- Ваше высокопреподобие, фильм "Гибель империи. Византийский урок" обвиняют в пропаганде имперской идеологии. Как вы оцениваете такой взгляд на ваш телепроект?
- Россия - имперское государство по природе своей, хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или не нравится! Кто-то от одного этого словосочетания впадает в истерику, кто-то принимает как данность. Существует альтернатива: или страна будет жить и развиваться по законам имперского государства, или она распадется и погибнет. Мы этого не хотим. Почему же так яростно лишают нас права заглянуть в историю и взять у нее урок?
- Критики вашего фильма высказывают недоумение по поводу тех сравнений прошлого и современности, которые вы провели. Насколько было оправданно говорить о многовековом могуществе Византии?
- Позвольте, кажется, те же люди, которые предъявляют подобные претензии, сами сплошь и рядом проводят параллели, скажем, между Иваном Грозным и Сталиным, а затем их обоих проецируют на сегодня - и, по-моему, это не считают чем-то зазорным, а только бурно приветствуют. Нелепо говорить о том, что могущество Византии было непрерывным: и до, и после XI века империя не раз оказывалась на краю гибели. Только до поры до времени она умела выбираться из, казалось бы, безвыходных ситуаций; выбралась и в конце XI века, вернув при династии Комнинов положение ведущей державы Средиземноморья. Некоторые говорят: византийцы обязаны этим помощи венецианцев и крестоносцев, сближению в XII веке с развивающейся Европой. Но мы пытаемся заострить внимание на том, какую цену пришлось заплатить за это. Если в прежние эпохи выхода из кризиса достигали мобилизацией внутренних сил, то теперь империя оказалась в жесткой зависимости от сил внешних. Кончилась эта попытка "сотрудничества" с Западом катастрофой 1204 года. Но даже после этого византийцы, собрав все оставшиеся силы, вновь возродили свою империю: об этом свидетельствуют и шедевры Хоры, и духовный подъем исихазма, и расцвет византийской литературы и философии. А ведь это все XIV век, когда латиняне, венецианцы с генуэзцами, единоверные сербы с болгарами и, наконец, молодой Османский султанат со всех сторон наседали на Византию, раздираемую к тому же гражданскими войнами. Фильм призван обратить внимание на необычайную жизнестойкость этого удивительного государства, на глубинные причины его надлома и гибели, а вовсе не является неким восхвалением Византийской империи как идеального государства всех времен и народов.
- Ряд достаточно известных историков обращает внимание на исторические неточности фильма. В частности, вы рассказывали в фильме о византийских олигархах. Можно ли по отношению к столь далеким временам употреблять современную терминологию?
- Вполне. В Византии тех, кого мы в 90-е годы прошлого века называли "олигархами", именовали "динатами" - "сильными". Динатом мог стать любой внезапно разбогатевший человек, обычно сомнительными средствами получивший свою власть и богатство от государства и общества. Объединяло этих людей одно: могущество, в основе которого лежали деньги, связи и служебное положение. Главным инструментом их могущества была коррупция. В X веке центральная власть упорно пыталась бороться с усилением динатов и расслоением общества, ведь обнищание свободных земледельцев грозило разрушить устои государства. Но после смерти Василия II ситуация изменилась. Каждый новый император, ища поддержки этих самых динатов, был вынужден давать им послабления и льготы. Боясь потерять власть, они ослабляли армию, что привело к череде катастрофических поражений.
- Не являлись ли военные поражения Византии следствием того, что империя не создала своей профессиональной армии - аналога западных рыцарских монашеских орденов?
- Известно, что в Византии была прекрасная тяжелая кавалерия - закованные в броню всадники-катафракты стали основой небывалых военных успехов империи в X - начале XI века. Да и в XII веке византийская конница на равных сражалась с западными рыцарями. А вот то, что ни Византия, ни Русь не создали своих "крестоносцев" - людей, отправляющихся убивать ради искупления собственных грехов, - я считаю их огромным нравственным преимуществом. Согласитесь, даже с точки зрения обыденной морали - не говоря уже о христианских заповедях и церковных канонах - человек, ставящий убийство себе в заслугу, не заслуживает одобрения. Недавно высказывали еще одну идею, что Константинополь в 1204 году мог бы выстоять: если бы власть в Византии была децентрализована, а динаты, с их частными воинскими формированиями, имели бы всяческую поддержку государства, то глядишь, и смогли бы дать отпор западным рыцарям. Это глупость. Падение Константинополя произошло не из-за военного превосходства западных "солдат удачи". При наличии элементарной политической воли крестоносную ватагу под Константинополем ждал бы печальный, но заслуженный конец. Это признавали сами западные рыцари - почитайте мемуары Виллярдуэна или Робера де Клари. Причина падения огромного города заключалась в моральном разложении центральной власти, не без прямого влияния Запада...
- В научном сообществе есть мнение, что крах Византии произошел значительно раньше захвата ее Османской империей. Гражданская война и эпидемии совершенно ослабили Византию, и захватчики пришли, по сути, в разложившееся государство. Вы согласны с этим?
- Слом Византии произошел в 1204 году, когда Запад беспощадно разграбил Константинополь. В XIV веке византийская аристократия вела самоубийственную политику, погрузившись в борьбу за власть. И масла в огонь гражданских войн подливали иностранцы - венецианцы и генуэзцы, хозяйничавшие в империи. Что касается чумы, то она выкосила не только византийцев, но и все окрестные народы, включая тех же турок. Османский султанат фактически распался после разгрома, устроенного Тимуром при Анкаре в 1402 году, и его тоже трудно в это время назвать здоровым государством. Византия же, выдержав при Мануиле II семилетнюю турецкую блокаду Константинополя, будто бы получила новое дыхание: была возвращена Фессалоника, турки сами стали платить империи дань... Но османы сумели собраться с силами. А византийцы, как и болгары с сербами, уповали на помощь европейцев. В итоге против турок выступили только поляки и венгры, а когда тех разбили, турки стали полными хозяевами положения. Но нельзя забывать, какой ценой далось Мехмеду II взятие Константинополя. За несколько недель осады он потерял 70 тыс. человек, треть своего огромного войска - и это при том, что город защищали всего 7 тыс. военных и 20 тыс. вооруженных граждан. Едва ли это можно назвать захватом совершенно больного государства.
- Как следует из вашего фильма, у Византии и России схожие национальные проблемы. Не явилось ли одной из основных причин распада Византии отсутствие сильного национального самосознания? Нет ли и здесь прямых параллелей с ситуацией в нынешней России?
- В данном случае аналогии с Россией не являются столь прямыми. Византия в отличие от России была классическим примером политической нации. Говорить об этническом единстве ромеев не приходится, так как это была смесь очень многих народов. Критериями, объединяющими византийскую политическую нацию, были государство, греческий язык, православие и образ жизни. Сила Византии состояла в ее способности воспитывать попавшие в ее орбиту народы. Однако в XIIIм, и особенно в XIV веке среди интеллектуальной элиты Византии проявилась тенденция к этническому обособлению, к попытке замены универсального понятия "ромей" (римлянин) этнокультурным понятием "эллин". Носители идеологии "эллинства" быстро скатились к неоязычеству, к отвержению основ христианства, к отрицанию универсалистского государства. Они призывали перейти от империи к некоему подобию древнегреческих городов-полисов с искусственной неоязыческой религией. Занятно, что эти же круги советовали императорам отказаться от союза с соседними православными народами, например сербами и болгарами, но напрямую обращаться за помощью к Западу. В тех внешнеполитических условиях такая идеология была смертельно опасной для Византии, она программировала ее поглощение любым более сильным государством - турецким султанатом, итальянскими республиками или теми, кто захотел бы это сделать.
Черепов Сергей
http://www.profile.ru/items/?item=25476