"Тюремное служение требует полной самоотдачи"

0
267
Время на чтение 5 минут
Тюремное служение - одно из важнейших направлений деятельности Православной Церкви. О том, как поставлена эта работа в Нижегородской епархии, ее особенностях, проблемах и перспективах рассказывает помощник руководителя отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с исправительными учреждениями священник Евгений Панюшкин.

- Отец Евгений, как начиналось служение священников в исправительных учреждениях?

- Православная церковь начала регулярную работу в колониях в начале 90-х годов. Тогда это было сопряжено с множеством трудностей: пенитенциарная система была предельно закрытой и любые попытки проникнуть в нее вызывали недоверие, а зачастую и сопротивление. Руководство опасалось, что священники могут передать осужденным наркотики или еще что-то запрещенное, осужденные не доверяли, предполагая, что священник - это переодетый оперативник или человек, работающий на органы.

В связи с этим многие не выдерживали долго на такой работе. Не каждый был готов нести этот крест. Но те, кто тогда остались, были настоящими подвижниками, которые, несмотря на все трудности, продолжали приходить. Именно усилиями небольшого числа людей дело сдвинулось с мертвой точки - руководство колоний убедилось, что приобщение заключенных к вере никому не приносит вреда.

- Многие считают, что тюремное служение труд не только тяжелый, но еще и неблагодарный. Поэтому каждый, кто выбирает эту стезю рано или поздно испытывает сомнения...

- У меня сомнений не было. Я начал свое служение чтецом в Ардатовской воспитательной колонии. Заключенные там - подростки, иногда совсем дети. В большинстве своем детдомовцы и ребята из неблагополучных семей. Сначала все они виделись мне славными мальчиками, оказавшимися здесь по воле злого случая. Было жаль их, хотелось помочь, сомнений не возникало. Со временем пришел опыт, я научился разбираться в людях, понимать, что представляет собой тот или иной человек. Но мое отношение к мальчишкам уже не изменилось. Потому что я увидел случаи, когда ребята, освободившись, начинали жить заново хорошими людьми, их было очень не много, но они были. Некоторых я по сей день вижу в своем храме - это взрослые солидные люди, старше тридцати имеющие семью и работу - и это очень греет душу.

Работа с осужденными требует полной самоотдачи. Но Господь не оставляет идущих по этому пути, дает силы, подсказывает нужные слова. Мне вспоминается один случай, который произошел в Ардатовской ВК. Ко мне в молельную комнату приходил подросток, который всегда доказывал, что осужден несправедливо, говорил о судебной ошибке. Я долгое время не знал, что ему ответить, а потом однажды неожиданно для самого себя спросил: "А ты совершал преступление, которое удалось скрыть ото всех?" А когда он ответил утвердительно, я снова спросил: "И ты по - прежнему считаешь, что оказался здесь случайно. Это испытание Господь послал тебе, чтобы очистить твой грех". Мальчик глубоко задумался и ничего мне не ответил. Но с тех пор я постоянно видел его в молельной комнате, что-то в нем изменилось.

- Со взрослыми осужденными работать легче, чем с подростками?

- Во многом легче. Но не зависимо от возраста осужденных, работа с ними не терпит фальши. Один раз сфальшивишь, и вернуть доверие будет уже невозможно. Тюрьма - серьезное испытание, и вероятно поэтому, у людей оказавшихся здесь чутье становиться острее.

А если сравнивать работу в различных колониях, то многое зависит от человеческого фактора. Интересный пример ИК-16 в поселке Просек Лысковского района. Окормляет колонию настоящий подвижник, иерей Владимир Антипин. Благодаря ему, члены православной общины этой колонии не ограничиваются посещением молельной комнаты, а проповедуют в своих отрядах, то есть формируют миссионерское движение внутри колонии.

Еще один интересный пример - ИК-1 в поселке Сухобезводное. Там, старостой православной общины был человек, который до того как попал на зону, подвизался трудником в Дивеевском монастыре. Он наладил связь с сестрами обители, которые помогали и поддерживали не только его, но и всю общину. Этот человек сам горел верой и от него многие загорелись. Сейчас он уже освободился, стал послушником во Флорищевой пустыни и продолжает связь с общиной колонии.

Кроме того, очень важно взаимопонимание с администрацией колонии. Если оно есть, то сделать там священнику удается немало.

- Тюремное служение распространяется на сотрудников исправительной системы или оно затрагивает только осужденных?

- Окормление сотрудников исправительной системы -значимая часть нашей работы. Им порой требуется еще большая помощь, чем заключенным, поскольку работа в колонии оказывает сильное негативное влияние на психику человека. Но вот что удивительно, мне встречалось очень мало озлобившихся и сломленных системой людей. Многие сохраняют способность к состраданию, и даже незначительная духовная поддержка оказывается существенной. А если в колонии работают верующие люди, то и атмосфера там иная.

В конце 2006 года в поселке Пруды был освящен храм, построенный специально для сотрудников исправительной системы. Но к сожалению, мы пока не можем похвастаться большим количеством прихожан, хотя и продолжаем работать над этим.

- А что изменилось в колониях Нижегородской области за 2007 год

- Первый и самый важный момент - закладка храмов в шести колониях Нижегородской области в ИК 1, ИК-9, ИК-11, ИК-14, ИК-17 и в Ардатовской воспитательной колонии. Строительство трех храмов, в ИК-9, ИК-11 и Ардатовской ВК будет закончено уже к весне - мы рассчитываем, это улучшит атмосферу в колониях и создаст условия для развития православных общин.

- На 2008 год запланированы какие-то мероприятия способствующие такому развитию?

- В этом году мы планируем реализовать несколько важных миссионерских проектов. В 2007 году мы провезли икону с частицей мощей преподобного Серафима Саровского по всем колониям Нижегородской области, что имело огромный эффект. Теперь, учитывая прежний опыт, мы планируем организовать аналогичный проект с двумя иконами с частицами мощей преподобных жен Дивеевских и Дивеевских блаженных. В этом году также хотим провести поэтический конкурс и конкурс живописи среди заключенных колоний.
Будет продолжаться миссионерская работа студентов Нижегородской духовной семинарии, много усилий мы приложим к развитию и совершенствованию системы православного образования осужденных. Кроме того, у нас есть одна интересная задумка, которую нам подсказали коллеги из Чувашии: ввести на зонах чтение неусыпаемой Псалтыри. Как показывает опыт, общее дело сплачивает православную общину и дает людям возможность молиться, в том числе и за тех, кому когда-то причинили зло.

- А нормативная база позволяет проводить все эти мероприятия?

- В ближайшее время Нижегородская епархия подпишет новый договор с ГУФСИН, в котором будут учтены все моменты, накопившиеся в ходе работы. А сейчас, совместно с Научно исследовательским институтом ФСИН России, мы разрабатываем совместный проект создания организационной формулы религиозных общин в колониях.

- В связи со всем сказанным, какими вам видятся перспективы тюремного служения в Нижегородской епархии?

- Сегодня для тюремного служения открываются новые горизонты. Если раньше речь шла только о том, чтобы просто приходить в колонию и совершать там требы, то сейчас, благодаря пониманию и помощи со стороны ГУФСИН, мы уже говорим о различных мероприятиях. Так что перспектив много, но и сложностей хватает, главная из которых заключается в нехватке кадров. На сегодняшний день 20 колоний Нижегородской области окормляют 37 священников - конечно, этого недостаточно. Помогло бы участие мирян, но желающих ходить на зоны, впрочем, как и в больницы, детские дома и дома престарелых немного. Господь дает простор для социального служения, для помощи ближним, но мало кто откликается на его зов.

И все же, несмотря на все трудности, в тюремное служение приходят новые священники, которые воспринимают его всем сердцем, и посещают тюрьмы не по послушанию, а по велению своей души и много делают для осужденных. И пока есть люди, которым близки евангельские слова "В темнице был и вы пришли ко мне...", у тюремного служения есть будущее.

Беседовал Артемий Арацкий ("Православное слово в Нижнем Новгороде").

http://www.nne.ru/pub.php?id=270
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.12.2024 20:22
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
11.12.2024 20:14
Центробанк как инструмент «пятой колонны»
Новый комментарий от patermax
11.12.2024 19:51
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:45
К 225-летию К.Брюллова
Новый комментарий от учитель
11.12.2024 19:41
Голодомор на Украине – это выдумка врагов
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:25
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:22