О "правильном устройстве народного образования"

0
371
Время на чтение 4 минуты
107 лет назад, 25 марта (7 апреля по нов. ст.) 1901 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, император и самодержец Всероссийский Николай II подписал очень важный документ, намечающий путь, по которому должно было идти усовершенствование российского образования. Приведем этот документ полностью[1].

Высочайший рескрипт, данный на имя члена государственного совета, генерал-адъютанта, генерала от инфантерии Ванновского

Петр Семенович! Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени. Опыт последних лет указал, однако, на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению.

Высоко ценя вашу государственную опытность и просвещенный ум, Я избрал вас в сотрудники Себе в деле обновления и устроительства русской школы и, призывая вас на особо важную ныне должность министра народного просвещения, твердо уверен, что вы строго и неуклонно будете идти к намеченной Мною цели и в дело воспитания русского юношества внесете умудренный опытом разум и сердечное о нем попечение.

Да благословит Господь Наши труды; да помогут Нам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем.

На подлинном собственно Его Императорского Величества рукою написано:

Искренне уважающий Вас

Николай
Царское село
25 марта 1901 года

* * *

Высочайший рескрипт адресован новому министру народного просвещения, назначенному государем вместо убитого террористами Н.П. Боголепова. В этом кратком документе содержится суть концепции образования, которая, по мнению царя, должна быть положена в основу начинающейся реформы. В этом предельно сжатом и емком документе всего несколько тезисов.

Вопрос образования - одна из "главных забот" государства, его "стойкая опора в будущем". Государь говорит о существенных недостатках того "учебного строя", который сложился ко времени его правления. И призывает приступить к коренному его пересмотру и исправлению. Трудиться над этим вопросом царь будет сам, возлагая на себя полноту ответственности ("Да благословит Господь Наши труды"; в тексте употреблена именно заглавная буква, относящая местоимение к императору). На помощь себе Государь призывает родителей и семью - ведь именно они "ближайшим образом" обязаны "пещись о детях". И этот союз царя (государства) и семьи родит "твердую и верную надежду Отечества".

Как и во многих других случаях, воля государя далеко не полностью была исполнена сменявшими друг друга министрами и "исполнителями на местах" - чиновниками и представителями "педагогического сообщества". Тем не менее именно в ту эпоху во многом был создан образовательный потенциал, которым пользуется Россия до сих пор. В рамках проведения реформы во время царствования Николая II возникало все больше новых учебных заведений, все больше образовательных проектов, в которых школа строилась на действительно новых началах, и прежде всего на активном участии семьи в образовательном процессе.

Однако завершить "коренной пересмотр и исправление" школы оказалось невозможно - наступил 1917 год. Произошла революция. Политика Николая II сменилась противоположной.

Для революции семья стала таким же врагом, как Церковь и царство. В своей статье "Разрушение семьи в советском государстве" И.А. Ильин говорит, что "все усилия коммунистов направлены на разрушение и упразднение буржуазной семьи, искоренение связанных с ней обычаев, а также обычного буржуазного права"[2]. Вот слова Бухарина: "Когда родители говорят "моя дочь, мой сын", то это указывает... и на право родителей на воспитание собственных детей. С социалистической точки зрения, это право никак не обосновано... следует отвергнуть и беспощадно высмеять претензии родителей..."[3].

После многочисленных экспериментов советская идеология построила собственную систему образования. Дети не были полностью отняты у родителей, однако право на их воспитание было отдано исключительно обществу. А сам учебный строй советской школы во многом повторял тот, что был характерен для российских гимназий рубежа веков - тот самый, на "существенные недостатки" и необходимость "коренного пересмотра" которого указывал царь.

Государь призывал родителей участвовать в деле образования - советская школа отрезала семью от образования. Государь указывал на обязанность родителей "пещись о детях" - советская школа "беспощадно высмеяла" это право.

Сейчас, 107 лет спустя, мы читаем обращение государя, наказ последнего русского царя. Государство, в котором мы живем, в лице своего президента признает сферу образования "системообразующей". Наше государство также признает, что существующая система образования нуждается в пересмотре.

Какой путь мы выберем сегодня, в 2008 году? Мы можем сохранить советскую систему образования, ее учебный строй, признать его лучшим и лишь корректировать его, согласуясь с потребностями времени. А можем "приступить к коренному его пересмотру". Мы можем отдать образование наших детей в руки государства, не допуская семью к участию в этом процессе. А можем услышать призыв государя: "Да помогут нам в них ("в Наших трудах") родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем".



[1] Текст взят из "Журнала Министерства народного просвещения" за май 1901 года.

[2] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10-ти т. М., 1998. Т. 7. С. 89.

[3] Там же. С. 104-105.


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/080404112638

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Сапрыкина
«Я создавала книгу практично, просто, с точки зрения мамы»
Презентация новой книги Анны Сапрыкиной «Всенощная»
07.07.2023
Про экономику и социализацию на уроках математики
Хозяин, наёмный работник или потребитель?
09.06.2023
Жена да боится мужа своего
Часть 2. Про культ мужа как секрет счастливого брака
28.01.2023
Все статьи Анна Сапрыкина
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49