Фильм этот вышел, как написано на обложке "по благословению Преосвященнейшего Диомида, епископа Анадырского и Чукотского". Одно только упоминание епископа Диомида в связи с его скандальным "обращением" уже вызывает интерес к этому фильму.
Далее читаем аннотацию к фильму (привожу частично):
"Протоиерей Николай Рагозин - сейчас малоизвестный подвижник, хотя в советское время о нем знали многие... За простоту, смирение, трудолюбие, нестяжание, усердие к молитве и храму и за любовь к человеку, Господь наградил его необыкновенными дарами. Мысли читал как на ладони, благословлял всегда со слезами на глазах, знал о посмертной участи душ, общался и со Святыми. Неоднократно ему являлась Царица Небесная. Литургию не начинал, пока не зашевелятся сами собой воздухи и покровцы на богослужебных сосудах. В молитве не просто был восхищаем на воздух, а его видели молящимся над колокольней своего храма. Отчитывал бесноватых, причем таких тяжелых, от которых оказывались в Троице-Сергиевой Лавре и Печорах. Но старому поколению духовенства и мирян он известен не только как постник и молитвенник. Отец Николай был пророком, говорил, что грядет Апокалипсис, что следующим за ним поколениям будут давать документы - с печатью антихриста, номерки и начертания. Описывал, какой будет власть антихриста, и как он будет прельщать человечество. Предупреждал о распаде Союза, что после прихода к власти Миши Меченного будут руководить одни масоны, которые развалят страну и приведут мир к антихристу. Все это попущено русскому народу за грехи и, прежде всего, за грех цареубийства, из-за которого русский народ сейчас как ослепший и оглохший. Говорил о падении духовенства об оскудении веру у священства, что спастись русскому народу можно только покаянием и молитвой, что без покаяния Господь нам не даст царя, что беззакония антихристовой власти может пресечь только царская власть".
Видимо, эта аннотация написана для людей, которые ищут в Православии прежде всего "чудесных знамений", "страшных предзнаменований" и "прозорливых старцев". Как утверждают авторы фильма, отец Николай, великий праведник и подвижник православия, призывал верующих обличать власть, отказываться от ИНН и новых паспортов. И, конечно же, главный акцент в фильме делается на жидо-массонских заговорах и теме покаяния русского народа в "грехе цареубийства" - излюбленных вопросах, которые активно муссирует большинство раскольнических ресурсов сети Интернет.
Мои попытки найти объективные сведенья о протоиерее Николае Рагозине в Интернете не увенчались успехом. Все ссылки вели на весьма сомнительный сайт "Русь Православная", где про отца Николая мы слышим все ту же песню: прозорливец, прорицатель, молитвенник и т.д. Редактором данного сайта является Константин Душенов, который смысл жизни православного христианина видит, прежде всего, в борьбе с жидо-массонами, непринятии ИНН, отказе от новых паспортов. В общем, по всем пунктам поддерживает протоиерея Николая Рагозина.
Сразу скажу, что целью моей публикации не является опорочить имя отца Николая. О нем я нечего не могу сказать, поскольку совсем его не знаю и сайт "Руси Православной" в этом мне никак не помог. На мой взгляд, гораздо интереснее посмотреть на то, в чем видят смысл христианской жизни авторы фильма.
Итак, включаем фильм, смотрим.
Первые пятнадцать минут фильма - хроника и голос за кадром повествует зрителю о тех не столь далеких временах, когда безбожная власть разрушала православные храмы. Далее следует рассказ о жизни отца Николая Рагозина. Что из этого рассказа, правда, а что вымысел, мы оставим на совести авторов фильма. Когда мне говорят, что "однажды люди видели, как батюшка после службы вышел из храма и стал подниматься в воздух и поднялся примерно на высоту пятиэтажного дома. Такой был молитвенник!" я начинаю думать, что авторы фильма делают акцент на "волшебности" героя своего повествования, а не на том, каким покаянным путем к Богу была его жизнь.
Казалось бы, какая тебе разница. Тебе показывают святого, смотри и учись. Но все дело в том, что я не хочу учиться подниматься в молитве на высоту пятого этажа, если я в этот момент перестану молиться, то упаду и разобьюсь. Для меня всегда гораздо более интересным казался тот духовный опыт, который переживает святой человек. Вместо этого мы слышим "духовное завещание" отца Николая, которое нам зачитывает голос за кадром, а духовные чада, в составе четырех бабушек подтверждают, что отец Николай именно так и говорил. Ведущий, например, спрашивает: "А правда, что отец Николай был против новых паспортов?". "Да, да, это он говорил",- отвечает бабушка. Какой вопрос - такой ответ. Но даже если не останавливаться на манере ведущего задавать спекулятивные вопросы, то все равно "высказывания" отца Николая вызывают недоумение. Как такое мог говорить православный священник, а тем более старец?
Вот цитаты, которые авторы фильма приписывают отцу Николаю: "к воцарению антихриста все будет электронное, будут давать всем номерки, пластиковые карты и денег не будет. Не дай Бог дожить до антихриста! К советским паспортам относился крайне отрицательно, говорил, что там незримо стоят три шестерки. О существующей власти говорил, что незаконная потому, что свергла и убила Помазанника, почитать мы ее должны только в гражданском отношении (камера проходит по лицам ныне живущих архиереев Русской Православной Церкви) точно также батюшка говорил и о духовной власти".
Вот тут авторы фильма явно прокололись! Откуда отец Николай мог знать такие слова как "электронное", "пластиковая карта"? В те времена ни один человек, который жил в Советском Союзе не знал словосочетания "пластиковая карта" (Церквоное Предание знает массу случаев пророчеств, но все они были написаны на языке своего времени, без употребления слов, которых не было в лексиконе той эпохи). Но что бы у зрителя не возникло ненужных вопросов, авторы продолжают делать упор на том, что отец Николай был прозорливцем, которому Господь открыл очень многое, в том числе видимо и слова, которых не было еще в обращении.
Нынешняя духовная власть в лице архиереев вся признана "незаконной". Что значит "незаконная духовная власть" авторы фильма не раскрывают. Как в песне у Высоцкого: "все не так". А что не так? Смотрим далее...
Еще одна цитата: "О Патриархе Пимене отзывался очень хорошо, говорил, что это последний русский Патриарх".
Про "масонский заговор", теме которого авторы фильмы уделили примерно двадцать процентов от общего времени фильма, вообще писать не хочется. Настолько по-детски звучат фразы "кругом жиды", "жиды правят всем" и т.д. Православной Церкви в России сейчас представлена полная свобода. Ничто не мешает нам создавать православную культуру, проповедовать Евангелие, вести миссионерскую деятельность и, в конце концов, жить так, чтобы встречая православных христиан, люди говорили: "В этом человеке есть сияние вечной жизни". Но миссионерство, свидетельство о Христе, благовестие Евангелия, возрождение приходской жизни - это не основа жизни Православной Церкви, считают авторы фильма. Главное сейчас, по их мнению, сменить духовную власть на ту, которая будет обличать власть светскую, потом разобраться с жидо-массонами, и, напоследок, сжечь свидетельство о принятии ИНН и российские паспорта, "получив которые человек одной ногой находится в аду". Конечно, это все не возможно сделать без всенародного покаяния в "грехе цареубийста". "До тех пор пока русские люди не покаются в цареубийстве, говорит голос за кадром, - мы не сможем возродить Святую Русь". Интересно, а что будут делать с теми русскими, которые все-таки не покаются в том, что убили царя. Очевидно, объявят врагами Святой Руси. Лично я каяться в цареубийстве не собираюсь: царя я не убивал, а дед мой, даже если бы вдруг очень хотел убить царя, то не смог бы это сделать, поскольку в это время находился в плену в Австрии.
Напоследок остается сказать, что по большому счету не важно, давал свое благословение на выход этого антихристианского фильма епископ Анадырский и Чукотский Диомид или не давал. Имя "епископ Диомид" после скандального "обращения" все боле и более становится знаменем, или, если говорить современным языком, брендом людей, которые главными показателями христианской жизни видят:
Отказ от ИНН
Отказ от российских паспортов
Борьба за светскую и духовную власть
Покаяние в "грехе цареубийства"
Протовостояние глобализму и экуменизму
Борьба с жидо-массонами
Все Православие сводится к выполнению этих шести пунктов. Непринятие же этих установок грозит человеку мытарствами, адом и прочими ужасами, о которых предупреждает "прозорливый старец".
Можно с уверенностью сказать, что существование подобных фильмов говорит о том, насколько сузилось представление о Православии в умах наших соотечественников. Православие воспринимается не как новая жизнь во Христе, которая дает человеку силы жить в "мире сем" и преображать его. "В мире будете иметь скорбь, - говорит Христос, - но мужайтесь, Я победил мир" (Ин. 16: 33). Этого самого "победил мир" сейчас как раз недостает всем сторонникам дела епископа Диомида, которые не видят Христовой победы, а видят только поражение Святой Руси, идеализированый образ которой, они всеми силами хотят восстановить.
P.S. На той же выставке, о которой я писал в начале статьи, к нам подошел человек и спросил, есть ли у нас фильм, в котором владыка Диомид "говорит всю правду". Я ответил, что пока нет. Человек посмотрел по сторонам и дал нам два диска со словами: "Смотрите и дайте всем вашим знакомым". Теперь, после того как я посмотрел вышедший "по благословению епископа Диомида" фильм "Соль земли: протоиерей Николай Рагозин", я еще полгода буду стороной обходить все, что как-то связано с именем владыки Диомида, а уж своим знакомым я вообще этот фильм показывать не буду: вдруг кого-нибудь заклинит на ИНН и прочей чепухе. Меня больше волнует другое - фильм "Соль земли" был куплен в одном из крупных православных магазинов города Москвы. Доколе ?!
http://www.russned.ru/stats/1766