Кто в скотном загоне начальник?

Агафья Логофетова 
0
14.11.2007 98
Читая русскую классику XIX в., мы то и дело встречаем выражения "первоклассный монастырь", "настоятель заштатного монастыря". Был бы язык разговорный, можно было бы подумать, что это оценки замечательности или захудалости той или иной обители. Но поскольку речь идет о классике, что-то это все должно да значить? И всяких то ли должностей, то ли почетных званий в монастыре слишком много: тут тебе и архимандриты с игуменами, и настоятели с наместниками, за ними маячат келари с экономами...

Чтобы во всем разобраться, нужно обратиться к истории русского монашества. Согласно одному из древнейших памятников др.рус. письменности "Слову о законе и благодати" мтрп. Илариона[1], монашество на Руси появилось сразу после ее крещения, в эпоху св. кн. Владимира Святославича (ок. 960-1015). Летописи упоминают о монастырях, основанных в Киеве и его окрестностях в XI в. Первые монашеские обители основывались князьями или другими богатыми людьми на свои средства; такие основатели назывались ктиторами[2] и обладали правом назначения настоятелей (т.е. начальников) "своих" монастырей. Как правило, ктиторы называли монастыри в честь своих небесных покровителей. Так, в 1037 г. кн. Ярослав Владимирович заложил монастыри св. Георгия и св. Ирины (христианские имена князя и его супруги). Кн. Всеволод Ярославич основал Михайловский Выдубицкий Всеволож монастырь (до 1070 г.) на месте, где, по преданию, "выдыбал" (выплывал) на берег Днепра идол Перуна, и т.д. Были, но в гораздо меньшем количестве, обители, основанные монахами, подвижниками. Из наиболее известных и древних - это Киево-Печерский монастырь (между 1051 и 1062 г.; в 1062 г. была сооружена церковь Успения Пресвятой Богородицы и наземные помещения), первый большой монастырь Древней Руси. Его основателями были прп. Антоний и Феодосий Печерские, и первоначально киево-печерские монахи жили в собственноручно вырытых пещерах (по-др.рус. "печерах", "печерках", откуда и название лавры) и служили также в пещерном храме.

Киево-Печерский монастырь, подобно многим древним монастырям, начинался как особножительный. Это значит, что каждый монах имел отдельную келью (пещеру или хижину), причем кельи были на некотором удалении друг от друга, с тем, чтобы не отвлекать монаха от молитвенного подвига. Встречались монахи лишь за богослужением, раз или два в неделю. В некоторых монастырях подвиг уединенной, глубокой созерцательной молитвы ставился даже выше общей церковной службы, и монах, чтобы не нарушать такого молитвенного состояния мог, по уставу, какое-то время не участвовать в общем богослужении. Каждому монаху выделялось самое минимальное содержание из общего пожертвования на монастырь, но основное пропитание и одежду он добывал себе своим трудом, например, рубил лес. Высшей степенью особножительства является отшельничество или пустынничество: сугубый подвиг молитвы вдали от мира, в пустыне, в диком лесу, на уединенном острове 2-3 или даже одного монаха.

Но уже при прп. Феодосии, 3-ем настоятеле Киево-Печерского монастыря, был введен общежительный устав. Общежительные монастыри - это всем нам знакомые монастыри, например, Троице-Сергиева лавра, где монахи живут на территории, обнесенной стеной, в братских корпусах; на каждого из них возлагается определенная работа (послушание), так что монастырь полностью (или почти полностью) обеспечивает себя. Монахи общежительного монастыря вместе участвуют в богослужениях и вместе трапезничают. Не надо думать, однако, что общежительство - некое нововведение. Оба типа монашеского жития появились в Египте, на родине православного монашества, в IV в. Основателем отшельничества, как и монашества как такового, стал прп. Антоний Великий (ок. 250-ок.356 г.) в 305 г. Менее чем через 15 лет, в 318 г. первое монашеское общежитие (киновию) создал прп. Пахомий.

Издревле братия монастыря избирала себе из своей среды духовного наставника, духовного руководителя - настоятеля; первоначально его именовали "авва" (по-греч. ?fbas), т.е. "отец". Позже настоятели небольших обителей стали называться игуменами (греч. hegumenos - букв. "идущий впереди, ведущий" - правящий, предводительствующий). Так, прп. Антоний Печерский по усиленным просьбам своей братии стал 1-м игуменом основанного им монастыря. А настоятели больших и особо важных монастырей стали именоваться архимандритами (от arho?n (начальник) tes maudras (загона для скота), обозначающее в данном случае общину монахов как стадо Христово). Изначально это наименование появилось в Антиохийском патриархате, а с V в. - повсеместно на греческом Востоке. Архимандритами назывались игумены, которых епископы[3] назначали для надзора за всеми монастырями епархии. Затем, после того, как эта обязанность стала возлагаться на великих сакеллариев, звание "архимандрит" стало почетным титулом игуменов важнейших монастырей

В Русской Церкви титул архимандрита впервые упоминается в летописях под 1174 г. по отношению к игумену Киево-Печерского монастыря Поликарпу, причем он назван одновременно и архимандритом, и игуменом. Поскольку архимандритами затем называются также настоятели Новгородского Юрьевского монастыря (под 1226 г.), Рождественского монастыря во Владимире-на-Клязьме (1230 г.) и Богоявленского в Ростове (под 1261 г.), то можно предположить, что сан этот в Киевскую эпоху мог иметь только игумен одного и важнейшего монастыря епархии; впоследствии он распространился и на настоятелей других значительных монастырей епархии. При этом исчезает одновременное именование "игумен и архимандрит".

Продолжение следует



[1] Иларион, мтрп. Киевский и всея Руси (ум. ок. 1055 г.), предстоятель Русской Православной Церкви во времена кн. Ярослава Мудрого; святитель, память 28 сент. и 21 окт. в Соборе прп. отцов Киево-Печерских, Ближних пещер, и на 2 Неделе Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских святых. "Слово о законе и благодати" был написано им в сер. XI в.; до нас дошло в рукописях XIII и XIV вв.

[2] Ктитор (греч. ktitor, буквально - основатель, создатель; от глаг. Ktidzo - строю, созидаю), лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм или монастырь. С XVII-XVIII вв. ктиторами называли церковных старост.

[3] Епископ (греч. episcopos - надзиратель, смотритель, блюститель), архиерей - 3-ья, высшая степень священства (после диакона и иерея), глава диоцеза (епархии), т.е. церковной административно-территориальной единицы.

http://www.taday.ru/text/78538.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Агафья Логофетова
Все статьи Агафья Логофетова
Последние комментарии
Почему православные всё время проигрывают?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 01:09
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от р.Б. Алексий
13.04.2021 00:57
Улыбка Гагарина
Новый комментарий от Игорь Бондарев
12.04.2021 22:04
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 21:31
Фотографии и время
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 20:52