Рядом с детством

Диакон Димитрий Васильев 
0
21.12.2007 88
Вы можете себе представить, что хотя бы одну ночь проведете вне стен собственного дома, например, на теплотрассе, кутаясь во сне в засаленную телогрейку и натягивая драную шапочку по самые уши? Можете себе представить, что вы, в тщетной попытке согреться в лютый мороз, будете пить дешевый портвейн и греться у костра прямо посреди города? Можете себе представить, что вы - бездомный человек, лицо без определенного места жительства, попросту - бомж? Наверное, не можете. А помочь тем, кто остался на улице, хотите? Отвечая на этот вопрос, важно помнить и знать, откуда берутся бездомные. И - куда они уходят...

Диакон Димитрий Васильев завершает этой статьей цикл о тех людях, для которых дом - улица...

Каждому человеку что-то нравится в окружающем его мире, а что-то, бывает, раздражает. Мы быстро привыкаем и к хорошему, и к плохому - ко всему, что происходит в нашей жизни более-менее постоянно. И никто не удивляется тому, что сегодня люди, люди современного мира, стали жесткими, недобрыми, порой - жестокими.

Действительно, если ты живешь сегодня, тебе необходимо ежедневно быть в форме, уметь кусаться, если нужно, уметь уклоняться от чужих укусов; также требуются элементарные знания техники безопасности жизнедеятельности и основ дипломатии, чтобы даже, образно говоря, откусив кому-нибудь полголовы, сохранять дружественный вид и при этом не нарушить норм этикета. Одним словом, мир становится похож на темный лес, человек человеку все более - волк, а всяким щенятам и совсем беззубым зверушкам в этом лесу однозначно не место. Кто-то возразит, что человек человеку сейчас уже даже не волк, а бревно, но я отвечу, что это лишь иная форма защитной реакции организма: хоть и само беззубое - но зато и другие не подступятся...

...Да, так вот - у человека есть универсальная способность привыкать ко всему: и к грязи, и к комфорту, к шуму, к одиночеству, к богатству и к бедности... Причем к чужой бедности привыкнуть как-то намного проще, чем к своей собственной. И лишь приближаясь к человеку, впуская его в свою жизнь, понимаешь, как хорошо, слава Богу, живешь ты по сравнению с ними и как, в сущности, смешны твои проблемы, твой мелкий жемчуг по сравнению с его жидким супом. Но только вот многих ли мы так близко к себе подпускаем?

Третий год на паперти нашего храма живет "семья" бомжей, о которых я уже писал,- Ольга и Николай. Три года назад он подобрал ее где-то в трущобах, в одном из таких мест, о которых не хочется даже думать. Она не умела толком даже разговаривать и смотрела на жизнь глазами человека, родившегося в пещере. Но кто знает, каким образом Николай смог вернуть ее к вполне осмысленной жизни? Однажды, когда Николая положили в больницу с отмороженными ногами, Ольга встретила на проспекте одного из священников храма и рассказала, что у нее нет денег на бинты своему другу, без которого она была совсем беззащитна и ее легко прогоняли с паперти другие, более крепкие физически нищие и даже дети. Батюшка купил лекарства и фрукты для Николая, отдал прямо у магазина пакет с покупками. "А что передать Коле?" - спросила Ольга. Было не совсем понятно, о чем она. Потом сомнений не осталось: считая священника из храма "своим", Ольга, чей разум остался детским, всем своим сердцем чувствовала, что только материальной помощи больному будет недостаточно - необходимо теплое человеческое слово, просто приветствие, которое она и передала потом Николаю в больницу вместе с хрустящим пакетом фруктов.

Сейчас мы всерьез опасаемся, что они не переживут грядущую зиму. У Николая есть возможность уехать в деревню к сестре, которая готова приютить его, он вот-вот получит паспорт. Об Ольге здесь речь не идет - ее придется оставить на волю Божию. Но такой вариант Николаем даже не рассматривается, не зря же он при случае цитирует Евангелие, спорит с церковными сторожами о вечном, знаком с трудами Сергея Нилуса. Загадочный человек, вот только зиму эту он может уже не пережить, а Ольга будет с ним рядом, что бы ни случилось...

...Бездомные люди живут на теплотрассах, одеваются на мусорках, питаются вообще непонятно где. Но мы привыкли к ним, к людям без определенного места жительства, наряду, страшно сказать, с теми же мусорками - как к неизбежному отходу цивилизации. Они, в свою очередь, привыкли к нам, впрочем, опять же, как и к мусоркам, ибо, если не помогут живые люди, помогут свалки, не на одной, так на другой найдется что-то полезное. Нас объединяет эта привычка - ни мы, ни они не любим, не хотим смотреть на жизнь по ту сторону своих стереотипов. Мы для нищих - почти как полубоги, а они для нас... Кто они для нас? Каждый должен здесь отвечать сам за себя. Только должен предупредить - отношение к частному легко перенести и на целое.

Я не зря упомянул в начале о животных в лесу, о волках и волчатах, о прочих зверушках и бревнах. Чарльз Дарвин, кажется, все же в чем-то был прав: пусть его теория эволюции давно уже не является незыблемой твердыней, но теория естественного отбора работает, как часы, по крайней мере, в условиях капиталистического государства точно. Причем "дарвинистское" отношение к людям особенно заметно на примере бомжей. Миру нет до них дела, он словно говорит: захотите - выживете, а нет - так и не надо, без вас даже лучше - никто не вызывает чувства жалости, этого неприятного чувства, мешающего предаваться своим наслаждениям. А бездомные люди все равно хотят жить, цепляются за реальность разбитыми пальцами, с каждым днем сползая все ниже и ниже. Говорят, на улице не живут дольше трех лет - третья зимовка под открытым небом убивает любого. Не знаю, правда ли это, но я почему-то верю.

На смену ушедшим с паперти в жизнь вечную приходят новые, чтобы уйти в свою очередь за предшественниками, а ведь значит, что до того они все-таки где-то жили, работали. Где-то. А потом что-то случилось. Украли документы на вокзале, или обманом отняли жилье, или просто выгнали из дома. А может быть, тоска поселилась в сердце и увела человека из привычной успешной жизни, но никуда довести не смогла - так и застрял бедолага, как будто между мирами: ни в люди вернуться, ни к зверям уйти. Ах, если бы можно было убежать в детство! В желто-зеленое детство с голубым небом и алой улыбкой матери... Ведь, может быть, именно там остался их настоящий дом? Кто-нибудь видел, как радуется взрослая женщина в лохмотьях фруктовому мороженому в стаканчике, которое ей подарили вместо десятки "на хлеб"? Кто-нибудь слушал восторженный лепет бездомного старика, мечтающего, как следующим летом он поедет к сестре в другой город, ведь десять лет тому назад она писала ему в письме, что так соскучилась по брату? Видел ли кто, как спят они, обнявшись, чтоб было теплее, с безродной дворнягой где-нибудь в заброшенном сарае? Так дети спят, обнявшись с плюшевым мишкой...

Может быть, один из решающих факторов, влияющий на то, что бомжи, именно бомжи, живут не в квартирах, а на улицах,- именно детское восприятие жизни? Они не хотели, чтоб их кусали, но при этом не хотели кусаться сами. Они честно называли вещи своими именами, за это теряли работу, оказывались в тюрьмах, потом - на улицах. Они не умели лгать, потому не смогли приспособиться к современному ритму жизни, а мир свирепо сминает своею поступью любого, кто в одиночку отказывается жить по его законам. Год - и ты в грязи. Два - и ты в язвах, третий год, как правило, становится последним для большого ребенка. Господь приготовит дом для того, кого оставили без дома другие люди.

Может быть, есть и иные причины, сделавшие бомжей бомжами, я не эксперт по нищим, я лишь пробую на протяжении вот уже нескольких лет понять, кто же они такие. Если несчастные волчата или старые, но загнанные в ловушку хищники, то кто же тогда я - более успешный волк или индифферентное бревно? Как-то не хочется быть ни тем, ни другим представителем флоры и фауны, хочется быть просто человеком и помнить, что нужно дать возможность и другим людям сказать о себе то же самое. А главное - необходимо для себя уяснить раз и навсегда, что все мы люди, все мы дети Божии - кто помладше, кто постарше, и Господь потом строго спросит со взрослых, почему не следили за малышами. Что мы тогда Ему сможем ответить? Дай Бог, чтоб нашлись тогда те, чье "спасибо" решит нашу участь не в худшую для нас сторону.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4514&Itemid=4
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Диакон Димитрий Васильев
Все статьи Диакон Димитрий Васильев
Последние комментарии
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Олег В.
14.04.2021 16:14
«США лучше держаться подальше от Крыма»
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.04.2021 16:02
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от учитель
14.04.2021 16:01
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от В.Р.
14.04.2021 15:57
Она сохранила чистоту натуры русского человека
Новый комментарий от hok-ky
14.04.2021 14:43
«Этим событием углубляется раскол в православном мире»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.04.2021 14:36
Русь соберется с Царём во главе
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.04.2021 13:54