itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Последние из молокан

Русская духовная община в Армении переживает упадок

0
274
Время на чтение 5 минут
То, что на московских рынках, несмотря на все запреты правительства, по-прежнему многие торговцы - выходцы из Закавказья, ни для кого не секрет. Зато мало кто знает: за прилавками ереванских базаров нередко стоят русские. Правда, не граждане России - этнические русские, молокане. В начале XIX века представители этого религиозного движения были сосланы на Кавказ, где и живут до сих пор, храня в горных селах свои традиции и не тронутый неологизмами чистый русский язык. Увы, вполне возможно их деревни совсем скоро могут прекратить свое существование. Основной бизнес молокан - торговля квашеной капустой, солеными огурцами, мочеными яблоками с огорода - особых денег не приносит. Местным они не конкуренты. Единственный выход - ехать на заработки в Америку, Австралию, Россию, где еще существуют немногочисленные общины молокан.

Ольга, Татьяна и Светлана стоят в самом дальнем углу Центрального ереванского рынка. Но на фоне жгучих армянских брюнеток три славянского вида женщины (носы картошкой, русые волосы) в платках и длинных юбках сразу бросаются в глаза. Хотя торгуют скромно: на покупателей не бросаются, никого не зазывают. Возможно, поэтому желающих украсить свой стол соленьями с молоканского огорода не много. "Я люблю молоканские огурчики, - говорит покупатель Ашот. - Товар у них всегда свежий, да и сами женщины приветливые. Угостят, не обсчитают. На таких посмотреть приятно: всегда одеты в чистое, отглаженное. Но в основном ереванцы у своих, армян, берут. Не из-за национализма - из-за дружеских чувств, знакомым, приятелям хотят помочь".

На более успешных армянских продавцов молокане смотрят без зависти, в их общине это считается большим грехом. Называют конкурентов коллегами, говорят, что дружат. Но признаются, что торговля идет ни шатко, ни валко. "Если продадим рублей на 500-700 за день, - уже хорошо, - жалуется на чистейшем русском 23-летняя Ольга Иванова. - У соседей-армян доход побольше. Они торгуют круглый год. Покупают в овощехранилищах капусту и солят ее. По знакомству получается о поставках в кафе-рестораны договориться. А мы со своего огорода возим. Летом вообще не торгуем: покупателей мало, везти из деревни за 150 километров по горным дорогам - далеко и дорого, на бензине разоришься. От урожая полностью зависим. Бывает, заготовим несколько тонн капусты, а продать не успеваем, портится. Все труды зря. Кто побойчее пытались договориться о том, чтобы капусту эту централизованно куда-нибудь поставлять - ну, в магазин или к своим, русским, на военную базу в Армении. Но, судя по всему, дело так ничем и не кончилось".

Ольга не так давно вышла замуж за молоканина, но городского. Живет теперь в Ереване. В городе молокан не много - несколько сотен. Всего же в Армении - более пяти тысяч. Муж работает на экскаваторе, получает мало, но хватает для того, чтобы помочь родственникам из деревни Фиолетово - там живет мама Оли, она выращивает капусту, морковку, солит ее, а дочка продает.

Деревня Фиолетово - одно из самых крупных поселений молокан в Армении. 60-летняя Татьяна Задоркина говорит, улыбаясь во весь рот, что больше чем на несколько месяцев она за всю жизнь из деревни не отлучалась. "Там родилась, там помру", - улыбается Татьяна. У нее уже взрослые дети, внуки поехали в Краснодар учиться. Сейчас в Фиолетово чуть меньше 400 дворов, есть молельный дом, русская школа. Учебники привозят из российского посольства. По-армянски молокане говорят плохо: читают по слогам, считают до десяти. Общину возглавляет выбранный всем миром пресвитер. "В последние годы мы обнищали. У местных властей особых средств на то, чтобы нас поддерживать, нет. Рядом с Фиолетово армянские села, там тоже люди не жируют, - вздыхает Татьяна Задоркина. - Наша молодежь ездит на заработки в Россию. Но деньги привозят с переменным успехом: кто с рублем возвращается, а кто и с долгами. А тут еще напасать - копили-копили на новые тракторы, чтоб огород нормально обрабатывать. Купили - оказалось, барахло. Все разваливаются".

Деревянные домики в Фиолетово накренились, на дворах уже заметен беспорядок. Мало осталось от знаменитой молоканской чистоплотности и хозяйственности. Традиционный молоканский уклад тоже колеблется. Местные разделилась на тех, кто носит бороды, эти стараются сохранять традиции, не курят, спиртного в рот не берут, молятся несколько раз в день, друг к другу обращаются - "брат" и "сестра". В конце декабря в Калужской области построят самую большую русскую печь. Класть ее будет печник из Фиолетово - молоканин Михаил Михайлович Рудаметкин. Парадоксально, но в армянском селе лучше, чем в России, удалось сохранить это древнее искусство.

Новое поколение молокан - те, кто бороды сбрил. Эти ездят на заработки, выпивают, за хозяйством не следят. Татьяна Задоркина говорит, что и алкоголики в селе появились. Через "новых молокан" жители Фиолетово приобщились и к телевидению, газетам. Хотя долгое время считалось, что все это от лукавого. Нынешний пресвитер не запрещает, но и не приветствует тягу молокан к информации. 45-летняя Светлана Наумова говорит, что самая обсуждаемая тема на селе - это пензенские сектанты, которые ушли под землю в ожидании конца света. "Мы не то чтобы их осуждаем, мы просто не понимаем, - пожимает плечами Светлана. - Пути Господни неисповедимы. Как же смертный может знать, когда апокалипсис наступит? Заблуждаются, бедные. Ошибаются".

Хотя за жизнью в России молокане так или иначе следят, уезжать на историческую родину пока не собираются. Старшее поколение даже в бедности не хочет покидать насиженные места. Да и в России не медом намазано. Впрочем, гражданами Армении молокане тоже себя не считают. Некоторые даже от пенсий и пособий отказываются - мол, сами с усами. Есть еще один путь - ехать в США, где живет богатая община. Но останавливают бюрократические трудности: тут ловкость иметь надо, оборотливость, а эти качества даже для безбородых молокан непривычны. Так и застряли кавказские молокане между небом и землей, между Россией и Арменией, между сносной жизнью и бедностью. К какому берегу пристанет небольшая деревенька Фиолетово, молокане и сами не знают.

МОЛОКАНЕ - КТО ОНИ?

Молокане как самостоятельное духовное течение в христианстве сформировалось в 60-70-е годы XVIII века в Тамбовской губернии. Его основателем считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане отвергают иконы, богослужебные обряды православия, священников и церкви, совершают моления в обычных домах, не соблюдают пост, не признают святых. Единственным источником вероучения для них является аллегорически толкуемая Библия, которую они ассоциируют с образом "духовного молока" (отсюда название). Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры. Моления их состоят из чтения Святого писания и пения гимнов, написанных на тексты Библии.

В 30-х годах XIX века среди молокан выделилось самостоятельное течение прыгунов (скакунов, ползунов, нагишей). Основателя учения - Максима Рудометкина - прыгуны объявили пророком. Его последователи, распевая гимны, прыгая (иногда в обнаженном виде, уподобляясь Адаму и Еве) и бурно жестикулируя, доводили себя до религиозного экстаза.

В Российской империи подвергались преследованию властей. Были переселены в окраинные районы страны - в Закавказье, Крым, Сибирь, Среднюю Азию. Значительная община молокан появилась в США и Южной Америке. В начале XX века их численность только в России составляла около 1,2 млн. человек.

Чудовищный удар по весьма состоятельным крестьянским общинам молокан нанесла политика коллективизации и раскулачивания в 30-х годах прошлого века. После распада СССР началась массовая миграция молокан из республик Южного Кавказа в Россию и Америку. Сейчас численность молокан в Армении оценивается в 5 тыс. человек. Большинство проживают в Ереване и других городах - Ванадзоре, Дилижане, Раздане, Севане, Красносельске, а также в селе Фиолетово, в Таширском районе. Несмотря на их рассредоточение среди основного населения, у молокан практически отсутствуют смешанные браки. Их дети учатся в русских школах или классах. При этом все владеют разговорным армянским.

http://www.newizv.ru/news/2007-12-04/80906/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Дарья Окунева
Запрет на нечистую силу
Вокруг празднования хеллоуина в Москве разгорелась полемика
01.11.2005
Распродажа тщеславия
В России полным ходом идет торговля дворянскими титулами
21.10.2005
Тихий ужас
Почти половина российских подростков живут с постоянным ощущением страха, в чем тоже боятся признаться
26.08.2005
Все статьи Дарья Окунева
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Сергей
31.01.2023 17:09
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.01.2023 16:43
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.01.2023 16:39
«Страна-парадокс»
Новый комментарий от александрович
31.01.2023 15:44
Когда веселье отдаёт грехом
Новый комментарий от Игорь Ал
31.01.2023 15:30
К столетию Л.Гайдая
Новый комментарий от Владимир С.М.
31.01.2023 14:14