Кто в скотном загоне начальник?

0
217
Время на чтение 4 минуты
Читая русскую классику XIX в., мы то и дело встречаем выражения "первоклассный монастырь", "настоятель заштатного монастыря". Был бы язык разговорный, можно было бы подумать, что это оценки замечательности или захудалости той или иной обители. Но поскольку речь идет о классике, что-то это все должно да значить? И всяких то ли должностей, то ли почетных званий в монастыре слишком много: тут тебе и архимандриты с игуменами, и настоятели с наместниками, за ними маячат келари с экономами...

Чтобы во всем разобраться, нужно обратиться к истории русского монашества. Согласно одному из древнейших памятников др.рус. письменности "Слову о законе и благодати" мтрп. Илариона[1], монашество на Руси появилось сразу после ее крещения, в эпоху св. кн. Владимира Святославича (ок. 960-1015). Летописи упоминают о монастырях, основанных в Киеве и его окрестностях в XI в. Первые монашеские обители основывались князьями или другими богатыми людьми на свои средства; такие основатели назывались ктиторами[2] и обладали правом назначения настоятелей (т.е. начальников) "своих" монастырей. Как правило, ктиторы называли монастыри в честь своих небесных покровителей. Так, в 1037 г. кн. Ярослав Владимирович заложил монастыри св. Георгия и св. Ирины (христианские имена князя и его супруги). Кн. Всеволод Ярославич основал Михайловский Выдубицкий Всеволож монастырь (до 1070 г.) на месте, где, по преданию, "выдыбал" (выплывал) на берег Днепра идол Перуна, и т.д. Были, но в гораздо меньшем количестве, обители, основанные монахами, подвижниками. Из наиболее известных и древних - это Киево-Печерский монастырь (между 1051 и 1062 г.; в 1062 г. была сооружена церковь Успения Пресвятой Богородицы и наземные помещения), первый большой монастырь Древней Руси. Его основателями были прп. Антоний и Феодосий Печерские, и первоначально киево-печерские монахи жили в собственноручно вырытых пещерах (по-др.рус. "печерах", "печерках", откуда и название лавры) и служили также в пещерном храме.

Киево-Печерский монастырь, подобно многим древним монастырям, начинался как особножительный. Это значит, что каждый монах имел отдельную келью (пещеру или хижину), причем кельи были на некотором удалении друг от друга, с тем, чтобы не отвлекать монаха от молитвенного подвига. Встречались монахи лишь за богослужением, раз или два в неделю. В некоторых монастырях подвиг уединенной, глубокой созерцательной молитвы ставился даже выше общей церковной службы, и монах, чтобы не нарушать такого молитвенного состояния мог, по уставу, какое-то время не участвовать в общем богослужении. Каждому монаху выделялось самое минимальное содержание из общего пожертвования на монастырь, но основное пропитание и одежду он добывал себе своим трудом, например, рубил лес. Высшей степенью особножительства является отшельничество или пустынничество: сугубый подвиг молитвы вдали от мира, в пустыне, в диком лесу, на уединенном острове 2-3 или даже одного монаха.

Но уже при прп. Феодосии, 3-ем настоятеле Киево-Печерского монастыря, был введен общежительный устав. Общежительные монастыри - это всем нам знакомые монастыри, например, Троице-Сергиева лавра, где монахи живут на территории, обнесенной стеной, в братских корпусах; на каждого из них возлагается определенная работа (послушание), так что монастырь полностью (или почти полностью) обеспечивает себя. Монахи общежительного монастыря вместе участвуют в богослужениях и вместе трапезничают. Не надо думать, однако, что общежительство - некое нововведение. Оба типа монашеского жития появились в Египте, на родине православного монашества, в IV в. Основателем отшельничества, как и монашества как такового, стал прп. Антоний Великий (ок. 250-ок.356 г.) в 305 г. Менее чем через 15 лет, в 318 г. первое монашеское общежитие (киновию) создал прп. Пахомий.

Издревле братия монастыря избирала себе из своей среды духовного наставника, духовного руководителя - настоятеля; первоначально его именовали "авва" (по-греч. ?fbas), т.е. "отец". Позже настоятели небольших обителей стали называться игуменами (греч. hegumenos - букв. "идущий впереди, ведущий" - правящий, предводительствующий). Так, прп. Антоний Печерский по усиленным просьбам своей братии стал 1-м игуменом основанного им монастыря. А настоятели больших и особо важных монастырей стали именоваться архимандритами (от arho?n (начальник) tes maudras (загона для скота), обозначающее в данном случае общину монахов как стадо Христово). Изначально это наименование появилось в Антиохийском патриархате, а с V в. - повсеместно на греческом Востоке. Архимандритами назывались игумены, которых епископы[3] назначали для надзора за всеми монастырями епархии. Затем, после того, как эта обязанность стала возлагаться на великих сакеллариев, звание "архимандрит" стало почетным титулом игуменов важнейших монастырей

В Русской Церкви титул архимандрита впервые упоминается в летописях под 1174 г. по отношению к игумену Киево-Печерского монастыря Поликарпу, причем он назван одновременно и архимандритом, и игуменом. Поскольку архимандритами затем называются также настоятели Новгородского Юрьевского монастыря (под 1226 г.), Рождественского монастыря во Владимире-на-Клязьме (1230 г.) и Богоявленского в Ростове (под 1261 г.), то можно предположить, что сан этот в Киевскую эпоху мог иметь только игумен одного и важнейшего монастыря епархии; впоследствии он распространился и на настоятелей других значительных монастырей епархии. При этом исчезает одновременное именование "игумен и архимандрит".

Продолжение следует



[1] Иларион, мтрп. Киевский и всея Руси (ум. ок. 1055 г.), предстоятель Русской Православной Церкви во времена кн. Ярослава Мудрого; святитель, память 28 сент. и 21 окт. в Соборе прп. отцов Киево-Печерских, Ближних пещер, и на 2 Неделе Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских святых. "Слово о законе и благодати" был написано им в сер. XI в.; до нас дошло в рукописях XIII и XIV вв.

[2] Ктитор (греч. ktitor, буквально - основатель, создатель; от глаг. Ktidzo - строю, созидаю), лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм или монастырь. С XVII-XVIII вв. ктиторами называли церковных старост.

[3] Епископ (греч. episcopos - надзиратель, смотритель, блюститель), архиерей - 3-ья, высшая степень священства (после диакона и иерея), глава диоцеза (епархии), т.е. церковной административно-территориальной единицы.

http://www.taday.ru/text/78538.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Агафья Логофетова
Все статьи Агафья Логофетова
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07