильной, как нам хотелось бы, церковной науки: Ярослав Николаевич Щапов, Александр Васильевич Назаренко, Борис Николаевич Флоря и, конечно, Игорь Сергеевич Чичуров. Его вклад в церковную науку и даже уже - в Православную энциклопедию очень трудно чем-то измерить. Как? Можно назвать те статьи, которые он написал и те, которые рецензировал, но как можно измерить количество учеников, которое пришло на работу и в Православную энциклопедию и в Свято-Тихоновский институт, - его учеников, которые сегодня составляют небольшую, к сожалению, но очень яркую группу молодых историков-богословов. Как измерить сам дух сотрудничества с Церковью, дух приятия церковного Предания, который привнес Игорь Сергеевич в ученые занятия по истории Византии. Ведь многие годы (мы с этим столкнулись в самом начале работы над Православной энциклопедией) собственно церковная история Византии не изучалась. Изучалась культурная история Византии, социальная история, народная, история Византии экономическая, политическая, а по истории Церкви не было работ в России последние 70 лет, в советской науке. И вот этот дух сотрудничества, приятия церковного Предания, понимания важности для осознания церковной истории агиографии, житий святых, аскетичической литературы, понимание того, что церковную историю нельзя толковать, исходя только из социально-экономических или политических влияний, воздействий, проблем, - это уже изменение вектора научных исследований. И у его истоков стояла плеяда людей - верующих историков, одним из которых был Игорь Сергеевич. Поэтому и потерю его, трагическую смерть - смерть, наверно, часто бывает неожиданной, а здесь она была совершенно неожиданной - сейчас еще трудно осмыслить, понять, каковы потери в церковной науке, именно потому, что его, одного из тех главных людей, которые служили источником веры в возможность и необходимость соединения церковного Предания с современной наукой, - этого источника сейчас не будет. И,конечно, уход И.С. Чичурова - очень мало восполнимая потеря, тем более в области византологии, где у нас не так много сил сегодня.
С монографией И.С. Чичурова "Политическая идеология Средневековья. Византия и Русь" можно познакомиться на страницах спецпроета "Византийский урок" http://vizantia.info/docs/page342_0.htm
http://www.taday.ru/text/126152.html