Благовест давних столетий

0
288
Время на чтение 5 минут
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Васильевском острове, словно затоплен городским морем: только высокая колокольня его издалека виднеется над крышами, - если бы не она, то можно было бы ходить рядом с храмом и не подозревать о его существовании. Но даже если мы ежедневно видим этот храм, если мы даже заходили в него однажды, - подсказал ли нам кто-нибудь, куда мы попали, по каким камням ступаем, что видели эти стены, какие годы они пережили? История Благовещенской Василеостровской церкви тоже скрыта от праздных глаз, загромождена, затёрта современностью и не видна почти... А ведь была история!

Красивейшее елизаветинское барокко, неповторимый русский стиль: будь этот храм в каком ином городе, его берегли бы как зеницу ока, гордились им, показывали бы туристам, выпускали бы открытки с его изображением. Но Петербург богат и архитектурой, и историей, а богатство имеет одну неприятную особенность: в сундуке с золотом отдельные кольца-серёжки, даже самые прекрасные, незаметны.

А храм стоит, вырастает из середины XVIII столетия в наш XXI век. Задуман он был ещё при Анне Иоанновне, когда в столицу из города Серпухова приехал купец Иродион Чиркин торговать пивом на Васильевском острове. Торговля процветала, а купцу совесть не давала покоя: не слишком благочестивым казалось ему собственное предприятие. И он решил поставить храм - если уж не на весь Петербург, так хотя бы на весь Васильевский остров, - и скорее, скорее, время не терпит! И вот, чтобы не ждать долго, сначала поставили церковь деревянную, а потом уже начали готовиться к возведению каменной. Пока каменную возвели, деревянная успела прославиться среди столичных жителей; не будем вспоминать всех её прихожан, упомянем только Михаила Васильевича Ломоносова, который любил в ней молиться, знаменитого механика петровских времён академика А.К. Нартова и не менее известного путешественника по Камчатке С.П. Крашенинникова. И прочие прихожане были им под стать: армейские и статские генералы, профессора, купцы-миллионщики. Храм, как сейчас выразились бы, стал престижным.

Слушая об именитых прихожанах, я не выдержал и спросил у настоятеля Благовещенского храма о. Андрея Дьяконова:

- Может быть, я ошибаюсь, батюшка, но неужели никогда не ступала сюда нога святой Блаженной Ксении?

- А как же! - воскликнул о. Андрей. - Не может быть, чтобы она к нам не заходила! Конечно, никаких определённых адресов её житие не сохранило, а всё-таки мне кажется, что иначе и быть не могло. Ксения Блаженная была нередкой гостьей на Васильевском, здесь она помогала строителям Смоленской церкви - могла ли она пройти мимо нашего чудесного храма, который в ту пору был уже во всей своей красе? Непременно должна она была сюда заходить. Впрочем, это предположение, хотя и весьма вероятное, но вот другой великий русский святой тех лет - святитель Тихон Задонский - имеет к нашему храму самое прямое отношение: он его освящал. Было такое, было, хотя для всех имя святителя Тихона и связано с одной лишь Воронежской землёй. В 1762 году будущий святитель исполнял должность Кексгольмского викария (Кексгольм - это нынешний Приозерск). Случилось так, что всё петербургское священноначалие отбыло в Москву, на коронацию Екатерины II, и только один молодой, тогда ещё малоизвестный епископ Тихон остался в епархии. Ему и выпало освящать новый каменный храм. Тогда это никто не воспринял как особую милость Божию, зато теперь мы в полной мере понимаем, какая честь нам была оказана. Сейчас святой Тихон и плотию своей пребывает с нами: вот его икона с частицей мощей, наша главная святыня!

Узнав из слов батюшки, что храм освящался в дни коронации Екатерины Великой, я уже по-другому смотрю на эту замечательную церковь: выходит, она своего рода памятник славной екатерининской "революции", повернувшей страну от рабского германофильства к мощному национальному взлёту. А о. Андрей рассказывает, как храм успел побывать монастырём: по личному указанию Николая I сюда из Горицкого монастыря, что в Вологодской земле, была выписана знаменитая подвижница благочестия игуменья Феофания (Готовцева) с несколькими сёстрами. Но едва монахини обосновались на новом месте, как царь изменил своё решение: город рос, новый Николаевский мост связал Васильевский остров с центром, бурная столичная жизнь хлынула под самые стены нового монастыря... Царь, заботясь о душевном покое инокинь, перевёл их обитель на тихую окраину столицы, к Московской заставе. Сейчас это Новодевичий монастырь.

- Выходит, с Новодевичьим у нас самая тесная духовная связь: матушка Феофания нас объединяет, - говорит о. Андрей. - Она была великая подвижница, и сейчас Церковь думает о её прославлении в лике святых. Телом она покоится в своей обители, а о упокоении её души мы в нашем храме молимся за каждой литургией.

Вот ещё один интересный случай из жизни Благовещенской церкви. В середине XIX века Петербург на все лады обсуждал сногсшибательное известие: в этом храме крестили японца! И не просто японца, а в недавнем прошлом - ревностного буддиста! И не просто буддиста - буддистского монаха! Действительно: японец, бывший монах, а в России - учёный-филолог, чиновник русского Министерства иностранных дел, по имени Масда Кумедзаймон проникся духом Православия, принял святое крещение в Благовещенском храме и стал после этого Владимиром Яматовым.

Словом, чего только здесь не случалось!.. В предреволюционные годы приход храма считался "одним из замечательнейших приходов столицы". А потом... История известная.

- Скажите, батюшка, - спрашиваю я у отца настоятеля, - не мешают ли вам, как священнику, непрестанные строительные заботы?

- Да вы знаете, - даже помогают! Не удивляйтесь: священник должен каждый поворот своей жизни использовать для благовестия, для евангельской проповеди. Тем более мы, служащие в Благовещенском храме. Занимаясь строительством, приходится общаться с такой массой внешнего, нецерковного народа, что упускать такую возможность просто нехорошо. Я, конечно, никого из строителей, инженеров, городских чиновников не затаскиваю силком на богослужения и не проповедую им напрямую, но порою само общение с верующими людьми, возможность окунуться в церковную атмосферу, приводят их к вере.

Мы с отцом Андреем ходим по возрождаемому храму, рассматриваем удивительные росписи... Нигде вы не увидите подобных сюжетов: вот на потолке жертвоприношение Ноя - первая после Потопа молитва и первая в истории Земли радуга, знак милости Божией. Вот сюжет, который и я не знал: возвращение Креста Господня из Персии в Иерусалим; персы выкрали святыню, а византийский император Ираклий вернул её и хотел с почётом водрузить на прежнее место. Но у городских стен его торжественная процессия была остановлена неведомой силой. Тогда Патриарх Иерусалимский посоветовал императору: "Скинь с себя царские одежды и неси Крест, как Господь его нёс, - на собственных плечах, в рубище". Ираклий послушался и только так сумел войти в город.

- Наш крест - строительство, - говорит о. Андрей. - Тем, кто последует за нами, будет в этом отношении легче, но ведь без своего креста и они не останутся. Бог даст, вернутся храму все здания, когда-то принадлежавшие Благовещенскому храмовому комплексу, - а то нам сейчас и воскресную школу разместить негде, даром что церковь большая! Приходите к нам на наш престольный праздник, помолитесь у мощей святителя Тихона: он здесь особенно слышит наши молитвы; поклонитесь Богу там, где кланялась ему Блаженная Ксения, прикоснитесь к старому петербургскому благочестию, и, возможно, этот праздник Благовещения останется в вашей памяти особой главой, и Пасху вы сможете встретить с душой посвежевшей и обновившейся.

Адрес Благовещенского храма на Васильевском острове: В.О., 8-я линия, д. 67. Ст. метро "Василеостровская". Т. 328-29-22

http://pravpiter.ru/pspb/n195/ta008.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Дьяконов
Русский хор, которого не слышала Россия
Почему венские аристократы ломали стулья на концертах?
23.09.2014
Все статьи Священник Андрей Дьяконов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06