itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Церковь и образование: вместе или врозь? (V Пименовские чтения)

0
129
Время на чтение 10 минут
14 декабря в Саратове открылись пятые межрегиональные Пименовские чтения "Церковь и образование: значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России". Эта конференция посвящена памяти Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), возглавлявшего кафедру двадцать восемь лет в героическое время - с 1965 по 1993 год.

Он начинал свое служение здесь в эпоху хрущевского либерализма - последних явных гонений на Церковь. И тогда его тщанием не удалось закрыть остававшиеся в центре города храмы. Многие священники, которые служат сейчас в епархии, рукоположены Владыкой Пименом.

Уже в пятый раз его память отмечается проведением Чтений. Поскольку он был знатоком и ценителем музыки, в программу обязательно включается музыкальный элемент. Так, в этом году накануне открытия чтений их участники могли послушать в Саратовской государственной консерватории "Реквием" Моцарта в блестящем исполнении Саратовского губернского театра хоровой музыки под руководством проф. Л.А. Лицовой.

В этом году доклады конференции были посвящены роли Церкви в системе образования. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин в своем вступительном слове особенно сосредоточился на проблеме введения Основ православной культуры в школах. Как заметил Владыка, в настоящее время снизу, от родителей, раздается требование: "Нужно" - собираются десятки тысяч подписей в поддержку введения ОПК. А сверху, от властей и СМИ, формирующих "общественное мнение", звучит решительное "Нельзя". К культуре все чаще применяется ницшеанское определение - "По ту сторону добра и зла". Но для православного человека этический императив не может быть отменен. Мы не можем разделить свою жизнь на пребывание в храме и вне его, быть разными людьми в разных ролях.

Церковь в университетах: история и перспективы на будущее

После приветствий официальных лиц - А. В. Коновалова и А. Г. Бабичева - слово было предоставлено настоятелю храма св. мц. Татианы протоиерею Максиму Козлову. Его рассказ был посвящен присутствию Церкви в высших учебных заведениях до революции и в наше время, а также перспективам сотрудничества с вузами. В настоящее время, - посетовал отец Максим - церковь гораздо легче допускают в низы общества. В местах лишения свободы сейчас открыто уже более 500 храмов, а в вузах - только около тридцати. Нисколько не умаляя важность работы с заключенными, будущее страны хотелось бы все же связывать не только с оканчивающими срок и несомненно перевоспитанными в домовом храме при зоне правонарушителями, но и с выпускниками высших учебных заведений.

В XIX веке во всех пяти исторических вузах России были домовые храмы и богословие преподавалось в обязательном порядке. Результат этого, разумеется, не был автоматически положительным. Знаменитые русские революционеры изучали Закон Божий в гимназиях и теологию в университетах, что не помешало им стать ни атеистами, ни богоборцами. Но, признавая это, мы должны признать и то, что знание все-таки важно, в том числе и знание основ религии. Многие антицерковные высказывания в современном обществе, равнодушие к религии, странные для православного человека аргументы против введения ОПК часто имеют своей основой незнание даже азов учения Церкви.

Неслучайно Синод прикладывал все усилия, чтобы дореволюционные кафедры богословия в университетах были заняты выдающимися учеными и проповедниками. В Московском Университете это были прот. Петр Терновский, прот. Николай Сергиевский и прот. Николай Елеонский.

В то время преподавателям догматического и нравственного богословия вменялось в обязанность также чтение курсов по церковной истории, праву и философии (прот. Петр Терновский читал сразу шесть курсов), то есть священники оказывались едва ли не самыми загруженными преподавателями университета. Причем церковь никогда не стремилась к узурпации философского знания, и отец Петр неоднократно просил о разделении преподавания философии и богословия в ведомство разных кафедр. Прот. Николай Сергиевский оживлял свои лекции, не боясь обсуждать со студентами интересующие их вопросы современности. Не беспокоился он и о том, что философское рассмотрение той или иной проблемы может повредить думающему человеку. Он разбирал на своих лекциях учение Людвига Фейербаха, последовательно полемизируя с его материализмом. Отец Николай писал о том, что очень важно помнить сейчас, когда люди приводят такие аргументы в защиту ОПК и богословских дисциплин, с которыми трудно согласиться. Он считал, что богословие нельзя преподавать для того, чтобы достигать внешнего общественного порядка и смягчать порывы учащегося юношества. Богословие ценно само по себе, его нельзя воспринимать как инструмент для воспитания и поддержания общественной нравственности.

Сотрудничество Московского Университета и Московской Духовной Академии в ходе истории менялось качественно, но не прекращалось вовсе. Если до революции Академия давала преподавателей и студентов Университету, то в ХХ веке Университет дал множество преподавателей и студентов Академии. В настоящее время связующим звеном между МГУ и МДА является храм святой мученицы Татианы.

На самом деле, отметил отец настоятель, присутствие Церкви в вузах в виде домовых храмов не вполне юридически понятно. Есть такие законы, в соответствии с которыми это следовало бы пресекать, а есть такие, по которым это вполне допустимо. Статус теологических факультетов в светских вузах тоже не до конца определен. Нужно точнее обозначить, какими возможностями контроля должны располагать конфессии по отношению к теологическим факультетам. В католических странах разработана система двойного лицензирования: человек, преподающий богословие в вузе, сдает экзамены и в государственных, и в церковных структурах, получая двойную аккредитацию. Следует ввести подобную систему и у нас, чтобы теологические факультеты не стали местом воспитания людей странных воззрений.


Отец Максим отметил некоторые подвижки в процессе получения государственной аккредитации духовных школ. Опираясь на слова Дмитрия Медведева, произнесенные во время встречи с корпорацией Московской Духовной Академии, он рассказал о том, что аккредитация курсов духовных семинарий не означает приложения к ним светских стандартов теологических специальностей. Диплом государственного образца, хоть и без герба, духовные школы вскоре, надо надеяться, начнут давать.

Взаимодействие МДА и МГУ может стать примером сотрудничества в наше время. Теологического факультета в Московском Университете нет, нет и цели его открыть. В 2005 году, юбилейном для обеих высших школ, был подписан договор о сотрудничестве, предполагающий обмен преподавателями, взаимное присутствие студентов на лекциях, помощь в издании учебников и пособий, взаимную подготовку специалистов. Не будет богословского факультета - но нужны такие специализации на гуманитарных факультетах, которые будут расширять область церковного знания. Пример такой специализации - отделение византийской и новогреческой филологии на филологическом факультете МГУ. Ведь византийская словесность - почти исключительно святоотеческие творения. На историческом факультете открыта кафедра истории Русской Церкви - и батюшка отдельно отметил, что для ее открытия необходимо было качественно изменить ситуацию в большом Ученом Совете МГУ. Планируется открытие кафедры истории церковно-государственных отношений на юридическом факультете.

Генеральный директор государственного музея имени Радищева Т.В. Гродскова рассказала о той роли в сохранении церковных ценностей, которую сыграли музеи в период существования богоборческой власти.

Проректор Саратовского государственного университета А.П. Мякшев говорил о том, что для преодоления кризиса идентичности, который существует в настоящее время в России, необходимо соединение двух ценностей - Православия и патриотизма. Особенно актуально это в связи с активностью мусульман в России.

Нельзя упаковать все возможности мировоззренческого выбора в одну коробку

Протоиерей Всеволод Чаплин в своем докладе "Церковь и образование: вместе или врозь? Мировой опыт, церковно-государственный диалог, общественная дискуссия" доказал правовую возможность введения в школах Основ православной культуры. Международное право признает за родителями право определять мировоззренческие установки их детей и право на образование, соответствующее сделанному в семье религиозному выбору. Школа должна не навязывать мировоззрение, а приспосабливаться к тому, что уже существует в семье. Есть, конечно, в настоящее время "педагоги-новаторы", которые утверждают, что школа должна освобождать детей от влияния семьи и от предрассудков их родителей. В пример такого "новаторского" подхода были приведены высказывания Александра Адамского.

В Европе путем проб и ошибок найдена оптимальная модель отношений Церкви и государства: родители могут выбирать между несколькими религиозными курсами и светской этикой в школе, но при этом данный учебный час является обязательным. Выбор предоставляется обычно между 6-7 религиями. Тот путь, который сейчас обсуждается в России - объединить разные учения в одном предмете - был уже опробован в Норвегии. Разработанный в этой стране курс "Государство, религия и философия" о разных вариантах мировоззренческого выбора был успешно оспорен в суде. "Нельзя упаковать все в одну коробку", - подытожил отец Всеволод.

Проблема, с точки зрения прот. Всеволода Чаплина, усугубляется тем, что вакуум духовных знаний никогда не бывает абсолютным. Если лишить человека вертикального измерения жизни, то сколько бы у него ни было еды и денег, чего-то ему будет недоставать. Вакуум не может не заполниться теми или иными влияниями, в том числе экстремистскими и разрушительными. Дискуссия об ОПК - это как раз диалог о том, как заполнить такой вакуум.

Отец Всеволод напомнил, что в Конституции РФ ничего не сказано об отделении школы от Церкви. Те чиновники и журналисты, которые повторяют это утверждение, на самом деле ссылаются на ленинский декрет, отраженный в Конституции СССР, но не в российской. Может быть, эти чиновники до сих пор не удосужились прочесть последнюю?

Те, кто говорят, что в многокофессиональном государстве все религии должны отсутствовать в системе образования, просто лукавят. Гораздо логичнее обеспечить присутствие всех конфессий. Ведь школа в любом случае предельно идеологизирована, даже если по совету г-на Адамского вводить идеологию радикального отказа от патриотизма. И это - тоже идеология.

В школах на данный момент навязывается идеология вседозволенности: что ребенку нравится, то и хорошо. Чем меньше нравственности - тем меньше комплексов. Это не нейтралитет, а определенная идеология, и родители имеют право отказаться от такого воспитания для своих детей. За истерикой противников Основ православной культуры, по мнению отца Всеволода, скрывается следующее: те, кто пытался прийти к власти над умами детей России, "освободить" их от морали и патриотизма, - чувствуют, что свою власть они потеряли.

В связи с приведенной прот. Всеволодом аргументации противников ОПК, часто скатывающейся до уровня "Почему? - Потому!" и "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда", Владыка Лонгин поделился с аудиторией воспоминанием о том, как в бытность помощником эконома Троице-Сергиевой Лавры в начале 90-х годов ушедшего века он должен был вести переговоры с Александром Яковлевым о создании православного канала на телевидении. Тогда же Владыка впервые услышал такие знакомые сегодня аргументы: "У нас многоконфессиональная страна... а что мусульмане скажут..." Но когда г-н Яковлев устал беседовать на эту тему, он стер с лица остатки дружелюбия и сказал отчетливо: "Слушайте, молодой человек. Мы вам времени на телевидении не дадим". Таким образом точка в том разговоре была поставлена на много лет.

Элита и масса, риторика и факты

Архимандрит Никон (Лысенко) в докладе "Проблема массовой, элитарной и народной религиозности в современном обществе" сосредоточил внимание на основной черте массовой психологии нынешнего человека: стремлении к комфорту и снятию с себя ответственности. В Православии, в отличие от протестантизма, нет противопоставления частного духовного опыта общему. Духовный опыт "элиты" - архиереев, монашества, по призванию - также и приходского духовенства - продолжается в опыте масс. Преодолевается тенденция к приватизации духовного опыта.

Руководитель Православной классической гимназии в г. Тольятти прот. Димитрий Лескин проанализировал современную полемику вокруг преподавания религиозных дисциплин в школе и сопоставил российскую ситуацию с зарубежным опытом. По мнению отца Димитрия, мы не имеем права на пессимизм, несмотря на ужасающую демографическую статистику. Риторика в стране уже изменилась - теперь нужно, чтобы факты с ней совпали. Тенденции в этой стране творим мы, - подытожил отец Димитрий.

Хочешь узнать свои грехи - послушай ближних

В президиуме конференции разгорелась дискуссия о "письме десяти академиков" и преподавании Основ православной культуры. Отец Максим Козлов напомнил святоотеческое правило: хочешь узнать свои грехи - послушай ближних. Мы с академиками не согласны, но имеем права просто отмахнуться. Их мнение основано на том, что от лица Церкви абы кто абы что и абы где говорит. По прессе действительно создается впечатление об агрессивной массе малообразованных людей. От лица РПЦ должны говорить только ответственные и адекватно подготовленные люди. Претензии к ОПК, по мнению отца Максима, также пока к сожалению обоснованы, поскольку мы еще не предъявили обществу ни блестяще написанных учебников, ни достаточного количества хороших преподавателей.

Владыка Лонгин возразил отцу Максиму: "письмо десяти академиков" написано вовсе не ими, это "прямая заказуха", сфабрикованная врагами Церкви, с точки зрения которых единственное доброе дело, которое Церковь может сделать, - это самоликвидироваться.

Прот. Всеволод Чаплин добавил, что, хотя и делается много ошибок, это не значит, что ничего не нужно делать вовсе. Если 25 лет готовиться к введению ОПК - за это время погибнет Россия. Но ошибки надо научиться не замалчивать, а исправлять в работе. Не нужно запрещать священникам высказываться в прессе, но следует честно давать им оценку: указывать, где тот или иной священнослужитель был не прав.

Воспитывать Кириллов и Мефодиев для Китая

После дискуссии заседание продолжилось докладом священника Александра Шестака, заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Отец Александр поделился методическими разработками по преподаванию ОПК курсантам и слушателям военных учебных заведений.

Пленарное заседание завершилось докладом руководителя информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи РПЦ диакона Михаила Першина "Миссия к молодежи в эпоху глобализации: стратегия Церкви". Отец Михаил рассказал собравшимся о мулле, который не строит мечети, но издает миссионерскую газету - настолько миссионерскую, что даже слово "Аллах" там заменяется на слово "Бог". И этот мулла очень рад, что Православная Церковь строит храмы: в результате у нее не хватает ресурсов на миссию, так что через 30 лет к этим храмам можно будет просто пристроить минареты. Чтобы этого не случилось, нужно уже сейчас преодолевать проблемы, существующие в области внутренней миссии. Нужно разрабатывать алгоритмы, например, работать с будущими мамочками в женских консультациях, побуждая их крестить детей и воцерковляться самим. Нужно перенимать удачные опыты - например, организации детской комнаты при храме у отца Алексия Уминского. Нужно помочь детям дожить до своих детей - ведь едва ли не половина россиян умирает в возрасте от 14 до 27 лет. Одна из возможностей повзрослеть, не погибнув - "следопыты", русский аналог скаутского движения. Кто научится выживать на природе - выживет и в бизнесе.

Миссия - дело затратное, и целиком поручить его епархиям было бы неразумно. Нужно создавать организации с общественным статусом - это позволит привлекать нецерковные деньги на церковные цели.

Особенное воодушевление вызвала у аудитории идея отца Михаила Першина о том, что Господь послал к нам в Россию самых талантливых студентов из Китая, Кореи, Японии, Мьянмы. Они могли бы стать Кириллами и Мефодиями у себя на родине, если бы встретились "не со скинами и ментами, а с нами". Уже изданы последования Литургии, параллельные молитвословы на русском и китайском, русско-китайский словарь религиозных терминов.

К сожалению, на пленарном заседании не осталось времени на обсуждение проекта резолюции Чтений. Впрочем, этот проект был роздан всем участникам с призывом вносить свои предложения. Конференция продолжилась круглым столом на тему "Церковь и молодежь: точки соприкосновения". На второй день конференции планировалась работа секций "Ценностный мир человека: актуальные проблемы ХХI века", "Церковь в пространстве истории", "Роль христианства в мировой культуре" и "Православная культура и образование".

Владыка Лонгин отметил, что проведение Чтений в разные годы характеризуется разной степенью торжественности. В прошлом году эта мера была большей, чем в этом, но в следующем, когда будет отмечаться пятнадцатилетие со дня кончины архиепископа Пимена (Хмелевского), чтения снова будут носить более торжественный характер.

http://www.taday.ru/text/85296.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александра Сопова
Черногория вернула себе храм Александра Невского
В средиземноморской стране почитают русских святых и ждут визита Московского патриарха
19.09.2013
РПЦ обещает заступиться за жертв ювенальной юстиции
Представители родительской общественности считают, что позиция Церкви выражена неоднозначно
29.11.2012
Все статьи Александра Сопова
Последние комментарии
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Light9
07.12.2022 20:12
Про «культуру»
Новый комментарий от Дмитриев
07.12.2022 18:40
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Константин В.
07.12.2022 18:05
Европа достигла дна, но мы снизу постучались
Новый комментарий от Виктор
07.12.2022 17:50
Шаг на пути сближения государства и традиционных сил общества
Новый комментарий от охтенский оxpaнитель
07.12.2022 15:29
Сохраним семью – сохраним Россию!
Новый комментарий от александрович
07.12.2022 15:18
Беззаконник раскольнику – друг, товарищ и брат
Новый комментарий от Алексей+
07.12.2022 11:41