Человечная история

Субъективные размышления о пьесе Альбера Камю "Калигула"

Самое ужасное, что может произойти с человеком (и обязательно происходит), - это осознание им своей смертности. Это же, наверное, и самое прекрасное - смотря как посмотреть, уж простите за тавтологию. Момент осознания конечности жизни становится пресловутым "моментом истины" и определяет все дальнейшее мировоззрение. Особенно, если этот момент наступает неожиданно и проступает в сознании, еще не замутненном общепринятыми идеями и представлениями, а потому не совсем готовом к такого рода откровениям... Все, прописные истины закончились - потому что существует только одна-единственная истина, "простая и ясная, немного нелепая" и "ее трудно открывать для себя и тяжело выносить": "Люди умирают и они несчастны". И перед этой истиной меркнет любая другая правда.

Вы скажете: "Что за пафос?" - и будете правы. Вы - взрослые, я - взрослая, все мы смертны, никакой трагедии. Однако представьте трехлетнего ребенка, которому вдруг в ночи, в темноте, внезапно впервые открылась во всей своей простоте и нелепости эта истина. Я умру. И все будет: дерево за окном будет, другие дети будут, а МЕНЯ НЕ БУДЕТ. И холодный бескрайний ужас от неотвратимости этого "не будет". И бессмысленность всего остального, что пока еще есть. Откуда мне было знать, что происходящее со мной некие умные дяди давным-давно назвали экзистенциальным кризисом и сочинили кучу инструкций по его преодолению? Умных философов со мной рядом не оказалось, зато была бабушка, интуитивно нашедшая единственно правильный способ купировать мое горе. Узнав причину вопля, она спросила: "Ну и что ты так орешь? Я умру раньше тебя - я же не плачу".

Истерика прекратилась сразу же. Ужас не исчез, но он утратил тот самый "пафос". Ужас стал обыденным и простым, как и сама недавно открытая истина. Как и сама жизнь. Позже в ней, в моей жизни, появились вера, религия, идеалы, но и они до конца не вытеснили остаток того холодного ужаса, который поселился во мне той ночью. Основная же часть его со временем переросла в некую обиду на факт неотвратимости смерти (необходимое пояснение: даже будучи верующей, я уверена, что смерть - трагедия ввиду того, что она так или иначе означает потерю индивидуальности. В возрасте трех лет верующей я еще не была, но это не столь важно: религиозное воспитание все равно не способно оградить человека от мировоззренческих кризисов).

В 16 лет мне в руки попалась книга, удивительно точно отражавшая и мой прошлый ужас, и настоящую обиду, - пьеса "Калигула" Альбера Камю в переводе Юлии Гинзбург (если решите прочесть, выбирайте только этот перевод: другие на порядок хуже). Об этой пьесе в критике много упоминаний, но мало работ, ей посвященных. А пьеса стоит отдельного исследования (проводить которое в рамках этой статьи, конечно, не представляется возможным). Поэтому - вкратце о главном. Лучше, чем автор, я не скажу, потому - цитата: ""Калигула" - это история верховного самоубийства. История, которая в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к ближним, Калигула соглашается умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей" (А. Камю, из предисловия к американскому изданию сборника пьес в 1958 г.).

Совет тем, кто еще не знаком с пьесой, но что-то где-то читал о римском императоре Гае Калигуле или смотрел фильм Тинто Брасса: забудьте это все. При чтении текста Камю вам это никак не пригодится - наоборот, может помешать. Как помешало зрителям первой постановки в послевоенной Франции (Калигулу играл Жерар Филипп): тогда "трагичную и человечную историю" восприняли как сугубо тираноборческое, даже антифашистское произведение. Пьеса Камю - не о Калигуле-историческом персонаже. Она о каждом, кто рано или поздно открывает ту самую "простую и ясную истину" (это цитата из текста Камю), и для кого затем открывается то, что я назвала "холодным обыденным ужасом", а экзистенциалисты называют абсурдом. Абсурд и бунт - два основополагающих понятия экзистенциализма Камю-философа. Они же на самом деле - основные движущие силы пьесы. У мертвого тела любимой романтичный, религиозный (!) юноша-император "открывает для себя" "простую и немного нелепую истину" о смертности и страдании человека, об абсурдности его бытия. И он начинает бунтовать против этой абсурдности, как умеет: убивая и насилуя подданных и в буквальном смысле требуя Луну с неба. Убийства "оправданы" собственной готовностью умереть, но предварительно познакомить окружающих как можно ближе со все той же проклятой, единственно верной истиной. Луна, добытая с небес, будет означать конец абсурда (заменить Луну Калигуле также могли бы счастье или бессмертие). Разумеется, экзистенциальный бунт провалится, абсурд побежден не будет, но и мириться с ним Калигула не захочет, а потому, прогнав друзей и убив жену, он даже с некоторым облегчением бросится навстречу мечам заговорщиков.

Отдельно хотелось бы сказать о действующих лицах пьесы (обычно исследователи обходят их вниманием). Всего их 24, из них пятеро - главные персонажи. При внимательном же прочтении оказывается, что все они - грани одной и той же личности: человека, осознавшего абсурдность своего бытия и ищущего выход из последовавшего за этим экзистенциального кризиса. И все они показывают нам возможные варианты выхода. Так, поэт Сципион, сам подчеркивающий родство душ с Калигулой, при такой интерпретации оказывается как бы недо-Калигулой: столкнувшись с абсурдом, он покидает сцену, чтобы "искать объяснения всему этому". Геликон, верный друг Гая, давно примирился с абсурдом и старается "ни во что не вмешиваться". Херея, единственный антагонист Калигулы, однажды признается, что просто "заставил в себе замолчать все, что могло быть на него похоже". Цезония, старая жена-любовница, растворившись в муже - философствующем убийце, нашла самый, так сказать, оптимистичный выход из ситуации абсурда - "просто любить и быть счастливой". И наконец, Гай, совершающий свое "верховное самоубийство" на протяжении всех 4-х действий и гибнущий в финале, тоже показывает пример преодоления абсурда, только его вариант - самый худший. Он и сам это осознает, только поздно: "Я пошел не той дорогой. Она никуда не ведет. Моя свобода - ложная".

Таким образом, атеист Камю ведет своего героя от религии, которая, по мысли экзистенциалистов, лишь маскирует абсурд, - если не к гуманизму, то к отрицанию эгоизма и мизантропии. С тезисами экзистенциалистов можно не соглашаться, можно не принимать эту философию, но трудно не согласиться с главной мыслью пьесы о том, что "никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей".

Берег. Пространство души. N3, 2007

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4539&Itemid=118
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ксения Петрова:
Человечная история
Субъективные размышления о пьесе Альбера Камю "Калигула"
04.01.2008
Священник скрутил банду хулиганов
Пятеро подонков избивали паренька. Храбрый батюшка спас его от верной смерти
21.11.2006
Все статьи автора
Последние комментарии
Никита Михалков встал на тропу войны с русофобским меньшинством
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-05-25 15:24
Неужто волк?
Новый комментарий от Полтораки
2020-05-25 15:24
«Российское общество демобилизовано»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-05-25 15:16
Не судите Патриарха, да не судимы будете
Новый комментарий от Виктор
2020-05-25 14:56
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Брат
2020-05-25 14:41
Воспоминания румынского солдата
Новый комментарий от Рождённый в СССР
2020-05-25 14:01
Что русскому — хорошо, то «немцу» — смерть
Новый комментарий от катин
2020-05-25 12:47