Нет места скорби
Нет и не может быть скорбных переживаний во время поста. Вспомним стихиру, которая поётся, например, в начале Великого поста: "Постимся постом приятным...". И ни слова о распятии и скорби. Мы радуемся грядущему Воскресению Христову. А собственно распятию Спасителя посвящён не весь сорокадневный Великий пост, а Страстная седмица. И Успение Божией Матери - праздник, и мы не скорбим, а радуемся. А евхаристический пост перед Причастием! Мы готовимся к великому празднику для себя - соединению с Богом, принятию Тела и Крови Христовой. Где здесь скорбь? Или вот есть ещё пост свв.апп.Петра и Павла... А там по какому поводу мы скорбеть должны? Потому ли, что один из апостолов был усечён мечом, а другой - распят? Нельзя сводить христианство к скорби! Очень уж унылое получится вероучение.Да, есть православные, которым нелегко нести скорби жизни, получаемые ими по грехам. Но не они являются лицом Церкви. Лицо Церкви - святые, мученики, которые не рыдали, что им предстоит мучиться, но рады были пострадать за Христа. А тот, кто плакал, становился не святым мучеником, а просто казнённым. Сегодня никто и не требует от нас мученичества, но пост-то потерпеть мы можем?
- Есть мнение, что смысл Рождественского поста в том, что мы сострадаем Богородице, рождающей Богомладенца.
- Неправильно. Рождество Спасителя происходило без мук и страданий, ибо Пресвятая Богородица была безгрешна. Хотя Сама Она родилась обычным образом и была земным человеком, но так доверяла, любила и молилась Богу, что сподобилась вместить в Себя Богочеловека. Пречистая совершила рождение Сына Божиего, будучи преисполнена радости и крепости, и немедленно приступила к служению Ему, ибо не ощущала ни болезней, ни изнеможения, коим подвергаются все обыкновенные женщины. Поэтому здесь никакой скорби нет, и Рождественский пост - великий праздник.
Чрево - лукавый хозяин
- Если, постясь, человек становится раздражительным, гневливым, нужен ли и спасителен ли такой пост?- Когда человек терпит недостаток пищи, то душевные силы, которые у него раньше уходили на то, чтобы удерживаться от гнева, теперь уходят на обуздание желудка. Поэтому окружающие должны иметь снисхождение, ведь и они могут оказаться в такой же ситуации - срывать своё раздражение на своих домочадцах, например. Помните: вы потерпите - и вас потерпят. Ведь если я не разрешаю себе раздражаться - я духовно расту, если нет - что толку, что я пост держу, а людей обижаю? Прп.Иоанн Лествичник говорил, что чрево - лукавый хозяин, который что хочет, то и делает с нами. И состоит грех чревоугодия из двух пороков: чревобесия - наедаться до предела - и гортанобесия - переживать и смаковать вкусовые ощущения.
- Достаточно ли человеку, чтобы укротить гортанобесие, вместо любимого винограда есть, например, менее любимые яблоки?
- Это будет маленький, но подвиг воздержания. Но цель должна быть - сделать нас ближе к Богу, а не в том, чтобы просто в чём-то себе отказывать, создавать жёсткие внешние рамки, за которыми уже нет никакой Любви, нет Христа. Да, святые мало ели. Но почему? Потому что обильная пища отвлекала, мешала глубокой молитве, общению с Богом. А что толку быть голодным, но не молиться и рисовать в воображении всевозможные яства?!
- Лакомиться и объедаться можно и постной пищей. Как уберечься от этого соблазна? И можно ли есть в пост пищу, разрешённую Церковью, но относящуюся к любимым блюдам?
- Всё должно быть в меру. Мы знаем, что подвижники нередко лишали себя и хлеба, и даже воды. Поэтому когда мы слышим выражение "умерщвление плоти" - это значит приведение плоти к тому, чтобы она как можно меньше требовала. Но мы живём в миру, и у каждого должна быть своя степень поста. Нельзя доводить себя до того, что уже и работать не в состоянии. Ибо в таком случае заботы о своих детях и своём здоровье ты перекладываешь на близких. Поэтому обязательно испрашивайте на пост благословение священника. Если же батюшка сам не постник - найди такого, который постничает, и выслушай его советы.
Кстати, существуют восемь различных степеней поста. Первая ступень - отказ от мяса, вторая - отказ от яиц и молочной пищи, третья - отказ от рыбы, четвёртая - отказ от растительного масла, пятая - отказ от горячей пищи, шестая - отказ от варёной пищи, седьмая - отказ от хлеба, восьмая - отказ от воды.
Как известно, св.Пимен Великий не благословлял своим духовным чадам подолгу не вкушать пищи. Сам испытав различные способы, в том числе и многодневный отказ от пищи, он понял, что это не полезно, ибо способствует развитию духовной гордости. Лишь человеку, обретшему глубокое смирение, строгий пост будет во образ того поста, который Христос на Себя накладывал в пустыне Синайской. Прочим же степень поста определяется русским Типиконом. Так, в Рождественский пост разрешается: растительное масло по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям, рыба в субботу и воскресенье, в прочие дни можно есть вареную пищу. Но последняя неделя этого поста столь же сурова, как и в Великий пост, - никакого растительного масла и рыбы.
- Слышала, что поститься легко, если пища невкусная.
- Ну конечно, чисто по-человечески невкусное меньше хочется есть. Но всё зависит от степени голода: когда человек очень голоден, он съест всё: вкусно-невкусно, неважно.
Кстати, мы не можем быть совершенно безразличны к пище. Хотя среди монашеских поучений и житий святых мы читаем порой, что святые старались добиться такого состояния, чтобы было всё равно, что они едят. Например, сливали в одну миску всё, что подавалось, - первое, второе, третье - и уже елась похлёбка непонятного вкуса... Но сказать, что мы можем быть совершенно безразличны ко вкусу, - это вряд ли. Не увлекаться гортанобесием - различением вкусов - не значит, что в пост я ем картошку с кашей, а в прочие дни становлюсь гурманом и поглощаю деликатесы.
Но сколь милостив Господь, как любит Своё творение, хоть и падшее! Например, в уставе на Светлой седмице написано: "Разрешение на вся". Ибо Отец наш Небесный понимает, что после долгого воздержания вкушая куличи, пасхи, яйца... - человек услаждается. Так Господь даёт нам возможность даже плотью порадоваться тому, что пришло Воскресение Христово. Но и в праздники надо знать меру. Св.Отцы называли чревоугодие самоубийством, ибо кто объедается - зарабатывает болезни, убивающие плоть.
"Все мне позволительно, но не все полезно"
- Многие перед постом стараются наесться впрок - мол, успею наголодаться. Это тоже чревоугодие, хоть и не во время поста?- Пусть едят. Загонять человека в жёсткие рамки, налагать на всё запрет - безсмысленно. "Все мне позволительно, но не все полезно", - говорит св.ап.Павел (1Кор.10.23). А если человек не понимает, не запрещать, а объяснять надо. Вот мы читаем в календаре: "Заговенье на Рождественский пост". То есть нынче мы едим мясо последний день, а дальше начинается пост.
- У иных заговение равняется обжорству.
- Ну что ж поделаешь! Вот, к примеру, если вспомнить о Великом посте, - там есть приуготовительная седмица, называемая сырной. Это и есть, по сути, начало поста: чтобы легче было поститься, мы привыкаем сначала обходиться без мяса. Конечно, кто-то пытается "надышаться" перед постом - лупит блины с утра до вечера да ещё водочкой запивает. Церковь смотрит на это снисходительно, как снисходительно смотрит на нас Христос. Господь не лишает жизни и Своей любви тех, кто объелся перед постом, - но благословляет тех, кто начинает воздержание.
Однако пост не только воздержание в пище. Чем ближе к празднику, тем больше молитв и песнопений надо читать - это помогает подготовиться к переживанию того, что будет происходить, помогает стать молитвенным участником праздника. А если человек не ест, но в церковь не ходит - это диета, не имеющая отношения к тому, что мы будем праздновать. Многие на время поста отключают телевизор, ибо чем меньше мы развлекаемся, тем больше у нас времени, чтобы сосредоточиться на духовной жизни. Но дети дружат с другими детьми и смотрят телевизор там. Поэтому пусть лучше они смотрят телевизор дома, где вы влияете на выбор программ, а не всё подряд у соседей. Есть ведь полезные передачи, нельзя всё запрещать, мы не в секте. Христианство - это свобода. Прп.Серафим Саровский говорил, что главное - стяжание Святого Духа. Вот и выбирайте, что вам даёт больше благодати: молитва - молись, пост - постись, милостыня - подавай милостыню...
- В пост можно приносить на канун скоромные продукты?
- А скоромные продукты вообще не положено носить в церковь. В храм дозволяется вносить воск, елей и вино. А на канун приносят продукты для нищих или для церковных работников, чтобы вкушая их, они помолились об усопших. Нельзя вносить мясо, так как это связано с кровью, а в Церкви у нас одна только может быть кровь - Христова. Яйца, колбаса, сыр тоже не годятся. Люди несут их от невежества, хотя и из лучших побуждений. Конечно, если у человека нет ничего, кроме, например, селёдки, - он может диакону, или псаломщику, или церковному работнику отдать её и попросить: "Помолись, миленький, за мою мамочку..." В пост же вообще нельзя носить скоромные продукты, дабы не искушать.
Адрес: 197758, СПб, пос.Песочный (б.Графская), Ленинградская ул.,10. Тел.:596-63-98, 596-63-73.
Записала Ирина РУБЦОВА
http://pravpiter.ru/pspb/n191/ta007.htm