itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Картинки с выставки

0
148
Время на чтение 7 минут
1 ноября в Экспоцентре открылась выставка "Православная Русь", приуроченная ко Дню народного единства. Специальный корреспондент портала "Православная книга России" Ирина Стрижова делится своими впечатлениями

Справка. Для подавляющего большинства жителей России 4 ноября в лучшем случае ассоциируется с празднованием в честь Казанской иконы Божьей Матери. В худшем - является очередным безликим выходным, заменившем 7 ноября. Между тем День народного единства, отмечаемый в России с 2005 года (о существовании которого согласно соцопросу знают только 23% россиян), наполнен глубоким историческим и патриотическим смыслом.

"4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе", - говорится в пояснительной записке к закону "О днях воинской славы (Победных днях России)", принятом 16 декабря 2004 года.

Немногие знают, что 4 ноября было объявлено государственным праздником еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича.

Таким образом, идея выставки "Православная Русь - ко Дню народного единства" - еще раз напомнить нам о необходимости единения, сплоченности русского народа. А что испокон веков являлось объединяющей силой? Церковь и государство.

Благополучие русского народа на протяжении всей истории зависело от того, насколько гармонично развивались отношения между этими двумя столпами русской жизни. Ведь только своего рода тандем, в котором Церковь поддерживала и уважала государственную власть, а государство, в свою очередь, заботилось и чтило Церковь, был плодотворным.

Вспомним также, что в тяжелейшие моменты русской истории именно Церковь становилась единственным спасительным якорем, способным предотвратить неминуемое крушение и гибель государства.

В последние годы мы с радостью наблюдаем, как политики и государственные деятели на самом высоком уровне отмечают необходимость взаимодействия государства с Церковью, чтобы развивать и поддерживать духовность общества, без которой не может быть сильного государства, сильной страны. Это особенно актуально для России, которая не может существовать без духовной составляющей: русских можно сколько угодно сладко кормить и одевать, но никогда сытость и комфорт не успокоят и не заставят прекратить духовный поиск - таков след многовекового влияния Православия на русскую душу.

Отрадно также видеть и то, что Русская Церковь, вопреки распространенному мнению, не отделяет себя от жизни общества, не мыслит себя вне исторического времени и пространства, абстрагируясь от внешних государственных проблем. Скорее наоборот: боль русского народа - это боль Русской Церкви. Также и радость: Церковь не взирает откуда-то свысока на происходящее возрождение России, а принимает в нем непосредственное участие - везде, где есть для этого возможность и где есть в этом участии потребность.

Открывшаяся 1 ноября выставка-форум - не некое действо для избранных, но очередная попытка открыто рассказать о жизни внутри Русской Православной Церкви, поделиться своими достижениями, обсудить накопившиеся проблемы, найти выход из сложнейших ситуаций.

Замечательные слова сказаны по этому поводу Святейшим Патриархом Алексием II: "Выставка должна стать зримым свидетельством совместных трудов Церкви, государственной власти и общественных институтов во имя блага России и ее народа".

Мне доводилось бывать и работать на разных выставках, но более теплую, приветливую и радушную атмосферу я мало где встречала. Размеренность церковной жизни, без сомнения, накладывает отпечаток на людей. "И куда только делась вся суета мегаполиса", - думалось мне, стоило только попасть в павильон выставки. Другие люди, другие лица. Они собрались здесь, такие разные, чтобы посмотреть на жизнь в отдаленных епархиях, чтобы обсудить важнейшие события церковной и общественной жизни.

Здесь - другие разговоры и другие интересы, отличные от тех, которые мы слышим в метро и магазинах. И самое главное, что бросилось в глаза, - нет пафоса и напыщенности, возникающей, когда люди пытаются показать себя лучше, чем есть на самом деле. Во всем - простота, свобода и открытость.

В выставке принимают участие синодальные отделы и учреждения Русской Православной Церкви, в том числе Издательский Совет, Миссионерский отдел, Московская Духовная Академия, Отдел Внешних Церковных связей; епархии и ставропигиальные монастыри, администрации различных российских областей, православные СМИ.

Главным духовным событием выставки является принесение ковчега с частицей мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Посетители выставки имеют возможность принять участие в ежедневном молебне у ковчега и приложиться к мощам.

Однако есть моменты, которые кроме как с прискорбием отметить нельзя. Касаются они, в первую очередь, организации выставки.

1. Слабое информирование о проведении выставки.
Слышали ли Вы, дорогие друзья, о том, что подобная выставка планируется? Лично я - нет. Хотя справедливости ради стоит отметить, что какая-то информация была услышана моими знакомыми по телеканалу "Культура"... Можно, конечно, предположить, что дело в моей скудной информированности, но количество посетителей свидетельствует в мою пользу: совсем другого внимания заслуживает эта замечательная и нужная выставка!

2. Было неприятно столкнуться с полным отсутствием рекламных стендов непосредственно у метро "Деловой центр", выйдя из которого, сразу же видишь информацию (к примеру) о выставке напольных покрытий. При этом обнаружение места проведения "Православной Руси" для человека, мало знакомого с Экспоцентром, подобно заданию из компьютерной игры в жанре квест...

Эти эпизоды создавали и продолжают создавать атмосферу какой-то изолированности и скрытости выставки от посторонних глаз, и, конечно же, не способствуют посещаемости. Меня так и спросили: "А что, разве "Православная Русь" открыта для посещения? Для всех?" Думаю, что подобные высказывания - "заслуга" именно организаторов, которые не смогли в должном объеме проинформировать не только потенциальных посетителей, но и тех, кто должен был осуществлять информационную поддержку. К примеру, информация о выставке поступила в редакцию портала "Православная книга России" всего за 3 недели до начала выставки, в связи с чем портал отказался от роли информационного партнера, не стал принимать участие в выставке и представлять свои подготовленные программы и мероприятия.

Ну и, наконец, то, что интересовало меня, как корреспондента портала "Православная книга России", в первую очередь. Книги на выставке представлены, но достаточно хаотично: некоторые стенды напоминали храмовые лавки, в которых собраны книги различных издательств согласно вкусам настоятеля и потребностям прихожан.

На выставке ярко представлены православные СМИ: теле- и радиоканалы, газеты и журналы; при этом книгам, вытесненным электронными носителями, вроде DVD и CD дисков, было отведено далеко не первое место.

Из всех издательств были представлены: Издательский Совет, Свято-Тихоновский университет и Свято-Филаретовский православно-христианский институт! Мы с сожалением наблюдали подобное явление на прошедшей недавно Международной книжной выставке-ярмарке. Но если тогда эту ситуацию можно было хоть как-то объяснить и оправдать тем, что ММКВЯ - это сугубо светская выставка, то как объяснить скудость и невнимание к православной книге на выставке "Православная Русь"?

Мы ни в коей мере не умаляем заслуги и достижения православных СМИ и ценность электронных носителей, но разве в основе всей православной культуры лежит не КНИГА, а диск или газета? Сомневаюсь...

И вряд ли отсутствие стендов православных издательств на выставке вызвано нежеланием самих издателей принимать участие в данном мероприятии. Скорее стоит обратиться к организаторам: были ли ими созданы все условия, приемлемые для работы на этой выставке, были ли предприняты попытки собрать православных издателей и книготорговцев воедино (помня о важнейшей идее выставки-форума)? Или перед издателями были поставлены трудновыполнимые условия, в первую очередь, финансовые?

ПРИМЕЧАНИЕ. Стенд в 10 м2 обойдется участнику в 62 тысячи рублей плюс 5500 - регистрационный сбор. Такие траты невелики для крупных издательств и организаций, но совершенно недопустимы для большинства православных книжных издательств. Ведь сроки проведения выставки неудобны многим посетителям. В четверг - открытие. Многие люди считают, что выставка закрыта для простых посетителей (хотя это не так). Пятница, как и четверг, - рабочий день. В воскресенье с середины дня все участники начнут собираться домой. Остается один день - суббота, за который и нужно отработать все расходы, связанные с доставкой, участием и возвратом продукции.

Если знать, что средняя стоимость книги сейчас составляет 100 рублей, а для того, чтобы окупить участие в выставке нужно продать на сумму от 140 тысяч рублей, то выходит, что издатель должен реализовать 1400 книг. За полтора дня такая реализация невозможна.

Таким образом, "благодаря" организаторам выставки, из всего многообразия православной культуры почти исключена книга. Конечно книги есть на выставке, но они занимают не более 10% от все площади экспозиции и представлены прежде всего не издателями, а перекупщиками, выставляющими "разменянные" книги. На выставке нет стендов издательств "Паломникъ", "Отчий дом", "Лепта", "Даръ", Сретенского монастыря (выставлены иконы и несколько книг) и многих других старых и уважаемых издательств.

Итак, вылив даже не ложку, а стакан дегтя в бочку меда, хочется, все-таки, завершить на хорошем. Подобная выставка не просто нужна - она необходима в настоящее время. Русской Церкви как никогда требуется быть сплоченной, единой, сильной, прочно стоять на ногах, чтобы быть в состоянии поднимать и тянуть за собой русский народ, противостоя злу и жестокости, окружающим нас в этом мире. Низкий поклон Святейшему Патриарху Алексию II, по благословению которого эта выставка проходит уже шестой раз. Выставка "Православная Русь", без сомнения, достойна самого пристального внимания. И, конечно же, непременного посещения.

Хотя все свидетельствует о том, что учредители подошли к своему делу не очень ответственно. Очень хочется надеяться, что в следующем году огромный мир православной культуры будет дополнен продукцией ведущих православных издательств, а организаторы учтут свои ошибки.

Выставка проходит в ЦВК "Экспоцентр" с 1 по 4 ноября (с 10.00 до 19.00 часов).

Официальный сайт: http://www.pravoslav-expo.ru/

Программа мероприятий: http://www.pravoslav-expo.ru/events.ru.html

http://www.pravkniga.ru/interview/49/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09