Чтобы во всем разобраться, нужно обратиться к истории русского монашества. Согласно одному из древнейших памятников др.рус. письменности "Слову о законе и благодати" мтрп. Илариона[1], монашество на Руси появилось сразу после ее крещения, в эпоху св. кн. Владимира Святославича (ок. 960-1015). Летописи упоминают о монастырях, основанных в Киеве и его окрестностях в XI в. Первые монашеские обители основывались князьями или другими богатыми людьми на свои средства; такие основатели назывались ктиторами[2] и обладали правом назначения настоятелей (т.е. начальников) "своих" монастырей. Как правило, ктиторы называли монастыри в честь своих небесных покровителей. Так, в 1037 г. кн. Ярослав Владимирович заложил монастыри св. Георгия и св. Ирины (христианские имена князя и его супруги). Кн. Всеволод Ярославич основал Михайловский Выдубицкий Всеволож монастырь (до 1070 г.) на месте, где, по преданию, "выдыбал" (выплывал) на берег Днепра идол Перуна, и т.д. Были, но в гораздо меньшем количестве, обители, основанные монахами, подвижниками. Из наиболее известных и древних - это Киево-Печерский монастырь (между 1051 и 1062 г.; в 1062 г. была сооружена церковь Успения Пресвятой Богородицы и наземные помещения), первый большой монастырь Древней Руси. Его основателями были прп. Антоний и Феодосий Печерские, и первоначально киево-печерские монахи жили в собственноручно вырытых пещерах (по-др.рус. "печерах", "печерках", откуда и название лавры) и служили также в пещерном храме.
Киево-Печерский монастырь, подобно многим древним монастырям, начинался как особножительный. Это значит, что каждый монах имел отдельную келью (пещеру или хижину), причем кельи были на некотором удалении друг от друга, с тем, чтобы не отвлекать монаха от молитвенного подвига. Встречались монахи лишь за богослужением, раз или два в неделю. В некоторых монастырях подвиг уединенной, глубокой созерцательной молитвы ставился даже выше общей церковной службы, и монах, чтобы не нарушать такого молитвенного состояния мог, по уставу, какое-то время не участвовать в общем богослужении. Каждому монаху выделялось самое минимальное содержание из общего пожертвования на монастырь, но основное пропитание и одежду он добывал себе своим трудом, например, рубил лес. Высшей степенью особножительства является отшельничество или пустынничество: сугубый подвиг молитвы вдали от мира, в пустыне, в диком лесу, на уединенном острове 2-3 или даже одного монаха.
Но уже при прп. Феодосии, 3-ем настоятеле Киево-Печерского монастыря, был введен общежительный устав. Общежительные монастыри - это всем нам знакомые монастыри, например, Троице-Сергиева лавра, где монахи живут на территории, обнесенной стеной, в братских корпусах; на каждого из них возлагается определенная работа (послушание), так что монастырь полностью (или почти полностью) обеспечивает себя. Монахи общежительного монастыря вместе участвуют в богослужениях и вместе трапезничают. Не надо думать, однако, что общежительство - некое нововведение. Оба типа монашеского жития появились в Египте, на родине православного монашества, в IV в. Основателем отшельничества, как и монашества как такового, стал прп. Антоний Великий (ок. 250-ок.356 г.) в 305 г. Менее чем через 15 лет, в 318 г. первое монашеское общежитие (киновию) создал прп. Пахомий.
Издревле братия монастыря избирала себе из своей среды духовного наставника, духовного руководителя - настоятеля; первоначально его именовали "авва" (по-греч. ?fbas), т.е. "отец". Позже настоятели небольших обителей стали называться игуменами (греч. hegumenos - букв. "идущий впереди, ведущий" - правящий, предводительствующий). Так, прп. Антоний Печерский по усиленным просьбам своей братии стал 1-м игуменом основанного им монастыря. А настоятели больших и особо важных монастырей стали именоваться архимандритами (от arho?n (начальник) tes maudras (загона для скота), обозначающее в данном случае общину монахов как стадо Христово). Изначально это наименование появилось в Антиохийском патриархате, а с V в. - повсеместно на греческом Востоке. Архимандритами назывались игумены, которых епископы[3] назначали для надзора за всеми монастырями епархии. Затем, после того, как эта обязанность стала возлагаться на великих сакеллариев, звание "архимандрит" стало почетным титулом игуменов важнейших монастырей
В Русской Церкви титул архимандрита впервые упоминается в летописях под 1174 г. по отношению к игумену Киево-Печерского монастыря Поликарпу, причем он назван одновременно и архимандритом, и игуменом. Поскольку архимандритами затем называются также настоятели Новгородского Юрьевского монастыря (под 1226 г.), Рождественского монастыря во Владимире-на-Клязьме (1230 г.) и Богоявленского в Ростове (под 1261 г.), то можно предположить, что сан этот в Киевскую эпоху мог иметь только игумен одного и важнейшего монастыря епархии; впоследствии он распространился и на настоятелей других значительных монастырей епархии. При этом исчезает одновременное именование "игумен и архимандрит".
Продолжение следует
[1] Иларион, мтрп. Киевский и всея Руси (ум. ок. 1055 г.), предстоятель Русской Православной Церкви во времена кн. Ярослава Мудрого; святитель, память 28 сент. и 21 окт. в Соборе прп. отцов Киево-Печерских, Ближних пещер, и на 2 Неделе Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских святых. "Слово о законе и благодати" был написано им в сер. XI в.; до нас дошло в рукописях XIII и XIV вв.
[2] Ктитор (греч. ktitor, буквально - основатель, создатель; от глаг. Ktidzo - строю, созидаю), лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм или монастырь. С XVII-XVIII вв. ктиторами называли церковных старост.
[3] Епископ (греч. episcopos - надзиратель, смотритель, блюститель), архиерей - 3-ья, высшая степень священства (после диакона и иерея), глава диоцеза (епархии), т.е. церковной административно-территориальной единицы.
http://www.taday.ru/text/78538.html