- Ваше Преосвященство! Согласно решению Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 октября текущего года Вам поручено возглавить комиссию по внесению изменений и поправок в «Устав об управлении Украинской Православной Церкви». В связи с чем возникла такая необходимость?
- Дело в том, что действующий в настоящее время Устав об управлении Украинской Православной Церкви был принят еще в 1990 году. С того времени изменилось очень много. Исчезло с географической карты государство, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Мы уже 16 лет живем в независимой Украине, которая в 1991 году приняла свой Закон «О свободе совести». С изменением внешних условий появилось много новых возможностей для деятельности Православной Церкви в украинском обществе, которое уже не исповедует атеистической идеологии. Кстати, Русская Православная Церковь за этот период также утвердила новый Устав, в 2000 году.
Кроме того, начало 90-х годов, как для нашего государства, так и для Церкви было очень бурным. Действующий Устав писался наскоро, а следовательно в его текст вкрались много неточностей, стилистических и даже грамматических ошибок.
Все эти особенности и изменения должны быть отображены в главном каноническом документе, которым регулируется внутренняя и внешняя жизнь Украинской Православной Церкви.
- Владыка, какие основные цели были поставлены Священным Синодом перед комиссией по реформе Устава? В каких направлениях ведется работа?
- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что мы не реформируем, а вносим поправки в действующий Устав. Главное задание заключается в достижении соответствия Устава об управлении Украинской Православной Церкви статусу самоуправляемой Церкви с широкой автономией во внутреннем управлении, которой является Украинская Православная Церковь в составе Русской Православной Церкви. При этом учитывается специфика украинского законодательства. Например, в России Православная Церковь имеет статус юридического лица, в Украине, к величайшему сожалению, пока еще нет.
Вторым заданием при работе над коррекцией Устава стало приведение его текста в соответствие с действующими в настоящее время юридическими нормами, которые регулируют деятельность религиозных организаций. Также мы работаем над исключением тех норм, которые уже потеряли свою актуальность. Например, в действующем Уставе сказано, что настоятель «может по просьбе отдельных личностей» выдавать свидетельства о крещении и бракосочетании». Слова «по просьбе отдельных личностей» были изъяты, а слово «может» было заменено на «должен», поскольку предыдущая норма - это пережиток советских времен, когда часто крестились и венчались тайно, а о выдаче свидетельств немногие и думали. В 1990 году ситуация уже была другой, но эта норма не была изъята.
И в конечном итоге, третье задание заключается в грамматической коррекции текста Устава.
- Владыка, будут ли внесены в Устав «стратегические поправки»? Возможно ли внесение изменений, которые позволили бы изменить статус Украинской Церкви на автокефальную? Среди широкой общественности бытует мысль, что будет введена должность Местоблюстителя, который будет руководить Церковью при живом Предстоятеле, другие говорят, что это противоречит канонам, поскольку должность Местоблюстителя характерна лишь для Патриарших кафедр?
- «Стратегических» изменений не будет. Они могут быть внесены лишь в том случае, если изменится статус Украинской Православной Церкви. Поскольку таких изменений с 1990 года не было, вполне очевидно, что они не могут быть отображены в Уставе. Цель новых изменений и дополнений - отобразить теперешнее состояние Украинской Православной Церкви.
Относительно Местоблюстителя - это также миф, неизвестно кем и для чего вымышленный. Очевидно те, кто распространяет такие слухи, совсем не знакомые с каноническим правом Православной Церкви и даже не пытались ознакомиться с действующим в настоящее время Уставом об управлении нашей Церкви.
Прежде всего, в каноническом праве нет такой нормы, чтобы при живом Предстоятеле Церковью руководил Местоблюститель. Этого нет в каноническом праве, потому не будет и у нас. Согласно со священными канонами, Местоблюститель избирается только в случае смерти Предстоятеля или его выхода на покой, и исполняет свои обязанности до выборов нового Предстоятеля Церкви.
Во-вторых, должность Местоблюстителя не новая для Украинской Православной Церкви, поскольку она существует в ныне действующем Уставе ещё с 1990 года, и до сих пор ни у кого не вызывала возражений. В разделе V, пункте 12 Устава сказано: «В случае смерти Митрополита Киевского и всей Украины, его выхода на покой, пребывания под церковным судом или по другой причине, которая делает невозможным исполнение им должности Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Священный Синод под председательством его наистарейшего по хиротонии члена немедленно избирает Местоблюстителя Киевской митрополичей кафедры, который принимает временное управление Киевской епархией». Повторяю, это в настоящее время действующая норма, и изменять её нет оснований.
В-третьих, должность Местоблюстителя существует не только в Церквях, которые возглавляются Предстоятелем в сане Патриарха, но и в тех Церквях, которые возглавляются Предстоятелем в сане Митрополита или Архиепископа. Например, в ныне действующем Уставе Элладской Православной Церкви от 1977 года, в главе V «Об избрании Архиепископа Афинского и всей Эллады» в статье 12, пункт 1 сказано: «В случае, если овдовел престол Архиепископа Афинского, обязанности Местоблюстителя принимает тот, кто имеет старшинство архиерейской хиротонии из числа действующих митрополитов».
Следует отметить, что Элладская Православная Церковь при этом является «неразрывно соединенной догматически с Константинопольской Церковью». Это значит, что она имеет специфическую или, если можно так высказаться, «неполную» автокефалию, которая предусматривает особенное единство этой Церкви с Матерью-Церковью - Константинопольским Патриархатом.
И в конце замечу, что должность местоблюстителя предусмотрена даже для епархии. В случае смерти местного архиерея епархия объявляется овдовевшей. До выборов или назначения нового епархиального архиерея Предстоятель Церкви назначает временно управляющего этой епархией архиерея, который, в сущности, и есть местоблюститель кафедры.
- Владыка, некоторые верующие нашей Церкви также взволнованы тем, что, вероятно, к Уставу запланировано внесение пункта о том, что избрание Киевского Митрополита не будет больше утверждаться Московским Патриархом? Это правда?
- Такие утверждения не имеют под собой абсолютно никаких оснований. В ныне действующем Уставе в главе V - «Предстоятель Украинской Православной Церкви», пункте 13 указано: «Не позже трех месяцев после освобождения кафедры Предстоятеля Украинской Православной Церкви Местоблюститель и Священный Синод Украинской Православной Церкви созывают Собор епископов Украинской Православной Церкви для избрания её Предстоятеля - Митрополита Киевского и всей Украины и представления его Святейшему Патриарху Московскому и всей Руси для получения Благословенной грамоты». Это положение в настоящее время действующего Устава изменяться не будет.
Создается впечатление, что кое-кто специально нагнетает атмосферу и сознательно политизирует исключительно богословские и канонические положения Православной Церкви. К сожалению, в последнее время в жизни Украинской Православной Церкви такие тенденции очень усилились. Такой политизации в Церкви не место.
Относительно всех этих слухов, я рекомендовал бы чаще читать Новый Завет и прислушиваться к совету святого апостола Павла: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4. 7).
- Какие трудности возникают в Комиссии во время работы над Уставом? Что нуждается в особенном внимании?
- Основная проблема - несовершенство и юридические коллизии украинского религиозного законодательства. Главным образом, это отсутствие статуса юридического лица нашей Церкви. Может показаться странным, но в государственном правовом поле не существует религиозной организации под названием «Украинская Православная Церковь», вместо этого есть «Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви», которая имеет статус юридического лица и de-facto является «вторым лицом» нашей Церкви, под которым ее рассматривают государственные чиновники. Но юридическое понятие «Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви» означает лишь кабинет Блаженнейшего Митрополита Владимира, то есть руководящий орган, а не всю Украинскую Православную Церковь. И это потому, что согласно с юридическими нормами, неюридическое лицо не может учреждать другое юридическое лицо. Соответственно, как может «Киевская Митрополия УПЦ», которая является составной частью Украинской Православной Церкви быть юридическим лицом, а «Украинская Православная Церковь», которая в идеале должна была бы быть основателем «Киевской Митрополии УПЦ», как своего структурного подразделения, статуса юридического лица не имеет? Это юридический нонсенс, но, к сожалению, он является реалией нашей жизни.
Устав об управлении Украинской Православной Церкви - это внутренний канонический документ, а не юридический. Но настоящий документ будет зарегистрирован в Министерстве Юстиции Украины.
- И последний вопрос. Будет ли принятие нового Устава основным пунктом повестки дня будущего Собора Украинской Православной Церкви, который назначен на 22 декабря?
- Принятие нового Устава - это одна из основных причин собрания Собора Украинской Православной Церкви, поскольку согласно с действующим Уставом, изменения к нему могут быть внесены только другим Собором Украинской Православной Церкви.
Но это не единственная причина. Заканчивается 2007 год, который подводит итоги 15-летнего существования нашей Церкви после Харьковского собора 1992 года.
Собор является проявлением полноты Украинской Православной Церкви, поскольку в его роботе будут принимать участие не только епископат, но и представители духовенства, монашества и мирян. Собор оценит деятельность нашей Церкви за прошлый период и определит основные направления и приоритеты деятельности Церкви на будущее.
http://www.orthodox.org.ua/uk/redaktsiyna_kolonka/2007/12/01/2273.html