Просящему дай... А нужно ли?

Новости Москвы 
0
163
Время на чтение 5 минут
Нищие, попрошайки, бродяги... Почти каждый день видим мы их на станциях метро, на улицах, у дверей в крупные магазины... Часто грязные, неопрятные, пахнущие перегаром и немытым телом, со следами вчерашних побоев, протягивающие опухшие ладони или назойливо преследующие с пластиковым стаканчиком прохожих, - какие чувства вызывают они? Раздражение, брезгливость, отвращение и даже страх. И уж в последнюю очередь - жалость, сочувствие и желание помочь.

Привычная сцена: черноволосая, чернобровая женщина с золотыми зубами толкает перед собой инвалидное кресло с сидящим в нём безногим и (или) безруким мужчиной в военной форме... на коленях пакетик для денег... Подать? Но ведь вчера по телевизору показывали передачу про цыганскую мафию, делающую целый бизнес на нищих. Вон, вон ещё одна стоит - непонятно какой национальности, с крашеными жёлтыми волосами, чёрными у пробора... на руках беспробудно спящий младенец (говорят, родничок смазывают водкой, чтоб спал крепче... уже годам к четырнадцати такой ребёнок будет законченным алкоголиком). И ей подать? А вот старуха... почему у неё такое странное выражение лица? Что это она так низко голову опустила? А-а, понятно: на днях по телевизору сказали, что в Москве орудует целое сообщество, где артистов гримируют, объясняют некоторые приёмы и посылают милостыню просить...Одна из них, точно!.. О, "классика жанра" - пьяный бомж! Может, и этому подать?! Ну, уж нет. Да он эти деньги пропьёт через десять минут. Дома дети, неужто надо от них отрывать, чтоб кормить и поить всяких проходимцев?..

Вот довольно распространённые рассуждения современного человека. И надо сказать, что многие из думающих так верят в Бога, усердно посещают храм и регулярно читают Евангелие... И в одной из первых же глав этой Книги взгляд привычно скользит по словам: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Мысленно соглашаемся: да, милостивые... Знакомое слово. Откуда-то всплывает в памяти - "блажен, иже и скоты милует"... Ну, да, вон преподобный Серафим насекомых не трогал, терпел боль от укусов... Да, и вот это: "Суд без милости не сотворшим милости"...

Нет, это точно не про того, с кровоподтёком на лбу и заплывшими глазами, зловонного... И не про ту цыганку. Это про что-то другое, возвышенное... А здесь - грязь, грех, обман... Лучше уж деньги на хорошую книжку потратить...

Кстати, о книжках. В замечательной повести горячо любимого многими писателя Ивана Сергеевича Шмелёва "Богомолье" есть такой эпизод:

"...В убогом ряду отчаянный крик и драка. Кто-то бросил целую горсть - "на всех!" - и все возятся по земле, пыль летит. Лежит на земле старушка, лаптями сучит, а через неё рыжий лезет, царапает с земли денежку. Мотается головою в ноги лохматый нищий, плачет, что не досталось. Кто жалеет, а кто кричит:

-Вот бы водой-то их, чисто собаки скучились!..

Грех такой, - и у самых Святых Ворот! Подкатывается какой-то на утюгах, широкий, головастый, скрипит-рычит:

- Сорок годов без ног, третий день маковой росинки не было!..

Раздутое лицо, красное, как огонь, борода чёрная-расчёрная, жесткая, будто прутья, глаза - как угли. Горкин сердито машет:

- Господь с тобой... от тебя, как от кабака... стыда нету!..

Говорят кругом:

-Этот известен, ноги пропил! Мошенства много, а убогому и не попадёт ничего.

Поют слепцы, смотрят свинцовыми глазами в солнце, блестит на высоких лбах. Поют про Лазаря. Мы слушаем и даём пятак. (...)

Жалуются кругом, что слепцам только и подают, а у главного старика вон - "лысина во всю плешь-то!" - каменный дом в деревне. Старик слышит - и говорит:

- Был, да после завтра сгорел.

Кричат убогие на слепцов:

-Тянут-поют, а опосля пиво в садочке пьют!

А народ даёт и даёт копейки. Горкин даёт особо, "за стих", и говорит, что не нам судить, а обманутая копейка - и кошель, и душу прожгёт - воротится. Подаём слабому старичку, который сидит в сторонке: выгнали его из убогого ряда сильные, богатые".

Вот, как просто рассуждали прежде - "не нам судить, а обманутая копейка - и кошель, и душу прожжёт - воротится"!

Однако вспоминается и такое: в вагон метро вошла пожилая женщина, почти старушка, маленькая, сухонькая, бедно, но опрятно одетая, и стала просить денег на поездку в Чечню, где пропал её сын. Тихим голосом, пряча глаза и мучительно краснея, она просила помочь ей в её горе... Так вот, ЕЙ НИ РУБЛЯ НЕ ПОДАЛИ! В полном вагоне ни одного человека не нашлось. Когда эта женщина вышла из вагона, она пошатнулась, зажмурилась, и слёзы из глаз потекли. И было видно, что вытерпеть подобное она больше не в силах. Поезд отъехал от станции...

Если рассуждать по совести, то подозрением в обмане мы часто прикрываем равнодушие. Конечно, гораздо проще оправдать себя тем, что не хочется кормить "аферистов" или "маргиналов", чем подойти, расспросить и пошевелиться немного ради ближнего, хоть помочь ему как-то в его ситуации. И совсем не обязательно
пускаться в авантюры, например, приводить человека к себе домой, пытаясь подражать святым из патериков, но вот помочь найти координаты службы социальной помощи, это вполне в наших силах. Это и есть как раз та милостыня, о которой говорится: "Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф.5, 41-42).

Обманывают цыгане? А мы никогда не обманываем Бога?.. А может, хоть часть наших денег пойдёт на пропитание того безногого калеки или чумазых детей, одетых в синтетические отрепья?

Трудно поверить в честность и искренность иного попрошайки? А хотели бы мы оказаться на его месте? Могли бы выстоять с протянутой рукой хоть несколько минут? Ведь верно гласит поговорка: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся". А преп.Иоанн Лествичник напоминает: " Ничто так не смиряет душу как пребывание в нищете и пропитание подаянием". Тем более, если человек не внушает доверия, можно предложить ему конкретную помощь, например, купить билет на поезд и отдать кондуктору, помочь вещами и т.д.

Не хочется подавать "на бутылку"? Но ведь совсем не трудно дойти до ближайшего магазина и купить бездомному пьянице продуктов или хотя бы беляшей? Почему же мы так беззаботно закрываем глаза на горе наших ближних, пусть даже почти потерявших человеческий облик?

Кстати и о Лавре. Один знакомый священник никогда не ездил в Сергиев Посад, не имея при себе запаса мелочи. Его не раздражали толпы нищих - старушек, молодых женщин, детей, зачастую громко, нагло и почти весело даже не просивших, а требовавших "подать ради Христа", - он с радостью делился с "нищей братией" рублями и копейками. И вот, как-то раз, вернувшись из очередного паломничества в Лавру, этот батюшка грустно заметил: "Нищих на площади перед Лаврой разогнали... Жалко-то как... ни к чему хорошему это не приведёт".

Иногда приходится слышать несколько даже забавное высказывание: "Что-то с деньгами совсем туго... Нищих что ли поискать, подать?" И правда, давно замечено, что за доброе дело для ближнего Господь воздаёт сторицей, особенно, если и сами мы оказываемся в затруднительной ситуации. Ведь сказано: "Что сотворили единому из малых сих, то Мне сотворили"... Неслучайно же издревле существовал обычай подавать милостыню о здравии и упокоении.

Автору этих строк довелось общаться с замечательным человеком, лингвистом, знавшим 12 языков, отцом пятерых детей. Несмотря на необходимость кормить большую семью, он всегда находил возможность помочь тем, кто беднее его. Нищему он мог отдать всё содержимое кошелька. Подарить новые часы или перчатки даже малознакомому человеку, у которого их не было, - для него являлось самым обычным поступком. Такое же отношение к неимущим он прививал и своим детям, говоря, что у нас нет никаких добродетелей, обладая которыми, мы могли бы рассчитывать на спасение. А подать милостыню - это самое простое, не требующее от нас особенных усилий. Не можешь подать много - подай, сколько сможешь, но обязательно поделись с ближним. Ведь милостыню с полным основанием можно считать тем "некрадомым богатством", которое мы собираем на небесах и которому не страшны воры и ржавчина...

... "Осторожно, двери закрываются. Следующая станция..." В вагон вбегает парочка чумазых мальчишек с игрушечной гармошкой. Тот, что постарше, затягивает на своей оранжево-розовой пластмассовой тарахтелке нечто отдалённо напоминающее мелодию, а младший подходит поочерёдно к каждому из пассажиров, подолгу стоит перед ними, чуть ли не прижимаясь коленками к коленкам, и выжидающе ловит убегающий взгляд. Кто-то отворачивается, кто-то брезгливо кривит губы и неуверенно подымает руку в непроизвольном желании отгородиться, отогнать, а кто-то лезет во внутренний карман за кошельком и кладёт в грязную ладонь тускло-серую монетку...

http://www.pravmir.ru/article_2936.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.06.2024 21:46
Владимир Соловьёв: так выглядит моя дача
Новый комментарий от Вадим Винер
12.06.2024 19:38
Два взгляда на православных священников
Новый комментарий от Человек
12.06.2024 17:28
Прекрасное далеко
Новый комментарий от Советский недобиток
12.06.2024 16:57
Герман Греф – Паниковский или Балаганов?
Новый комментарий от Русский танкист
12.06.2024 15:32
Россия и Грузия: основы новой перезагрузки
Новый комментарий от Человек
12.06.2024 14:30
«Культ старцев» привел к крайнему искажению пастырства
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
12.06.2024 13:33