Мусульмане поддержат тандем "Медведев-Путин"
Формальным поводом для встречи в столице Татарстана стал десятилетний юбилей объединительного съезда Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ. "У нас не было программы, платформы, было единственное желание - объединиться и все начать с чистого листа", - кратко проинформировал о конфликтах давно минувших дней председатель ДУМ РТ Гусман хазрат Исхаков. Затем он рассказал об особенностях местного ислама: "Мы, российские мусульмане, придерживаемся традиционных, умеренных взглядов, испокон века живем в мире и согласии с представителями других конфессий. Наш опыт мирного сосуществования разных культур и религий изучают во всем мире"."К концу 1990-х мы не могли остаться равнодушными и со стороны наблюдать, какая разобщенность творится в умах, - разъяснил журналистам политику казанского Кремля председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин, выступавший перед муфтиями на татарском языке. - Президентом Татарстана была поставлена задача попробовать объединить представителей исламской религии на территории РТ". Помня, что Татарстан - многонациональная и многоконфессиональная республика, представителям власти "приходится проводить очень выверенную политику по отношениям к представителям всех традиционных конфессий", добавил он. "У нас в Татарстане нет никакого напряжения - значит, мы на правильном пути в своей политике и своих делах", - заключил Фарид Мухаметшин.
Итогом первой части заседания Совета муфтиев России (СМР) стало принятие обращения к соотечественникам-мусульманам с призывом "принять самое активное участие в избрании президента РФ и отдать свои голоса в поддержку сильной команды единомышленников и профессионалов - тандему "Дмитрий Медведев - президент страны, Владимир Путин - глава правительства". "Мы должны поддержать тех, кто делает благо для нашей религии, для мусульман нашей страны", - подчеркнул председатель СМР Равиль хазрат Гайнутдин.
Совет улемов для борьбы с "нелояльными исламу"
На следующий день мусульманские священнослужители и религиозные деятели перебрались из суетного торгово-развлекательного комплекса "Корстон" в спокойный мусульманский, при мечети "Марджани", чтобы в тесном кругу обсудить самые актуальные вопросы.Группа членов СМР выступила за создание при нем Совета улемов (мусульманских богословов). Состояние приходов меняется - "татары стали исчезать, их заменяют другие наши братья" (имелись в виду выходцы с Кавказа и из Средней Азии с иными исламскими традициями), мотивировал необходимость новой структуры председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов. Появилось множество молодых грамотных ученых, в том числе светских, которые хотят помочь единоверцам, однако сейчас их силы распылены. "Есть организации, нелояльно относящиеся к исламу, и не всегда Совет муфтиев правильно и быстро отвечает на эти вопросы, - продолжил г-н Идрисов, не уточняя, впрочем, что он имеет в виду. - У нас есть два пути: либо бороться против этих людей и организаций, либо возглавить их". Второе предложение было почти шуткой. Представитель нижегородских мусульман всерьез видел Совет улемов мозговым и аналитическим центром Совета муфтиев с рядом контролирующих полномочий.
Его поддержал зампред муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов, напомнивший, что подобные советы уже действуют в РТ и в Дагестане - "центре исламской учености". "Совет улемов - никакая не организация, а орган при СМР, им же он должен и комплектоваться", - развеял г-н Якупов предположения о возможной конкуренции двух Советов. Для наглядности он сравнил СУ с Академией наук. Однако ректор Московского исламского университета Марат Муртазин выявил ряд противоречий подготовленного положения о Совете улемов уставу Совета муфтиев, подведя собравшихся к мысли о нежелательности перетекания части полномочий СМР к новой структуре. Его решительно поддержал Равиль Гайнутдин, поручив доработать проект положения о СУ и представить его на очередное заседание Совета муфтиев. "Всем нужны регалии федерального уровня, а не предлагаемый руководством СМР маленький отдельчик, - пояснил в кулуарах суть происходящего один из участников заседания. - Тогда как думать нужно о том, что мы можем дать людям, а не ислам - дать нам".
"Очернять Россию в Европейском суде мы не будем"
Глава Духовного управления мусульман азиатской части Росси муфтий Нафигулла Аширов поднял вопрос о запрещенной исламской литературе. Накануне и в ходе заседания его очень беспокоило, что об этой теме могут забыть, и он неоднократно напоминал о ней. Недавно Бугурусланский горсуд признал экстремистскими и запретил распространение в России множества книг, изъятых в местном медресе "Аль-Фуркан". В список запрещенных попали издания без указания выходных данных, например, "Основы ислама", хотя книги с таким названием имеются практически в каждой мусульманской семье. "Если молчать, список будет расширяться и дальше", - предостерег муфтий Аширов.Все началось с запрета ваххабитской "Книги единобожия" - как считает Нафигулла хазрат, "из-за нескольких абзацев, которые там присутствуют". "Мы так и не смогли оспорить этот запрет, - указал он. - Ответчики - издательство "Бадр" - не подняли этот вопрос, и мы не стали выступать. Следующий массовый запрет - 14 книг турецкого богослова Саида Нурси. Книги специфические, у нурсистов есть своя организация...". "По этому вопросу мы специально наняли адвоката, я лично обратился к генпрокурору Чайке, но мы так и не получили решение суда, - прояснил позицию СМР по трудам Нурси Равиль Гайнутдин. - Оказалось, что запрещены не сами эти книги, а их русские переводы, изданные определенным издательством. Если их выпустит другое издательство - все в порядке".
Как полагает один из участников заседания, дело не в конкретных книгах, будь это произведения Саида Нурси или жизнеописание пророка Мухаммада. "Речь идет о выборе вектора развития российского исламского сообщества, - считает он. - Условно, арабский он будет или наш, российский. И с этой точки зрения, может быть, эти книги действительно следует запретить".
Однако большинство участников заседания разделяли опасения Нафигуллы Аширова. "Надо как можно скорее принять обращение - хоть к президенту, хоть к Чайке", - призвал Гусман Исхаков, добавив, что для начала подписи под ним поставят члены СМР, а потом их будут собирать среди простых мусульман. Часть запрещенной литературы входит в список учебной в исламских средних и высших учебных заведениях, отметил он. "А что мы будем делать дальше? - предложил задуматься Равиль Гайнутдин. - Книги из "бугурусланского" списка запрещены судом без ответчика, кулуарно - не нашлось ни одного мусульманина, чтобы он ответил на их (судей) вопросы. От имени Совета муфтиев мы должны делать шаги, чтобы еще раз рассмотреть это дело в суде".
Если понадобится, дело дойдет до международных инстанций, хотя муфтий Гайнутдин высказал надежду, что областной или хотя бы Верховный суд РФ отменит решение нижестоящего Бугурусланского суда. "Очернять Россию в Европейском суде мы не будем - мы патриоты, - констатировал председатель СМР. - Уверен, мы найдем право и законность у себя в стране". Кроме того, считает Равиль Гайнутдин, "нам нужно добиться, чтобы мнение наших (мусульманских) экспертов в российском обществе было принято всерьез, чтобы государство признавало результаты экспертиз, сделанных учеными-мусульманами". Пока же правоохранительные органы привлекают светских специалистов, нередко, как полагают участники заседания, враждебно настроенных по отношению к исламу. Для исправления ситуации при СМР решено создать научно-богословский экспертный совет.
"Запрещение религиозной литературы - тревожный знак для граждан России, воспринимаемый нами как возрождение былой цензуры и тотального идеологического контроля, - говорится в итоговом обращении Совета муфтиев. -...Мы считаем, что определение перечня экстремистской религиозной литературы является внутренним делом каждой конфессии и именно на этом уровне должны приниматься соответствующие решения". Задача государства, убеждены мусульманские религиозные деятели, - "пресекать деятельность только тех организаций, которые нарушают действующее законодательство, а не делать религиозную литературу виновником существующих социально-политических проблем".
Муфтии против "полной православизации" мусульман
Совет муфтиев также выработал позицию по отношению к призванному заменить "Основы православной культуры" предмету "Духовно-нравственная культура", "который продвигает и поддерживает Русская православная церковь". Марат Муртазин лишний раз напомнил об отношении СМР к ОПК: "преподавание в государственных школах культуры только одной, пусть и самой распространенной, конфессии, ущемляет права мусульманского населения". Предполагается, что ДНК будут преподавать с 1 по 11 класс один-два урока в неделю, что по подсчетам Муртазина составит 418 или 836 аудиторных часов. Освоение такого объема часов требует огромного количества учебных пособий для школьников и преподавателей, и "РПЦ в течение десятилетия ведет над этим работу". Впрочем, и мусульмане подойдут к ДНК не с пустыми руками: Московский исламский университет разработал учебник исламоведения для школ и готов проводить семинары для учителей.Проблема в другом, считает Марат Муртазин: "РПЦ, несмотря на наши возражения, везде пропагандирует и продвигает план раздельного обучения". Предполагается, что православные школьники будут знакомиться с духовно-нравственной культурой своей конфессии, ребята-мусульмане - исламской, а ученики-атеисты - с некоей светской "общечеловеческой" этикой. Стандарт ДНК пока не утвержден. "Мы должны определить отношение к этому предмету, - призвал ректор МИУ. - Если мы с ним согласны - нужны учебники и учителя для преподавания духовно-нравственной культуры ислама. Иначе 50% школьников исламского вероисповедания пойдут на православие, а вторые 50% - на атеистическую этику".
В российских школах знания о ДНК должны преподаваться вместе, детей нельзя делить по конфессиональному признаку, резюмировал Марат Муртазин. В нынешней ситуации от введения нового предмета выиграют лишь в местах компактного проживания мусульманского населения, считает он, тогда как в 80% регионов произойдет "полная православизация детей мусульман". "Если в классе два татарина - никто не будет организовывать для них отдельный урок ислама, - поддержал его Нафигулла Аширов. - И они пойдут на атеизм, а скорее всего - вместе со всеми на православие. Родители в большинстве своем совершенно не имеют мусульманского самосознания. Ладно, чеченцы, дагестанцы будут драться, сопротивляться... резаться, если надо, но наши-то - законопослушны. И мать мусульманина пойдет в магазин Библию покупать. А там нам придется их и печатать!".
Последние фразы муфтия Аширова хотя и встретили понимающим смехом, но говорил он вполне серьезно. "Мы должны добиваться общих уроков духовной культуры всех традиционных религий", - констатировал муфтий. "Если уроки ДНК действительно станут обязательными для всех, мы должны как-то в этом участвовать, иначе в школах будет только православие, - высказал общее мнение ректор казанского Российского исламского университета Рафик Мухаметшин. - Мы должны попытаться предложить свой мусульманский компонент". "Россия - светское государство, никто не смеет нарушать равенство конфессий, и это положение Основного закона, - резюмировал для журналистов Равиль Гайнутдин. - Вот если государство станет религиозным - то мусульмане законопослушны, они изменят свое отношение, но для этого нужно идти законным путем, вносить соответствующие изменения в Конституцию. А пока этого не произошло, мы требуем защиты прав каждого гражданина вне зависимости от конфессиональной принадлежности".
Руководство Татарстана стоит на тех же позициях. Официальная Казань выступает за преподавание в школах культурно-нравственных основ четырех традиционных российских конфессий и считает, что делать это должны светские преподаватели. "Мы находим понимание у всех народов, населяющих республику", - заявил председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Ранее республиканские власти так же разделяли отношение СМР к введению "Основ православной культуры", что с признательностью отметил Равиль Гайнутдин.
http://www.rosbalt.ru/2008/02/18/457341.html