Владыка в первую очередь был человек

0
265
Время на чтение 3 минуты
Где-то в середине 80-х у нас в Джорданвилле был семинарист, недавно выехавший из Союза, Сашка, горячая голова. Как-то на уроке патрологии, который преподавал Владыка, он разошелся и начал орать, обзывать Владыку, махать кулаками, полностью потерял контроль. Семинаристы потом рассказывали, что во всей этой истории их больше всего поразила кроткое самообладание Владыки (лучший урок патристики).

Узнав о происшедшем, пошел к Сашке, он мне в том же угаре заявил - не было бы на тебе мантии, я б с тобой поговорил! Угар штука заразительная, быстро скинул мантию, (худший урок патристики). Он в ужасе запрыгнул на кровать, сжался в клубок и закрылся локтями. Разговор не состоялся. В тот же день он убежал из монастыря, и вскоре поступил во Владимирскую семинарию, где жаловался на джорданвилльские ужасы, и что его у нас побили, хотя даже пальцем не тронул. Там он тоже не удержался.

Был тогда помощником инспектора семинарии, после пары подобных историй чувствую, что обязанность держиморды не под силу, попросил Владыку снять c этого послушания, он милостивно снял. Владыка в первую очередь был человек и по человечески всегда в подобных ситуациях шел навстречу, поэтому в Сиракузской епархии священники служили на одном приходе почти пожизненно и никуда не рвались, - от добра добра не ищут.

Из уроков Владыки по патрологии больше всего запомнился один, когда он рассказывал не о святоотеческом опыте, а о своем. Говорил, что старается не принимать поспешных решений, дает им достаточно времени созреть, чтобы потом не раскаиваться, молитва и время все расставляют по своим местам. Этому правилу он всегда следовал, что иногда раздражало некоторых, но в чем, думаю, был один из залогов успеха объединения Русской Церкви.

Жалоб не любил, иногда даже заслуженных, а жалобами его донимали постоянно. Не помню, чтобы он при мне осуждал кого-то, даже людей немало ему досадивших, выражение лица могло измениться, но осуждения не дождешься. За все время раскола никогда от него не слышал слово осуждения в адрес уходивших. В Православной Энциклопедии попросили написать статью про митрополита Виталия. Когда окончил, то редакция решила послать ее владыке Лавру на проверку. Он не желал своего собрата выставлять в неприглядном свете и попросил убрать весь конец статьи об уходе митрополита Виталия в раскол. Они мне ответили, что просьбу Владыки исполнят, но перенесут это в статью о РПЦЗ(В).

После избрания в митрополиты, по возвращении в монастырь, провожал Владыку в его скит, который он полстолетия тому назад построил с о. Геласием (домик этот легко поместится в большинство американских гостинных). Владыка заметно сдал, говорил, что трудно ему нести это послушание, согласился на него только с условием, что управлять будет временно, а потом передаст владыке Илариону. Но все свои послушания он нес до конца, и это довел до победного.

Владыка Лавр очень почитал своего духовника, архимандрита Киприана, и усыпальницу себе устроил рядом ним. Отец Киприан тоже ценил Владыку. Как-то зашла с ним речь о Владыке, отец Киприан говорит - не дай Бог что-то с ним случится, заменить его в монастыре совершенно некем. Хотя тогда еще много было старой, умудренной опытом, братии, вполне способных понести бремя настоятельское - сам отец Киприан, архимандрит Владимир, архимандрит Сергий.

Когда приехал в монастырь, Владыка в епископском сане еще продолжал выполнять свое давнее послушание - работал наборщиком в типографии. Вредная была работа, сидишь, набираешь под грохот линотипа, а под носом подвешенный на цепи слиток свинца плавится и выливается в шрифт, сколько лет он так просидел под этими свинцовыми парами. Владыка Иларион, кстати, тоже прошел через это свинцовое испытание. Типографию Владыка любил, это было его детище и всегда заботился, чтобы оборудование в ней было самое лучшее. Компьюторы в наборочной завели еще в 1978 г., когда они даже не в каждой комерческой типографии имелись (первыми наборщиками на них были мы с владыкой Иларионом).

Как-то уже в бытность его митрополитом, в фальцовочной трудяги наши что-то не поделили и одни не хотели работать с другими. Последний номер "Церковной Жизни" лежал сфальцованный, но не вложенный в конверты для рассылки. Владыка уже после повечерия, вместо отдыха сам взялся за отправку. Другие, увидев его за этим делом, тоже включились в работу.

Он не умел поучать речами, но у него здорово получалось личным примером. На полунощницу приходил всегда до начала службы (5 утра), после полунощницы ненадолго шел к себе, а затем возвращался на литургию, и так каждый день. Братскую трапезу и повечерие тоже почти никогда не пропускал. Монастырь был его жизнью, в нем он вырос и его ритмом жил. Когда уезжал из монастыря - нервничал, а когда возвращался, то распускался и благодушествовал, это был его дом. И даже незримое присутствие его в этом доме чувствовалось и наполняло его теплом.

С ним было легко иподьяконствовать. Если все перепутаешь - спокойно поправит. Во время службы никогда из себя не выходил. Вообще, никогда не видел его повышающим голос на кого-то. Очевидно, в нем этой стороны вовсе не было.

http://www.pravmir.ru/article_2776.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Монах Вениамин (Гомартели)
Все статьи Монах Вениамин (Гомартели)
Последние комментарии