Византийское христианство глазами дадаиста

0
204
Время на чтение 4 минуты
"Художественный авангард и христианское богословие - сближение не такое уж неожиданное в прошлом веке", - утверждает священник Александр Задорнов, делясь с читателем своими размышлениями над жизнеописаниями преподобных Иоанна Лествичника, Симеона Столпника и Дионисия Ареопагита, вышедшими из под пера одного из основоположников дадаизма Хуго Балла.

Рец. на Хуго Балл. Византийское христианство. СПб., "Владимир Даль", 2008. - 384 с. ISBN 978-5-93615-058-6

Книга "Византийское христианство" (1923), по замыслу автора, должна была составить первый том намеченных трудов об отцах церкви. Её герои - Иоанн Лествичник, Симеон Столпник и Дионисий Ареопагит (Издательская аннотация).


Появление этой книги сегодня - сюрприз, граничащий с роскошью. В то время, когда на русский не переведена ещё основная немецкоязычная литература по "Ареопагитикам", выпустить работу Балла означает проявить изрядную издательскую смелость. Связано это, прежде всего, с личностью автора, стоявшего у истоков самого дадаизма. Автор предисловия к этому изданию проводит занятную аналогию: "Это как если бы Хлебников, отложив "будетлянство", занялся бы вдруг исследованием трудов и дней Сергия Радонежского или Нила Сорского" (С. 6). Впрочем, сравнение не столь уж фантастичное, если учесть, что по одной из версий в этимологии названия течения "дада" кроится сокращение от имени св. Дионисия Ареопагита.

Художественный авангард и христианское богословие - сближение не такое уж неожиданное в прошлом веке. Сбежавшие от всеевропейской воинской повинности Первой мировой в нейтральной Швейцарию, французские и немецкие художники ищут выход между неумеренным оптимизмом начала века и безысходностью нарождающегося "потерянного поколения". Недаром третий путь, предложенный посетителями цюрихского кабаре "Вольтер", Маяковский назовёт "всеутверждающим и всеотрицающим". Отрицались мёртвые формы, доставшиеся от буржуазной культуры XIX века, утверждалось всё, что способствовало бы рождению нового человека - от большевизма до мистицизма.

"Дада, - говорит по этому поводу Петер Слотердайк - по сути своей не течение в искусстве и не течение в антиискусстве, а радикальная "философская акция". Он развивает искусство воинствующей иронии". Одной из таких "акций" были антицерковные выходки Иоганнеса Баадера, приведшие к его высылке из Германии. Другой акцией стали книги Хуго Балла (Hugo Ball, 1886 - 1927), друга Германа Гессе, Карла Шмитта и Тристана Тцары, лидера дадаизма.

Общность происхождения из мира религиозного и потрясённость войною отметит Гессе в некрологе Баллу как родственные черты, объединяющие его со столь рано ушедшим другом. Тот же в последней своей книге-автобиографии Die Flucht aus der Zeit назовёт Гессе самым близким себе по мироощущению человеком.

Это признание - известное предостережение читателю "Византийского христианства" Балла. Не только в том смысле, что книгу эту следует рассматривать как очередной вариант европейского паломничества в страну Востока. Текст Балла как раз таки лишён той разжиженности, что порой сопровождают подобные опыты. Напротив, хотя и невозможно не отметить его сходства с эссе Честертона о Франциске Ассизском и Аквинате, Балл далек от скучного морализаторства английского писателя. Его жизнеописание свв. Иоанна Лествичника и Симеона Столпника достаточно плотно и адекватно своему предмету. Более того, оно не носит и следа принадлежности автора авангардному художественному проекту (и это если учесть, что сделал с тем же жизнеописанием преп. Симеона Бунюэль).

В центральном очерке книге, посвящённом "Ареопагитикам", Балл объединяет свой художественный дар с поистине феноменальным проникновением в описываемую реальность. И неважно, что пользуется он авторитетными для XIX столетия, но ныне устаревшими трудами Коха и Штиглмайра. Даже в этом отношении Балл близок не к тезису последних о полной зависимости трактатов корпуса от прокловской диалектики, но скорее предвосхищает тезис Сафре о генетической связи формы этих текстов, но не их содержания. Гораздо более, нежели афинский неоплатонизм, Баллу интересны "Ареопагитики" как антигностическая стратегия.

В этом пункте для Балла - не только оригинальность корпуса, но и вообще переход от античности к средневековью. Здесь же видится и причина связи Плотина, Прокла и Ареопагита - все они выступают союзниками по антигностическому фронту. Балл иногда излишне суров к гностицизму, находя его в трудах Климента Александрийского и, конечно же, Оригена. "Тем не менее, - пишет автор, - гностицизм продолжал существовать в христианском монашестве - том монашестве, которое появилось на исторической сцене в IV в., и на формирование которого самое большое влияние оказали Климент и апостол Павел" (С. 201).

Именно борьбой с гностицизмом I века объясняет Балл авторскую фикцию корпуса. Для автора это вполне естественно - в своих трудах "Дионисий" представляет себя тем "Ареопагитом", о котором упоминается в Деяниях апостолов. Исторический Ареопагит разводится Баллом с персонажем св. ап. Луки. Последний для него - архонт-басилей дионисийских мистерий, побеждённый ап. Павлом как пневматиком религии, в основе которой лежит распятие. Это и есть разрешение извечного противостояния Иерусалима и Афин.

В трудах Ареопагита Баллу слышится отголоски Элевсинских мистерий, их экстатического словаря, в том числе и лексикон мага Телестика, а "Послание к Поликарпу" - вообще автобиографическое свидетельство о выучке в египетском храмовом городе Гелиополисе. Здесь Балл и критикует тех же Коха и Штиглмайра, ведь принимая их точку зрения, "мы упускаем из виду, что Дионисий постигал идеологию этого круга для того, чтобы лучше ему противостоять, и что, с другой стороны, упомянутые неоплатоники (Ямвлих, Прокл) сами опирались на более древнюю традицию... Именно им Дионисий и объявляет войну: ту войну, в ходе которой астральная магия всех времён низвергается со своих царственных высот и характеризуется как некая форма невежества" (С. 222).

Согласитесь, последняя фраза в устах дадаиста и друга Германа Гессе дорогого стоит.

http://bogoslov.stack.net/text/299777.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Задорнов
Все статьи Протоиерей Александр Задорнов
Последние комментарии
Город спит, страна спит, форум идёт
Новый комментарий от Vladislav
06.09.2024 00:09
Баптисты США рассуждают о «Христианском коммунализме»
Новый комментарий от Агафон
05.09.2024 22:38
Христос – великий революционер?
Новый комментарий от Vladislav
05.09.2024 22:20
Сколько алчных тварей окрест нас?
Новый комментарий от В.Р.
05.09.2024 21:43
О вакцинах и вражеском коварстве
Новый комментарий от В.Р.
05.09.2024 20:10
«Соловей… Соловьи…»
Новый комментарий от Советский недобиток
05.09.2024 19:01