Но мой доклад находится в чисто практической плоскости. Я хочу рассказать об опыте создания православного издания для широкого круга читателей в рамках светской городской газеты.
Проект этот имеет совсем еще небольшую историю, он появился в мае 2007 года, то есть ему меньше года. Тем не менее, рассказать уже есть о чем. Правда, словосочетание "Православное издание" звучит слишком громко. Наш проект - это выходящие раз в месяц четыре полосы в газете формата "таблоид" или А-3.
Для начала мне хотелось бы рассказать о самом издании, в котором этот проект возник. Еженедельная общественно-политическая газета "Саратовский Взгляд" финансируется частным лицом - бизнесменом, имеющем интересы в крупном бизнесе, а, значит, и местной политике. Обычная ситуация для нынешнего этапа развития средств массовой информации в России. Газета издается около двух лет.
Однако, редакционный коллектив сложился намного раньше, собрав ярких представителей саратовского журналистского сообщества. Можно сказать, что наша редакция - это оказавшиеся на одном островке, "выжившие" сотрудники нескольких изданий, исчезнувших в процессе политических и экономических преобразований в регионе.
Если описывать характер редакционного организма то можно сказать так: это свободолюбивая, амбициозная натура, имеющая собственный взгляд на происходящее и чрезвычайно дорожащая своей свободой. Не буду утверждать, что мы имеем полную свободу в выражении мнений и позиций, но ее степень достаточно высока, по сравнению с государственными и официальными СМИ региональной власти.
Газета пытается быть злободневной, острой, хлесткой, часто бывает злой. Издание затрагивает широкий круг проблем от политики до социальной проблематики и культуры. Гарантия попадания материала в номер - наличие в нем эксклюзивной информации и разоблачительный тон.
Коллектив у нас разновозрастной и разнохарактерный. Отношение к религии колеблется от искренней веры и сдержанной толерантности до воинствующего атеизма. То есть, являет собой миниатюрный образчик современного общества.
Я рассказала обо всем этом, чтобы объяснить, в какой газете и в какой атмосфере появился православный медийный проект. Идея его создания принадлежит, конечно же, издателю. Но разработка концепции была доверена редакторскому составу.
Коллектив газеты принял известие о новом проекте, мягко говоря, без восторга. А для меня, поскольку его предложили возглавить мне, это известие стало полной неожиданностью. Моя должность в газете - редактор отдела социальной политики. Я - православная христианка - но я не представляла, как в издании такого формата можно подавать статьи о Православии?! На мой взгляд, не представлял этого и главный редактор, но мы решили попробовать. Было даже интересно, сможем ли мы разрушить существующие стереотипы в освещении христианской тематики или так же как многие СМИ региона скатимся к шаблонам.
Не хотелось следовать за другими изданиями, которые, желая подчеркнуть уважение к "национальным традициям" из года в год печатают однообразные материалы, что-то вроде "кухня православного поста" или "священник отвечает на вопросы читателей". Не хотелось походить и на чисто церковные издания - в Саратовской епархии таких несколько, и пишутся они, прежде всего, для воцерковленных людей. Это подразумевает определенный стиль подачи информации, для нас он был неприемлем.
Мы назвали проект "Взгляд-Православие", чтобы подчеркнуть единство всей газеты и этих четырех полос. Чтобы не было ощущения автономного вкладыша, резко выбивающееся из общего формата издания.
В первом же выпуске, мы обратились к читателям с таким, открывающим проект, сообщением: "То, что вы сейчас видите перед собой - новый проект нашей редакции. Мы долго думали, как его назвать. Чтобы верно обозначить его интонацию. "Православный взгляд"? Нет, мы - такие же, как вы. Ищущие и сомневающиеся, испытывающие интерес и скептически настроенные. Единственное, в чем нас нельзя заподозрить, это в равнодушии к тому, что происходит в обществе. В новом проекте нам хотелось бы рассказать вам о том, что волнует и интересует нас самих - например, о том, какое же оно, современное Православие?".
С самого начала мы определили для себя границы. Сначала - каким наш проект не должен быть. Мы решили - никакого елея и приторности, никакого официоза и кухонной, бытовой религиозности. Наш формат это - современный динамичный стиль подачи информации, необычный ракурс самых обычных событий, творческий и, самое главное - личный подход. Личный - значит никакого Интернета и как можно меньше информации из вторых рук. По нашему глубокому убеждению, чтобы зажечь искру в сердцах читателей, журналист должен пропустить тему через себя, свои ощущения, эмоции.
И еще один принцип - мы хотели, чтобы писали во "Взгляд-Православие" по преимуществу молодые авторы. Безусловно, мы за преемственность в журналистике, в редакции "Взгляда", как я уже говорила, работают журналисты разных поколений. Но именно в православном проекте хотелось видеть больше молодых.
Поскольку планка была поднята достаточно высоко, поначалу у нас было много трудностей разного характера. Самая главная - найти молодых авторов. Молодежь сейчас вообще неохотно идет в печатные СМИ. Выпускники журфаков бредят теле-славой.
Но поскольку "Саратовский Взгляд" - достаточно авторитетное издание в городе, к нам все же приходят молодые люди, желающие попробовать себя в журналистике. Правда, когда мы говорили им: "Давай ты попробуешь написать об открытии храма. И кстати, как насчет освещения православной тематики?", их интерес сразу пропадал.
Архимедов рычаг, который, на мой взгляд, может свернуть эту проблему, это свойственные всем молодым людям авантюризм и амбициозность. Юнкору не интересно писать об открытии восстановленного монастыря, зато интересно пожить там, разделить с монахами трапезу, потаскать с ними кирпичи, а потом написать об этом, рассказать о своих открытиях. Свежесть открытий - вот что оживляет любую тему. Возможность окунуться в другую, незнакомую реальность - вот чем мы заманивали во "Взгляд-Православие" молодых авторов.
Кроме того работа в общем формате газеты означала для проекта "Взгляд-Православие" не только следование общему стилю в подаче информации, но и общий для всех режим работы с обсуждением вышедших материалов на общередакционных планерках. Это тоже стало стимулом для юнкоров. Ведь оценка коллег-профессионалов зачастую бывает важнее гонораров.
Вот так практически с нуля у нас образовался небольшой костяк молодых авторов. И сегодня проблема поиска журналистов, желающих побывать в гуще православных событий, практически решена.
Еще один "взглядовский" прием, позволяющий привлекать молодых авторов на православные полосы - полное доверие. В экономической, политической, социальной журналистике им не дают больших материалов и серьезных тем, а здесь - абсолютная свобода.
Но это не значит, что мы работаем только с молодыми журналистами. Во "Взгляд-Православие" пишут авторы разных возрастов: и штатные, и внештатные. Такие жанры как очерк, аналитический обзор - территория опытных авторов. Единственные, чье участие в проекте мы ограничиваем, это журналисты, работавшие ранее в православных изданиях. К сожалению, однажды усвоенный ими шаблонный стиль трудно изменить.
Еще одна проблема, с которой мы столкнулись, это взаимодействие журналистов со священниками. Надо отдать должное информационному отделу Саратовского епархиального управления. С самого начала нам была предоставлена всесторонняя помощь и поддержка. Они соглашались с нашими требованиями и стоически терпели и терпят наши ошибки, ляпы, наш "нестандартный подход". Большое им за это спасибо.
Но так же как мы - журналисты пока только учимся сотрудничать с Церковью, так же и Церковь, на мой взгляд, делает сейчас первые шаги к светским средствам массовой информации. И это время не может быть простым.
Хотелось бы сказать и о стиле речи священников. Я не хочу сказать, что все они говорят скучно и однообразно. Проблема в другом. Интересный, яркий рассказ батюшки после правки может оказаться сухим и вычищенным до стерильной чистоты. Уверена, этому есть благочестивое обоснование. И все же, убеждена, Церковь может говорить с паствой живым, ярким, по-хорошему доступным языком. Давайте вместе, бережно, с уважением выстраивать этот тон, приемлемый для одних и читабельный для других.
К сожалению, у Церкви нет доверия к журналисту. Священник ждет подвоха, ошибки. Но этот лед, я уверена, необходимо растапливать и переходить на отношения большего доверия. Думаю, несмотря на мелкие трудности и незначительные непонимания, мы - Саратовское епархиальное управление и "Взгляд-Православие" в этом значительно преуспели.
Сегодня наш проект это вполне сформировавшееся издание в издании. В первом же выпуске мы показали, что собираемся затрагивать самые нестандартные темы, писать о современном Православии то, что нас волнует. Например, в вышедшей в первом выпуске, статье "Эксклюзивная молитва", мы проанализировали такую тенденцию, как воцерковление власть имущих людей. Позже были материалы о епархиальном бюджете. Ведь "богатство Церкви" - очень популярная среди обывателей тема. Мы попытались развеять мифы и предоставить достоверную информацию. В одном из последних номеров "Взгляд-Православие" рассуждал о перспективах православных молодежных организаций. В то же время, мы стараемся не перегружать читателя проблематикой и с удовольствием погружаемся в интересные, читабельные темы. Особенный интерес вызвала серия материалов о городских суевериях. Обязательно присутствуют и вдумчивые, серьезные материалы. Темой отдельного номера стало православное монашество и монастыри Саратова.
"Взгляд-Православие" использует максимально широкий спектр жанров, у нас есть новости, очерки, аналитические материалы, исторические исследования. Мы берем интервью у священников, приглашаем к сотрудничеству профессорско-преподавательский состав саратовских вузов, делаем интервью с актерами театра и кино, готовыми говорить о своем отношении к Православию, просто интересными людьми. Выходят репортажи, в том числе в подзабытом печатными СМИ формате "журналист меняет профессию". На мой взгляд, для светско-религиозных проектов это настоящая находка. Жанр позволяет, не перегружая читателя аналитическими измышлениями, представить явление таким, каким его увидел журналист. Недавно у нас появилась новая рубрика - открытая полемика между читателем и священником. Но это не замыленный газетами "вопрос-ответ", а свободное высказывание мнений. Это своего рода "Гайд-парк" нашего проекта.
Одна из основных задач, которые мы преследуем - чтобы человек, купивший общественно-политическую газету "Взгляд", не пролистнул наши четыре полосы, а остановился, зацепился взглядом. Для этого мы используем яркие, цепляющие взгляд заголовки, интересную по дизайну верстку, профессиональные фоторепортажи - во "Взгляде-Православие" работает один из опытнейших фотокорреспондентов Саратова, внештатный фотокорр агентства ИТАР-ТАСС. Кроме того, проект "Взгляд-Православие" представлен в Интернете, как страница информационного портала "Взгляд-инфо".
В завершении хочу сказать, что когда проект "Взгляд-Православие" начинался, мне не верилось, что такое возможно. Сегодня я готова убеждать кого угодно, что Православная Церковь, будучи духовным стержнем российского общества, вполне вписывается в концепцию современных средств массовой информации.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4606&Itemid=60