"Дамасская уния"

Христианские Церкви в Сирии стремятся к сближению, убежден митрополит Исидор Баттиха

0
154
Время на чтение 4 минуты
Москву посетил иерарх Мелькитской Греко-Католической Церкви (Сирия), митрополит Хомса, Хамы и Ябруда Исидор Баттиха. Корреспондент "НГР" встретился с митрополитом Исидором, чтобы побеседовать о тех процессах, которые происходят сегодня в жизни христиан Ближнего Востока.

-Ваше Высокопреосвященство, вы инициатор строительства храма, где могут совершать богослужения представители различных христианских конфессий, прежде всего католики и православные. Трудно представить себе подобное в России. Как католикам и православным в Сирии удается находить точки сближения?

- В Сирии государство выделяет земельные участки под строительство культовых сооружений исходя из числа представителей разных религий среди населения той или иной области страны. Но участок под строительство церкви выделяется на долю христиан вообще, без учета различия конфессий - православных, греко-католиков, протестантов, маронитов. Такая практика вызывает много неудобств: представители разных Церквей иногда не могут договориться, кому будет принадлежать тот или иной участок, и дело доходит до того, что храмы вообще не строятся и общины теряют право на пользование выделенной им землей. Такую картину я застал в 1992 году, когда прибыл в Дамаск, чтобы в чине митрополита возглавить епархию. Я оптимист в отношении перспектив сближения и братских отношений разных Церквей. Более того, убежден, что объединение Церквей в полной мере соответствует христианскому учению. И различие традиций не может быть помехой в этом процессе, разнообразие в рамках единого христианства так же естественно, как различия между индивидуумами в сообществе людей. Лучшие условия для существования христианской Церкви возникают в условиях демократии. Связь между человеком и Богом - смысл любой религии, это гораздо важнее, чем различия в обрядах.

Будучи убежден в этом, я инициировал процесс сближения священноначалия Антиохийской Православной Церкви и Мелькитской Греко-Католической Церкви. Моя задача была вполне выполнимой, потому что в Сирии издревле христианская жизнь протекала в совершенно уникальных условиях. Здесь представлено все многообразие учений и направлений, существовавших в первые века христианства, и между ними сохранились братские отношения. При священноначалии каждой Церкви в Сирии есть представители других Церквей. Такой порядок заведен со времен Никейского Собора. По благословению двух Патриархов - православного Игнатия IV и греко-католического Максима V - я представляю обе Церкви перед государством.

Первым шагом на пути объединения Церквей должен стать новый храм, построенный в городе Думар в 10 километрах от Дамаска. Там смогут совершать богослужение все христиане. Храм освящен в честь апостолов Петра и Павла, потому что Петр - первый глава христианской Церкви, а Павел отправился с проповедью из Дамаска. Храм Петра и Павла финансово независим, управление осуществляется представителями двух Церквей. Установлен протокол, согласно которому в храме служат два священника, причем время богослужений распределяется так: утром совершают богослужение православные, вечером - греко-католики. Благо, что обряды практически идентичны и ведут свое происхождение из византийской традиции. Раз в месяц представители других христианских конфессий - марониты, протестанты, армяне-католики, халдеи - имеют право совершить богослужение по своему обряду в храме Петра и Павла. Священнослужители должны соответствовать следующим требованиям: быть неженатыми, чтобы легче было в случае необходимости сменять их, а также терпимы к иным мнениям, открыты светскому обществу. Мы надеемся, что это начинание станет важным этапом мирового экуменического движения христиан.

- Однако сближение двух Церквей происходит на фоне усиления межрелигиозных конфликтов на Ближнем Востоке. Например, в Ираке христиане находятся на грани истребления, в Ливане не затихают межобщинные распри. Отражается ли ситуация в сопредельных государствах на положении христиан в Сирии?

- Издревле отношения христиан и мусульман в нашей стране зиждились на договорах. Ислам уважал христианское присутствие здесь, считал себя защитником христиан, если они платили специальную подать для немусульман - джизья. Было несколько периодов гонений на моих единоверцев, но инициировались преследования всегда иноземными захватчиками - династией Аббасидов, монголами, сельджуками, османами. Во время гонений местные мусульмане помогали христианам, и, наоборот, во время Крестовых походов и французской гегемонии, когда притеснялись местные мусульмане, христиане заступались за них.

С 1963 года Сирией руководит партия Возрождения (БААС). У истоков этой партии стоят как мусульмане, так и христиане. БААС не проводит политику воинствующего атеизма, среди членов партии много верующих, хотя и придерживающихся светского образа жизни. По Конституции, главой государства должен быть мусульманин-суннит, но во всем остальном государство поддерживает религиозное разнообразие. У нас нет пропорциональной системы представительства в органах власти для религиозных общин, как, например, в Ливане, то есть отсутствует лимит на замещение государственных должностей. В истории современной Сирии несколько премьер-министров были христианами. Есть представители этой религии и в парламенте.

Партия БААС в Сирии притормозила процесс резкого уменьшения численности христианского населения, характерный для Ближнего Востока. Главный фактор депопуляции христиан - низкая рождаемость, хотя играет свою роль и продолжающаяся эмиграция. Государство обеспечивает всем свободу вероисповедания. Как христианские, так и мусульманские религиозные организации обладают одинаковыми преференциями: освобождены от оплаты за коммунальные услуги, имеют налоговые и таможенные льготы, право на беспошлинный ввоз товаров из-за границы.

Все христиане в Сирии - патриоты своей страны. Чувство принадлежности к государству у нас не меньше развито, чем солидарность с единоверцами в других странах. Кстати, мы чувствуем большую духовную близость с Россией, чем с Западом.

По моим наблюдениям, христианская молодежь все больше внимания уделяет религии. Да, в ее среде очень сильны гражданские чувства. Молодые люди в массе своей придерживаются светского образа жизни, но они не пришли к атеизму, а остались верующими людьми. Многие выражают желание стать священнослужителями. Такая верность религии предков объясняется воспитанием в семьях, где сильны религиозные традиции.

- Пугает ли сирийских христиан рост исламского экстремизма в регионе, возможность захвата власти исламистами?

- Не только христиане, но и мусульмане: шиитская элита, а также суннитская - все чувствуют опасность экстремизма. И это относится не только к радикалам из другой общины, боятся не меньше своих радикально настроенных единоверцев. Мы, христиане, поддерживаем светское государство в соответствии с евангельским принципом: Богу - Богово, кесарю - кесарево.

http://religion.ng.ru/problems/2008-06-04/8_unia.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49