"Хочется делать честные снимки"

Интервью с фотографом Михаилом Масленниковым

0
147
Время на чтение 4 минуты
Михаил Масленников - фотограф, отдает предпочтение жанровому портрету и съемке православной жизни в глубинке. Родился в 1964 году в Подмосковье. В 1983 году окончил курс Художественного технического училища N75 по профессии чертежника-конструктора архитектурного профиля. Работал помощником начальника полиграфического отдела в дизайнерском бюро, освоил контроль над печатным процессом, графический дизайн, предпечатную подготовку.Учился на богословском факультете ПСТБИ.

В 2001-2002 годах в качестве арт-директора принимал участие в проекте "Byzantium.ru" некоммерческой организации НП "Центр Содействия Развитию Современного Православного Искусства "Византия". Увлекается искусством каллиграфии.

С 2002 года совершает одиночные фотографические экспедиции в глухие места, где находит осмысленное существование людей в Боге. Любит путешествовать по Русскому Северу, занимается изучением уклада жизни современных отшельников, пустынников, монашеского общежития. С 2005 г. начал снимать полевые репортажи. Для себя воспринимает фотографический процесс, как образ передачи авторской мысли в миссионерском ключе.

С работами Михаила можно подробнее ознакомиться на сайте НоГа

Как начались ваши первые экспедиции?

Раньше я путешествовал как простой паломник, трудник. Это были поиски и распознание жизни, прежде всего православной, в скитах и монастырях. Став профессиональным фотографом, я возвращаюсь к знакомым местам, но уже с иной целью - запечатлеть то, что удивило меня годами раньше. Я мало отошел по смыслу от ранних своих путешествий. Это было изучение уединенной отшельнической жизни, поиски Бога людьми вне привычной обывательской жизни мегаполиса. Фотография появилась на Севере. Я ездил, бывал в уникальных местах и фотоаппарат первый раз взял как техническое средство.

Первые кадры были исторической фотодокументалистикой. Профессионально я стал снимать, когда заметил в своих кадрах какую-то жизнь, не просто застывшее мгновение. Карточка-то она живет, она меняется. Настоящая живая карточка, если на нее на следующий день посмотришь - она будет уже другая.

Расскажите о Вашей последней поездке.

В июле месяце я ездил в Ивановскую область. Там в лесах, в селе Каменники сохранился храм. В советское время в нем находилась школа, поэтому его не постигла судьба других храмов, и сейчас в одном из пределов идет служба. Вокруг настоятеля, отца Гавриила, объединилась община.

Семь лет назад они взяли на воспитание детей из Дома Малютки. Структура общины сложилась непростая: есть там и послушницы, которые как монашенки живут (и старушки, и девушки, лет 15-20), есть семьи. Это не монастырь, но жизнь там течет подвижническая. Есть свой устав, есть трудники - в основном бывшие заключенные.

Вы - один из участников арт-проекта ноГа. В чем состоят задачи этого проекта?

Проект является квинтэссенцией нашей осмысленной фотографической деятельности. Мы позиционируем себя фотодокументалистами, хотя мне ближе художественная фотография. Но это не фотография ради фотографии, это не архив. Наша работа состоит из экспедиций, тематика которых довольно традиционная: быт и традиции народов, жизнеописание в визуальном ряде.

Существует множество подобных этнографических проектов и фотовыставок. Но большинство из них страдают одним недостатком - едут снимать экзотику: буддистов, шаманов, татаро-монголов, - но забывают о русских. Потому что существует расхожее мнение: наша русская глубинка спивается и ничего хорошего в ней не остается. Но для меня там жизнь более честная, внешний комфорт в провинции менее приоритетен. Идея нашего проекта - позиционирование России как страны не просто не умирающей, а еще даже шествующей с Богом, как это и должно быть.

Расскажите о вашей деятельности. Что вы снимаете? Как вы выбираете сюжеты для фотографий?

Наверное, я продолжаю ездить на север за чудом. Это тоже поиск. Я не гламурный фотограф, хочется мне показать ту жизнь, которой я живу и которую вижу вокруг себя, которая ускользает от взгляда обывателя.

Я избегаю поисков материала для своих сюжетов в крупных лаврах, монастырях, поскольку если это не проходной двор, то во всяком случае совсем другое, нежели если ты попадаешь в далекий-далекий таежный скит, монастырчик, а там полтора монашека. И все, не больше - полтора. И уже лет семь-восемь-девять. Один. И к нему там приходят-уходят, ротация идет. С ним поговорить - это же какой родник, это чистая осмысленная речь.

Я не люблю снимать жареные бытовые сюжеты. Снимал я женщин спящих на службе, но это именно то самое Православие, потому что мало кому понятно, что она провела в молитвах бессонную ночь, а после сутки трудилась на кухне, чтоб всю общину накормить. Она пришла на долгую монашескую службу, и Господь ей позволил отдохнуть. А в кадре это может выглядеть как угодно. Вся правда заключается в том, что хочется делать честные снимки.

Скажите - почему ваш выбор пал на жанр фотографии?

Для меня важна миссионерская составляющая фотографии - то, что я способен показать, привнести в этот мир, наполнить доступными к пониманию сюжетами, где-то иногда прикровенными. Это может быть просто картинка, но внутренняя ее содержащая в каких-то акцентах и эмоциях будет гораздо сильнее парадного портрета.

Мое Православие в фотографии скрытое, проявляется оно, прежде всего в жанре. Я снимаю жанровый портрет - человека, вписанного в среду. Персонаж сам в этой среде появился, а я как художник это увидел. Цель моя состоит в том, чтобы показать не атрибутику, внешнее благолепие, а человека, преображенного верой в Бога. Фотография это, как мне видится, драма, которую я нахожу в человеческих отношениях, это художественное кино, зафиксированное в какой-то ключевой момент.

А как понимаете, что какой-то момент нужно запечатлеть?

Сначала ты просто живешь этой жизнью, в этой жизни что-то происходит, ты понимаешь, что это хочется запечатлеть, ты достаешь камеру, осмысливаешь, продумываешь, в конце концов, ты делаешь этот снимок и после проявки можешь увидеть, что ты в этом процессе совершенно посторонний. Фотография для меня не в меньшей степени миссия, чем для зрителя. Я свидетель этого чуда, я участник процесса. И точно также как зритель удивляюсь, рассматривая собственные фотографии.

Иконописец, мастер он многое знает об образе с разных сторон - творческих, технических, Наверное, я тоже что-то знаю. Но если бы конечный результат меня самого не удивлял, я не стал бы публиковать и показывать свои фотографии. А может быть, я просто перестал бы фотографировать. В людях, которых я встречаю в своих путешествиях на Север, я вижу природную непосредственность и честность по отношению к жизни и, снимая ее, я нахожу отголоски в своей жизни. Нахожу и забираю с собой. И приношу ее зрителю.

С Михаилом Масленниковым беседовала Вера Столярова

http://www.pravmir.ru/article_2466.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07