"Не свет, не тьма, а что-то между"
Трудно быть молодым, если кто забыл. "Не свет, не тьма, а что-то между" - как говорит о своей жизни герой фильма "Угольная пыль". И во всех фильмах фестиваля у молодых героев полно невзгод. Судьба "тяжелой рукавицей прививает любовь", как поет в одном из фильмов Егор Летов, а вместо мировоззрения у большинства - горсть осколков.На фоне такой "осколочной" панорамы позиция над схваткой, занятая фильмом Квирикадзе "Святой Георгий", показалась жюри достойной Гран-при фестиваля (или приза губернатора Вологодской области). Эта работа известного сценариста свидетельствует о том, что святого великомученника Георгия считают покровителем как христиане, так и в мусульмане. Сам автор фильма трезво оценивает решение жюри " Всё время, пока я жил в Грузии, волей-неволей святой Георгий меня сопровождал. С самого раннего детства, с первых моих воспоминаний. Я помню бабушку, которая меня водила в церковь, помню стояние около иконы святого Георгия. А потом я повёл изрядно бурную жизнь, отвернувшись от всего того, что я сейчас перечислил, но все равно я к этому святому вернулся. Совершенно неожиданно замечательная студия "Православная энциклопедия" предложила мне написать сценарий к фильму о житии святого Георгия. Потом встал вопрос о том, кто будет снимать. Я десять с лишним лет назад ушёл из режиссуры и пишу сценарии. Не знаю, хотелось ли мне вернуться в режиссуру, большой промежуток всегда делает человека бессильным - он боится взобраться на ринг. И в этот момент святой Георгий что-то со мной совершил. Я рискнул, бросился в атаку, и два месяца снимал в Англии, в Грузии, в России, в Италии (в одном из эпизодов у нас - Тонино-Гуэрро). А когда вошёл в материал, узнал, что в мусульманских странах святой Георгий такой же покровитель. Может быть, он станет объединяющим началом в нашем растерзанном мире. Когда мы снимали, он незримо присутствовал. И я понимаю, мой фильм победил только потому, что святой Георгий - он Победоносец."
Самым интересным из фильмов о трудной жизни молодых оказался фильм, который получил 1-ый приз, - "Угольная пыль" студентки последнего курса ВГИКа Марии Миро. Эта лаконичная работа рассказывала о жизни шахтеров в г.Копейске Челябинской области. Здесь каждому через 10 лет работы под землей гарантировано заболевание легких. Городок шахтеров постоянно подтапливают грунтовые воды, прямо под досками пола под домами стоит вода; если ее не откачивать, город поплывет. В 90-х, когда были задержки с зарплатами, "многие кончали самоубийствами, не выдерживали и прыгали в ствол". В 2006г у главного героя фильма, молодого шахтера, зарплата была 2650 руб, у его отца и деда еще меньше. Переменить что-то в судьбе никто не решается, неизвестно, не станет ли хуже. Правда, трагическому монологу в картине противоречил сам видеоряд. По экрану проходили мужественные люди, эффектные планы на поверхности сменялись динамичной съемкой в шахте(невольно приходилось задумываться, сколько оборудования нужно было затащить на глубину, чтобы так красиво осветить все сцены). В конце фильма было дано посвящение деду, горному спасателю, что неожиданно придало фильму дополнительное измерение. Почему посвящение в конце, а не в начале? ": "Я не хотела делать акцент на том, что это и моя личная история, - ответила корреспонденту "НС Мария Миро. - Хотя Копейск - родной город моей мамы, я много раз там бывала в детстве и жила среди рассказов о шахтерских буднях".
Кустарь Митрич
Колокольни Спасо-Прилуцкого монастыря немного наклонены. "Это в недавно восстановленных обителях, вроде Свято-Никольской в Переславле, все прямо, ровно - средневековое "евро".А у нас все настоящее, северорусское, чуть неровное, - говорит иеромонах Александр, бывший учитель физкультуры, а теперь насельник монастыря. "Это похоже на северорусский характер - немного угловатый, медленный. Сначала не поднимешь, а поднимешь - не положишь".Архитектурный лад невысокого центра Вологды нарушают штифты новостроя. "Был дом с мезонином, а стал с магазином" - комментирует отец Александр. Лен для знаменитых вологодских кружев (правда, не для тех, что здесь предлагают на каждом углу) привозят из Франции. Резной палисад - из старого хита - с подлинными вологодскими изводами в городе всего один. Но все-таки что-то важное здесь сохранилось. Треугольные пирожки, подобные тем, что можно увидеть на одном из средневековых образов в местном музее (ими патриарх Авраам потчует трех Ангелов), продают на вологодских улицах. На звоннице Вологодского кремля 25 - полный набор - колоколов. У кое-кого из жителей все еще непередаваемый северный говорок и манера пересыпать речь прибаутками: "Вера не в бревнах, а в ребрах" (через е), "Ищи жену не в хороводе, а в огороде". Здесь благодатный воздух, из-за чего окрест рождаются или поселяются поэты и художники. И Ферапонтово - в двух часах езды на автобусе. А там фрески Дионисия - лазурь, свет и высота.
" Вологда - это православный город. У нас принято в воскресение в храм. И там мы не захожане, а прихожане, - говорит один из соучредителей кинофестиваля "Фрески Севера", глава вологодского департамента культуры Валентина Васильевна Рацко. - Святитель Василий Великий сказал: "Не великие дела угодны Господу, а великая любовь, с которой они делаются". Когда мы организовывали наш фестиваль, мы надеялись, что он будет объединять людей, которые умеют делать свое дело с искренней любовью. Вот Митрич такой был".
Все дни фестиваля можно было услышать это имя - Митрич. Так в Вологде называют вологодского кинодокументалиста Юрия Половникова, автора фильмов - о вдовах ("Годовые кольца"), о монахах ("Остров спасения", главный приз фестиваля "Золотой витязь 2000 г.), о сельских учителях из Кадуйского района ("Чайка"). Корреспондент "НС" попросил рассказать о нем вологжанку киноведа Наталью Серову: "Митрич принадлежит к тем русским людям, к которым хорошо подходит американская формула "self-made man" - человек, который сделал себя сам. Он - сирота, безотцовщина, очень рано потерял мать. Но видимо, Господь был милостив к нему, как-то очень рано Митрич прикипел к кино. У него была очень путаная и очень-очень трагическая жизнь. Но он быстро создал студию "Романтик", где объединил ребятишек, таких, как он, стал у них неформальным лидером. Есть выражение: "художник вышел из народа". Вот Митрич был художником, который никуда из народа не выходил. Как он был частью народа, так ею и остался. Потому что, закончив ВГИК - (отдельная история, как он туда попал, у него не было даже законченного среднего образования, его взяли за талант, который был очевиден в его любительских фильмах) - он выучился, стал настоящим, великолепным профессионалом. Но идея создания студии "Вологдафильм" оказалась трагической для него, потому что кино - это фабрика. Сделать фабрику в провинциальном городе невозможно. Он работал кустарем, а так работать очень тяжело. Но что удивительно - когда вы будете смотреть его фильмы, вы увидите, - Митрич был всегда с самыми бедными, несчастными, незащищёнными. Можно было найти выигрышных героев - людей, заметных, готовых заплатить. А он всегда был верен тем, кому хуже: брошенным учителям в школе, ребятишкам в колонии. Он был среди тех, кто ребятишек, у которых были приводы в милицию и даже колония за спиной, собирал и по-мужски водил в походы. И в этих походах, у костров они буквально оттаивали - об этом фильм Митрича "Костры нашего детства".Это очень редкий тип русского художника. И умер он так трагически рано от того, что всего себя истратил. Не осталось никакого ресурса".
История одного восхождения
Особый приз имени Юрия Половникова получил на фестивале фильм "Первая высота" питерского документалиста Андрея Павленко. Эта лента заметно выделялась из конкурсной программы тем, что не просто заявляла о тяжелой судьбе детдомовцев, но предлагала короткую историю преодоления. Она рассказывает о том, как воспитанники Ковалевского детского дома во главе со свои директором протоиереем Андреем Ворониным в праздник Преображения Господня поднялись на восточную вершину Эльбруса (5621 метр над уровнем моря) и отслужили там Божественную Литургию. До этого ребята прошли серьезную альпинистскую подготовку и выучили богослужебные песнопения. Как рассказывал после фильма корреспонденту "НС"сам Андрей Павленко, многие альпинисты укоряли директора за то, что он повел детей на такое опасное восхождение. Но в самом фильме есть ответ на эти укоры. Мальчишки попадают в Ковалевский детдом от родителей, лишенных родительских прав. В прошлом у них жизнь или в доме среди постоянных пьянок, или на улице. В последетдомовском будущем - полная неизвестность (по статистике большинство из выпускников детдомов обречены на гибель по тем или иным причинам; а после 18 лет их оставлять в детдоме нельзя). "Дети попадают к нам с задержкой физического и интеллектуального развития. Но эта задержка не так страшна, как повреждения в эмоциональной сфере, когда не умеют удивляться, не умеют радоваться - солнцу, росе, цветам. Даже невозможно понять, какими глазами он этот мир видит. Как не спросишь: "Как тебе это?" ответит: "Норма-а-ально". Я бюсь с этим "нормально". Ничего нормального в этом нет" - рассказывает о.Андрей. Директор считает, чтобы совершить переворот в душах подростков, воспитать в них веру и настоящий характер, "нужно создать обстановку, где дети будут бороться за жизнь". В экстремальной обстановке альпинистских восхождений его мальчишки учатся молиться и заботиться о других.Режиссер Андрей Павленко думает снять продолжение этой истории с одним из норильских детдомов, где ребятам тоже дают альпинистскую подготовку. Первоначальный замысел заключался в том, чтобы привезти в Норильск отца Андрея с его мальчишками и организовать совместный подъем с норильчанами на плато Путорана. Но пока не позволяют финансы - аренда вертолетов, необходимых для заброски к началу подъема, требует около 60 тысяч рублей в час.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10000&article=770