Мысли несут человека по жизни и он, бедняга, порой даже не успевает оглядеться и понять, куда несет его этот табун. Так откуда же берется весь это неукратимый "эскадрон моих мыслей шальных"? Я, конечно же, говорю не о тех мыслях, которые появляются вследствие целенаправленной работы мозга, когда стоит конкретная задача что-то вычислить или что-то придумать, а о тех мыслях, которые приходят, как говорят люди "случайно".
Случайные мысли воспринимаются некоторыми людьми как "свои", а зря. Идет человек по улице, вдруг приходит мысль: "Остановись!", - он останавливается и через две секунды перед ним падает кирпич. Или сидит человек за столом, объелся, еда у горла стоит, но приходит мысль: "Вот этого ты еще не попробовал", - и он начинает засовывать в себе в рот очередной кусок.
Только дрянной человек скажет, что подобного рода помыслы являются следствием работы серого вещества головного мозга. Только дрянные люди могут так сказать. Мы не о них.
Знакомый христианин сказал, что мысли приходят к человеку не случайно: помысел может быть от Бога, а может от дьявола. Святые Отцы учат нас, что человек должен очень внимательно следить за своими помыслами. Господь Иисус Христос сказал: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мк. 7, 21-23).
Для осквернения Диаволу нужно, чтобы человек не помнил и не думал о Боге, не верил и не молился Ему. Сегодня большинство бесовских "случайных" помыслов мы получаем по телевизору, особенно из рекламы. Пропаганда борьбы с легким голодом, призыв мечтать и прочее по сути своей являются помыслами, которыми бесы отвлекают человека от главного.
У английского писателя Карла Льюиса есть замечательный рассказ на эту тему. Вот как опытный черт учит молодого беса:
"У меня был подопечный, крепкий атеист, который занимался иногда в Британском музее. Однажды, когда он читал, я заметил, что его мысли развиваются в опасном направлении. Враг наш, конечно, тут же оказался рядом. Не успел я оглянуться, как моя двадцатилетняя работа начала рушиться. Если бы я потерял голову и прибегнул к доводам, все пошло бы насмарку. Но я не настолько глуп. Я тотчас сыграл на той струнке моего подопечного, которая больше всего была под моим контролем, и намекнул, что сейчас самое время пообедать. Враг, по-видимому, сделал контрвыпад (никогда невозможно точно подслушать, что Он говорит), то есть дал понять, что эти размышления важнее обеда. Наверное, так оно и было, потому что, когда я сказал: "Да, это слишком важно, чтобы заниматься этим на голодный желудок", подопечный заметно повеселел. А когда я добавил: "Лучше вернуться сюда после обеда и тогда подумать как следует", он уже был на полпути к двери. Когда он вышел на улицу, победа была за мной. Я показал ему разносчика газет, выкрикивающего дневные новости, и автобус No 73; и, прежде чем он коснулся подножки автобуса, он уже непоколебимо верил, что, какие бы странные вещи и мысли ни приходили в голову, когда уединишься с книгами, здоровая доза "настоящей жизни" (под которой я в нем подразумевал автобус и разносчика) сразу покажет, что таких вещей "просто нет"."[1]
Если дьявол желает кого-то поработить греху, то он прежде заботится о том, чтобы постепенно омрачить его разум, отгоняя от него всякий добрый помысл, способный привести его в сознание пагубности своей жизни[2]. "Потом" и "завтра"[3] - два любимые бесовские слова. А мысль от Бога как светлячок влетает в наш ум, показывая нам ясно грехи наши. И если мы не затушим того огня совести, то потихонечку расступятся потемки, не только крупные грехи увидишь, но и те, что не замечал, а если солнце правды засияет в душе человека, то увидит он и малую соринку на своей одежде.
Поэтому за каждую благую мысль, которую посылает нам Господь нужно хвататься как за спасательный круг, потом эта мысль может уже не прийти или человек будет в другом душевном или физическом состоянии. Важно сразу держаться добрых помыслов и отметать бесовские советы.
Впрочем, и здесь нужно иметь рассуждение, помня слова апостола Павла о том, что даже сатана принимает вид ангела света (2 Кор.11:14).
Старец Никодим Святогорец пишет: "Ничем сразу не увлекайся и не от чего сразу не отвращайся"[4]. Авва Дорофей вообще не принимал никаких помыслов сразу. Он шел к своему духовнику и советовался с ним. "И случалось иногда, что он отвечал мне то самое, что у меня было на уме. Тогда помысл говорил мне: "Ну что же? (видишь) это то самое, что я говорил тебе: не напрасно ли беспокоил ты старца?" И я отвечал помыслу: "теперь оно хорошо, теперь оно от Духа Святого; твое же внушение лукаво, от демонов, и было делом страстного устроения (души)".[5]
Если же человек ни с кем не из духовно опытных людей не советуется, то это путь приведет его в погибель, в самые лапы сатаны.
"Ум же, когда самонадеянно утвердится в мысли, что собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван? Может ли он кого-либо послушаться, когда уверен, что суждения других не так хороши, как его собственные", - говорит старец Никодим Святогорец.[6]
К сожалению, в наш 21 век, эпоху цельно-волевых личностей, очень часто встречаешь именно таких людей, как правило, эти люди "уже все знают", в их мире существуют два основных ответа на любой вопрос: время и деньги. И безумный "эскадрон мыслей шальных", для которого не существует "не решеток ему не преград" все дальше и дальше уносит этих людей от Бога. А Бог продолжает сидеть как нищий у порога и стучаться в сердца людей, чтобы дать им истинную тихую и спокойную радость вместо дикой скачки по широкому пути, ведущему в ад.
[1] К.С. Льюис. Письма баламута. http://www.ckp.ru/biblio/l/luis/bal_letters.htm
[2] Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Невидимая брань. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. C-126
[3] Там же. С - 128
[4] Там же. С - 97
[5] Авва Дорофей. Поучение пятое. О том, что не должно полагаться на свой разум. http://www.blagoslovenie.su/izdat/books/dorof/8.php
[6] Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Невидимая брань. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С -35
http://www.russned.ru/stats.php?ID=575