Митрополит Киевский и всей Украины Владимир |
- Ваше Блаженство, каждый год накануне Рождества Христова Вы обращаетесь к многомиллионной пастве Украины с Рождественским посланием, которое читается во всех храмах и монастырях страны. Насколько, на Ваш взгляд, изменилась, говоря светским языком, аудитория православных верующих?
- Если сравнивать сегодняшнее положение и состояние нашей Церкви с тем, каким оно было в начале 1990-х годов, и говорить о различных видах социального служения, о процессах развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений, прибегать к языку статистики, потребуется весьма пространный доклад. Отмечу лишь, что сегодня Православная Церковь обрела достаточно мощный потенциал масс-медиа, включая церковные интернет-ресурсы и телевизионные программы, где можно получить информацию о жизни Церкви. Наверное, это тоже во многом повлияло на рост числа прихожан в более чем одиннадцати тысячах приходах нашей Церкви. Причем это число неуклонно растет большей частью за счет молодежи - людей образованных, мыслящих, воспринимающих слово Божие не как сухую абстракцию, но как живой источник истины.
Если в начале 1990-х строительство храма в селе или городе воспринималось либо с безразличием, либо с настороженностью, то сегодня, и об этом свидетельствуют бесстрастные социологические службы, Церковь имеет высший рейтинг доверия граждан. Ведь верующий человек - это человек с совершенно особым, ответственным отношением к труду, семье, обществу, государству.
- В последние годы приблизились к Церкви и многие политики высокого ранга. Не является ли это данью моде или, того хуже, стремлением таким образом завоевать симпатии электората?
- Многие политики, особенно старшего поколения, сами изменили свое отношение к религии, некоторые из них принесли покаяние, огласив его перед всем народом. Господь взирает на сердце человека, а не на его политический статус. А миссия Церкви состоит не в том, чтобы вести какого-то политика к власти, но в том, чтобы вести человека к Богу.
Конечно, если тот или иной деятель демонстрирует свою причастность к Православию, это повышает его авторитет в глазах верующих. Если мы говорим, что верующий человек - большая ценность для общества, то верующий руководитель ценен вдвойне. И если человек, наделенный государственными полномочиями или же владеющий крупным бизнесом, приходит в храм ради спасения своей души, искренно прибегает к таинству исповеди и причастия, он ничем не отличается от любого мирянина. Для Господа он является той заблудшей овцой, которую нужно спасти и присоединить к стаду. Ибо "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках" (Лк. 15: 7), сказано в Евангелии.
С другой стороны, общественное внимание к Церкви, участие в ее жизни, стремительный рост приходов, открытие новых монашеских обителей, повсеместное храмовое строительство - все это дарит надежду на то, что народ Украины на верном духовном пути. Нужно лишь иметь терпение и не утрачивать веру.
- Тем не менее, Ваше Блаженство, мы видим, как разделилось общество по политическим взглядам. И события трехлетней давности в горячий период выборов президента, а затем и парламентские баталии показали, как разделены по политическим симпатиям целые регионы страны. Разделены они и по религиозным убеждениям. Как соотнести этот факт со сказанным Вами?
- Мы знаем, что Украина имеет сложную и уникальную геополитическую структуру, с которой по сложности нельзя сопоставить ни одну страну Европы. Каждый регион имеет свои исторические, культурные, языковые, этнические и религиозные особенности. Но именно Церковь как ничто другое в состоянии объединять людей, вносить в их быт и культуру закваску Царства Небесного, наполняющую всякое человеческое самовыражение Божественным смыслом, благодатной мудростью и небесной любовью. Каждый верующий во Христа должен сознавать себя чадом Божиим и всегда помнить о духовном родстве с ближними и дальними. Все люди, несмотря на многочисленные внутренние и внешние различия, имеют одного Отца - Бога. А значит, свои взаимоотношения они должны строить на принципах любви, доверия, взаимного уважения, сострадания и правды. Церковь должна постоянно проявлять заботу о единстве своих чад, о единстве всего общества.
- И все же некоторые конфессии, отождествляющие себя с Православием, такие, как УАПЦ и УПЦ-КП, впрочем, как и их политические приверженцы в лице целых политических движений, ратуют за существование в Украине Церкви по доминирующему национальному признаку. И, дескать, только такая Церковь может создать вместе с государством некую модель общественного развития, которая одна лишь в состоянии сохранять национально-культурные и геополитические интересы.
- Природа Церкви такова, что она во все времена была и будет выше всевозможных общественных и национальных феноменов. Церковь не может конфликтовать ни со здоровой национальной идеей, ни с обществом. Она никогда не разжигает национальных страстей, хотя мы видим, как сегодня отдельные политические деятели от ее имени пытаются спекулировать национальными идеями. Церковь Христова имеет и вселенское, и надмирное значение. Недаром в ее богослужениях ежедневно звучат слова "о мире во всем мире". И когда в Украине время ночного покоя, в православных храмах Америки или Аляски возносится такая же молитва о всех Божиих чадах различных рас и национальностей, поскольку наша Церковь, как сказано в Символе веры, единая и соборная. Прискорбно, что представители упомянутых вами религиозных формирований произносят Символ веры на богослужениях, заведомо зная и понимая, что они не относятся к единой и соборной Церкви.
Мало того, соборная Церковь вынесла четкие догматические и канонические определения, согласно которым представители этих так называемых "православных церквей" не могут ими именоваться, поскольку пребывают в расколе и лишены благодатной силы. Ведь лидеры раскола не только себя обманывают, но и народ, который по неведению доверяется им...
Что же касается создания определенной модели общественного развития... К сожалению, в наше время она мало осуществима: слишком много объективных препятствий. Но Церковь всегда ожидает от общества того, чтобы оно максимально способствовало ее евангельской миссии, суть которой в воцерковлении народа и его культуры, что важно не только для осуществления основной цели - спасения каждого отдельного человека (а не какого-то абстрактного населения), но и обеспечения здоровой общественной жизни во всех ее сферах. К сожалению, на сегодняшний день Церковь лишь в условной мере может влиять на такие социальные институты, как семья и школа, духовное состояние которых является определяющим фактором в формировании здорового и полноценного общества.
- Темам семьи и воспитания молодежи Церковь, тем не менее, уделяет большое внимание. Для этой работы создан специальный синодальный отдел, образовано Всеукраинское педагогическое православное общество. С чем это связано?
- Православная Церковь чрезвычайно обеспокоена тем, что в общественном сознании разрушаются традиционные представления о семье, ее непреходящем значении для человека и общества в целом. Мы видим, как нарастают негативные тенденции девальвации, обесценивания института семьи. Уже узаконен гражданский брак, и свободные, безответственные отношения оборачиваются бесчисленными трагедиями как для молодых людей, так и для их потомства. Семья, колыбель всякого человека, средоточие любви между супругами, родителями и детьми, часто воспринимается не как счастье, дарованное Богом, а как бремя, которого стремятся избежать.
Для нас в Украине это одна из самых жгучих проблем, поскольку у нас смертность в два раза превышает рождаемость. И по последним данным, население страны сократилось на пять миллионов человек. Показатель рождаемости пока является у нас одним из самых низких среди стран Европы. Да и средняя продолжительность жизни в Украине, судя по социологическим исследованиям, сократилась. И дело не только в бедности или социальном кризисе (семьи с небольшим достатком часто радуются рождению детей, справедливо считая их самым большим богатством), а в стремлении молодых людей, как нынче говорят, "реализовывать себя" вне семьи, вне отцовства и материнства.
- В этом году Украинская Православная Церковь получила долгожданное место для строительства кафедрального собора. На какие средства он будет построен? И когда он сможет принять верующих?
- Действительно, так сложилось, что в настоящий момент в Киеве наша Церковь не имеет кафедрального собора. Софийский и Владимирский храмы могли бы претендовать на этот статус. Однако первый является государственным заповедником, а второй занят непризнанным в православном мире "киевским патриархатом". Наконец, мы получили возможность построить новый собор. Городской совет Киева уже выделил Церкви четыре гектара земли в живописном месте в районе площади Лыбидской. Сейчас рассматривается несколько проектов нового храма, один из которых будет вскоре утвержден. Для строительства понадобится пять-семь лет. Строить будем, как это было издревле, всем миром. В Украине уже начинается сбор пожертвований. Конечно, надеемся и на поддержку меценатов. В программу сооружения собора включены и другие работы. Например, реставрация и переиздание Пересопницкого Евангелия, уникального памятника нашей культуры и духовности. Средства от реализации этой бесценной книги также пойдут на строительство собора и прилегающего к нему комплекса.
- Ваше Блаженство, чего Вы ожидаете в грядущем 2008 году?
- Милости Божией к нашей стране, к народу, к святой Церкви. Мы имеем уникальный национальный потенциал - в вере, культуре, духовных традициях. Украинский народ - трудолюбивый, творчески одаренный, самобытный. Несмотря на различные трудности, он непременно их преодолеет. Ведь мы имеем великие традиции: из земли киевской на многие народы проистекла благодать святого крещения, не случайно наша столица названа колыбелью городов древнерусских. Киев именовался вторым Иерусалимом. Имея такое уникальное прошлое, мы вправе верить в достойное будущее.
С митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром Беседовали Сергей Герук, Валерий Полищук
http://www.pravoslavie.ru/guest/071221105807