Опыт создания проекта "Взгляд-Православие"

Выступление на секции "Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика" в рамках XVI образовательных Рождественских чтений

0
210
Время на чтение 7 минут
На Рождественских чтениях, собравших немало авторитетных религиозных, общественных деятелей, работников образования и науки, прозвучало множество выступлений, в которых авторы снова и снова возвращались к философским, нравственно-этическим обоснованиям дальнейшего построения взаимоотношений Церкви с общественными, государственными институтами. Несмотря на объективные, положительные подвижки в этом вопросе, говорить об этом необходимо.

Но мой доклад находится в чисто практической плоскости. Я хочу рассказать об опыте создания православного издания для широкого круга читателей в рамках светской городской газеты.

Проект этот имеет совсем еще небольшую историю, он появился в мае 2007 года, то есть ему меньше года. Тем не менее, рассказать уже есть о чем. Правда, словосочетание "Православное издание" звучит слишком громко. Наш проект - это выходящие раз в месяц четыре полосы в газете формата "таблоид" или А-3.

Для начала мне хотелось бы рассказать о самом издании, в котором этот проект возник. Еженедельная общественно-политическая газета "Саратовский Взгляд" финансируется частным лицом - бизнесменом, имеющем интересы в крупном бизнесе, а, значит, и местной политике. Обычная ситуация для нынешнего этапа развития средств массовой информации в России. Газета издается около двух лет.

Однако, редакционный коллектив сложился намного раньше, собрав ярких представителей саратовского журналистского сообщества. Можно сказать, что наша редакция - это оказавшиеся на одном островке, "выжившие" сотрудники нескольких изданий, исчезнувших в процессе политических и экономических преобразований в регионе.

Если описывать характер редакционного организма то можно сказать так: это свободолюбивая, амбициозная натура, имеющая собственный взгляд на происходящее и чрезвычайно дорожащая своей свободой. Не буду утверждать, что мы имеем полную свободу в выражении мнений и позиций, но ее степень достаточно высока, по сравнению с государственными и официальными СМИ региональной власти.

Газета пытается быть злободневной, острой, хлесткой, часто бывает злой. Издание затрагивает широкий круг проблем от политики до социальной проблематики и культуры. Гарантия попадания материала в номер - наличие в нем эксклюзивной информации и разоблачительный тон.

Коллектив у нас разновозрастной и разнохарактерный. Отношение к религии колеблется от искренней веры и сдержанной толерантности до воинствующего атеизма. То есть, являет собой миниатюрный образчик современного общества.

Я рассказала обо всем этом, чтобы объяснить, в какой газете и в какой атмосфере появился православный медийный проект. Идея его создания принадлежит, конечно же, издателю. Но разработка концепции была доверена редакторскому составу.

Коллектив газеты принял известие о новом проекте, мягко говоря, без восторга. А для меня, поскольку его предложили возглавить мне, это известие стало полной неожиданностью. Моя должность в газете - редактор отдела социальной политики. Я - православная христианка - но я не представляла, как в издании такого формата можно подавать статьи о Православии?! На мой взгляд, не представлял этого и главный редактор, но мы решили попробовать. Было даже интересно, сможем ли мы разрушить существующие стереотипы в освещении христианской тематики или так же как многие СМИ региона скатимся к шаблонам.

Не хотелось следовать за другими изданиями, которые, желая подчеркнуть уважение к "национальным традициям" из года в год печатают однообразные материалы, что-то вроде "кухня православного поста" или "священник отвечает на вопросы читателей". Не хотелось походить и на чисто церковные издания - в Саратовской епархии таких несколько, и пишутся они, прежде всего, для воцерковленных людей. Это подразумевает определенный стиль подачи информации, для нас он был неприемлем.

Мы назвали проект "Взгляд-Православие", чтобы подчеркнуть единство всей газеты и этих четырех полос. Чтобы не было ощущения автономного вкладыша, резко выбивающееся из общего формата издания.

В первом же выпуске, мы обратились к читателям с таким, открывающим проект, сообщением: "То, что вы сейчас видите перед собой - новый проект нашей редакции. Мы долго думали, как его назвать. Чтобы верно обозначить его интонацию. "Православный взгляд"? Нет, мы - такие же, как вы. Ищущие и сомневающиеся, испытывающие интерес и скептически настроенные. Единственное, в чем нас нельзя заподозрить, это в равнодушии к тому, что происходит в обществе. В новом проекте нам хотелось бы рассказать вам о том, что волнует и интересует нас самих - например, о том, какое же оно, современное Православие?".

С самого начала мы определили для себя границы. Сначала - каким наш проект не должен быть. Мы решили - никакого елея и приторности, никакого официоза и кухонной, бытовой религиозности. Наш формат это - современный динамичный стиль подачи информации, необычный ракурс самых обычных событий, творческий и, самое главное - личный подход. Личный - значит никакого Интернета и как можно меньше информации из вторых рук. По нашему глубокому убеждению, чтобы зажечь искру в сердцах читателей, журналист должен пропустить тему через себя, свои ощущения, эмоции.

И еще один принцип - мы хотели, чтобы писали во "Взгляд-Православие" по преимуществу молодые авторы. Безусловно, мы за преемственность в журналистике, в редакции "Взгляда", как я уже говорила, работают журналисты разных поколений. Но именно в православном проекте хотелось видеть больше молодых.

Поскольку планка была поднята достаточно высоко, поначалу у нас было много трудностей разного характера. Самая главная - найти молодых авторов. Молодежь сейчас вообще неохотно идет в печатные СМИ. Выпускники журфаков бредят теле-славой.

Но поскольку "Саратовский Взгляд" - достаточно авторитетное издание в городе, к нам все же приходят молодые люди, желающие попробовать себя в журналистике. Правда, когда мы говорили им: "Давай ты попробуешь написать об открытии храма. И кстати, как насчет освещения православной тематики?", их интерес сразу пропадал.

Архимедов рычаг, который, на мой взгляд, может свернуть эту проблему, это свойственные всем молодым людям авантюризм и амбициозность. Юнкору не интересно писать об открытии восстановленного монастыря, зато интересно пожить там, разделить с монахами трапезу, потаскать с ними кирпичи, а потом написать об этом, рассказать о своих открытиях. Свежесть открытий - вот что оживляет любую тему. Возможность окунуться в другую, незнакомую реальность - вот чем мы заманивали во "Взгляд-Православие" молодых авторов.

Кроме того работа в общем формате газеты означала для проекта "Взгляд-Православие" не только следование общему стилю в подаче информации, но и общий для всех режим работы с обсуждением вышедших материалов на общередакционных планерках. Это тоже стало стимулом для юнкоров. Ведь оценка коллег-профессионалов зачастую бывает важнее гонораров.

Вот так практически с нуля у нас образовался небольшой костяк молодых авторов. И сегодня проблема поиска журналистов, желающих побывать в гуще православных событий, практически решена.

Еще один "взглядовский" прием, позволяющий привлекать молодых авторов на православные полосы - полное доверие. В экономической, политической, социальной журналистике им не дают больших материалов и серьезных тем, а здесь - абсолютная свобода.

Но это не значит, что мы работаем только с молодыми журналистами. Во "Взгляд-Православие" пишут авторы разных возрастов: и штатные, и внештатные. Такие жанры как очерк, аналитический обзор - территория опытных авторов. Единственные, чье участие в проекте мы ограничиваем, это журналисты, работавшие ранее в православных изданиях. К сожалению, однажды усвоенный ими шаблонный стиль трудно изменить.

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись, это взаимодействие журналистов со священниками. Надо отдать должное информационному отделу Саратовского епархиального управления. С самого начала нам была предоставлена всесторонняя помощь и поддержка. Они соглашались с нашими требованиями и стоически терпели и терпят наши ошибки, ляпы, наш "нестандартный подход". Большое им за это спасибо.

Но так же как мы - журналисты пока только учимся сотрудничать с Церковью, так же и Церковь, на мой взгляд, делает сейчас первые шаги к светским средствам массовой информации. И это время не может быть простым.

Хотелось бы сказать и о стиле речи священников. Я не хочу сказать, что все они говорят скучно и однообразно. Проблема в другом. Интересный, яркий рассказ батюшки после правки может оказаться сухим и вычищенным до стерильной чистоты. Уверена, этому есть благочестивое обоснование. И все же, убеждена, Церковь может говорить с паствой живым, ярким, по-хорошему доступным языком. Давайте вместе, бережно, с уважением выстраивать этот тон, приемлемый для одних и читабельный для других.

К сожалению, у Церкви нет доверия к журналисту. Священник ждет подвоха, ошибки. Но этот лед, я уверена, необходимо растапливать и переходить на отношения большего доверия. Думаю, несмотря на мелкие трудности и незначительные непонимания, мы - Саратовское епархиальное управление и "Взгляд-Православие" в этом значительно преуспели.

Сегодня наш проект это вполне сформировавшееся издание в издании. В первом же выпуске мы показали, что собираемся затрагивать самые нестандартные темы, писать о современном Православии то, что нас волнует. Например, в вышедшей в первом выпуске, статье "Эксклюзивная молитва", мы проанализировали такую тенденцию, как воцерковление власть имущих людей. Позже были материалы о епархиальном бюджете. Ведь "богатство Церкви" - очень популярная среди обывателей тема. Мы попытались развеять мифы и предоставить достоверную информацию. В одном из последних номеров "Взгляд-Православие" рассуждал о перспективах православных молодежных организаций. В то же время, мы стараемся не перегружать читателя проблематикой и с удовольствием погружаемся в интересные, читабельные темы. Особенный интерес вызвала серия материалов о городских суевериях. Обязательно присутствуют и вдумчивые, серьезные материалы. Темой отдельного номера стало православное монашество и монастыри Саратова.

"Взгляд-Православие" использует максимально широкий спектр жанров, у нас есть новости, очерки, аналитические материалы, исторические исследования. Мы берем интервью у священников, приглашаем к сотрудничеству профессорско-преподавательский состав саратовских вузов, делаем интервью с актерами театра и кино, готовыми говорить о своем отношении к Православию, просто интересными людьми. Выходят репортажи, в том числе в подзабытом печатными СМИ формате "журналист меняет профессию". На мой взгляд, для светско-религиозных проектов это настоящая находка. Жанр позволяет, не перегружая читателя аналитическими измышлениями, представить явление таким, каким его увидел журналист. Недавно у нас появилась новая рубрика - открытая полемика между читателем и священником. Но это не замыленный газетами "вопрос-ответ", а свободное высказывание мнений. Это своего рода "Гайд-парк" нашего проекта.

Одна из основных задач, которые мы преследуем - чтобы человек, купивший общественно-политическую газету "Взгляд", не пролистнул наши четыре полосы, а остановился, зацепился взглядом. Для этого мы используем яркие, цепляющие взгляд заголовки, интересную по дизайну верстку, профессиональные фоторепортажи - во "Взгляде-Православие" работает один из опытнейших фотокорреспондентов Саратова, внештатный фотокорр агентства ИТАР-ТАСС. Кроме того, проект "Взгляд-Православие" представлен в Интернете, как страница информационного портала "Взгляд-инфо".

В завершении хочу сказать, что когда проект "Взгляд-Православие" начинался, мне не верилось, что такое возможно. Сегодня я готова убеждать кого угодно, что Православная Церковь, будучи духовным стержнем российского общества, вполне вписывается в концепцию современных средств массовой информации.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4606&Itemid=60
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 22:03
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 21:03
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12