Религиозно-политический раскол общества на Северном Кавказе

0
129
Время на чтение 5 минут
Не спадающая напряженность на Северном Кавказе, трагические события, то и дело потрясающие этот регион и эхом отдающиеся по всей стране, заставляют вновь и вновь обращаться к глубинным пластам жизни народов этой части России в попытках понять причины происходящего. Одна из причин - ситуация с традиционной для многих народов Кавказа религией, исламом.

В годы советской власти российский ислам развивался самостоятельно. Религиозные контакты со странами исламского мира были ограничены. Еще до революции 1917 года cформировались две разновидности российского ислама - татарско-азиатский и северокавказский, но сам ислам и исламская умма (община) считались при этом едиными (на территории Российской империи исламских школ было больше, чем сейчас: сунниты ханафитской школы в Средней Азии, шииты в Закавказье). Как православие, так и ислам, защищали территорию своего распространения от чуждых влияний, главной защитой их в этот период было Российское государство. И при царской, и при советской власти государство жестко контролировало традиционные религии, пресекая попытки проникновения на российскую территорию нетрадиционных культов и сект.

Разрушение Советского Союза открыло границы для иноземных проповедников всех направлений. Итогом стало появление в России последователей самых экзотических культов. Федеральный закон N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятый в 1997 году, не ставил здесь никаких ограничений. Привыкшие к государственной защите своей территории от чужих посягательств, православие и ислам оказались не готовы к жесткой конкурентной борьбе за души людей.

Наиболее опасным проникновение чуждых религиозных течений оказалось для российского ислама, особенно северокавказского. В российской мусульманской умме произошел раскол. То, что творится сегодня на Кавказе, - это не война некой части кавказских горцев против России. Это раскол самого северокавказского общества, так или иначе затрагивающий каждую республику. Раскол прошел через народы, семьи, родственные связи и разделил общество на сторонников традиционного российского ислама (их подавляющее большинство) и сторонников нового течения, так называемого "чистого ислама" - это агрессивное меньшинство.

Основной вопрос (кроме различий религиозного характера), по которому проходит линия разлома между сторонниками двух течений, - это нахождение в составе Российской Федерации. Сторонники традиционного ислама всегда связывали выживание своего традиционного уклада с нахождением под покровительством и в правовом поле России. Представители же "чистого ислама", или ваххабиты, считают возможным жить и чувствовать себя комфортно только в теократическом исламском (шариатском) государстве, поэтому с оружием в руках пытаются навязать остальному обществу государственный строй и уклад жизни, возвращающие в эпоху Арабского халифата.

В истории Северного Кавказа это не первый подобный раскол. Первый произошел во времена Кавказской войны. Горцы уже исповедовали ислам, но он был сильно адаптирован под местные обычаи - адаты. Ханы и другие владетельные князья многих дагестанских народов стали активно принимать российское подданство. Имам Шамиль начал войну с того, что физически противостоял тем, кто принял российское подданство, и стал строить теократическое государство, основанное на шариате в суфийском варианте. По завершении Кавказской войны суфизм как направление в современном северокавказском исламе стал традиционным, правда, при этом произошло его мирное сращивание с основными обычаями горцев.

Это стало возможным после военной победы России в Кавказской войне. Российская дипломатия предложила и осуществила блестящий вариант решения проблемы. Та часть горцев, которая отказывалась принять пленение Шамиля как официальное поражение в войне и могла бы еще долго вести партизанские действия, была поставлена перед дилеммой: или воевать до полного своего физического истребления или выбрать изгнание. Были проведены переговоры с представителями арабских стран и Турции о предоставлении убежища тем горцам, которые согласятся добровольно эмигрировать. Часть горцев, которая не захотела принять российское подданство и жить по российским законам, переехала в те мусульманские страны, где, по их мнению, законы и уклад жизни отвечали их убеждениям. Это был их собственный выбор, позволивший избежать лишнего кровопролития. Ведь линия разлома проходила через семьи, когда один брат мог быть царским офицером, а другой - наибом Шамиля. Позднее горцев, которые предпочли изгнание, назвали мухаджирами.

Второй религиозный раскол произошел в годы Октябрьской революции и гражданской войны. Большая часть горцев снова сделала выбор в пользу российского подданства и стала на сторону религиозных лидеров, поддержавших советскую власть. Меньшая часть поддержала имама Гоцинского. После разгрома банд Гоцинского, горцы, которые не захотели остаться в советской России, ушли уже известной дорогой мухаджиров в Турцию и другие мусульманские страны. Третья волна мухаджиров ушла с фашистами - в основном это были пленные горцы, поддавшиеся агитации немцев, обещавших создать из Северного Кавказа исламское государство.

Таким образом, в новой и новейшей истории Северного Кавказа было три внутриисламских раскола. И каждый раз основным вопросом - линией разлома - был вопрос нахождения в составе России. Те, кто отвергали такой выбор, уходили за границу дорогой мухаджиров, что помогало избежать братоубийства. В 1999 году дагестанцы еще раз с оружием в руках показали, что выбор большинства северокавказского общества остается российским, но вооруженную оппозицию сложить оружие это не заставило.

Наверное, можно было бы попытаться использовать исторический опыт, обратившись к некоторым исламским государствам с просьбой принять на постоянное жительство некоторую часть кавказских горцев, эмигрирующих из России по причине несовместимости их религиозных взглядов со взглядами и укладом жизни основной части населения. Однако в современных условиях это вряд ли выход из положения. Решение проблемы религиозного противостояния осложняется тем, что сама проблема выходит за рамки религиозного поля. В ваххабитские джамааты вступают те, кто чувствуют себя обделенными, прежде всего, в социальном и этническом плане. Они лишены возможностей по-другому изменить ситуацию, которую считают несправедливой, поэтому легко становятся добычей ваххабитской пропаганды. Государство в России должно сделать то, что не сделало до сих пор: перехватить инициативу и выступить в качестве гаранта конституционных прав всех своих граждан, независимо от места их жительства, национальной и религиозной принадлежности.

В условиях Северного Кавказа активная и последовательная государственная политика в сфере межэтнических отношений исключительно важна. Рамазан Абдулатипов абсолютно прав, когда главной причиной того, что многонациональность России из источника силы стала фактором слабости, называет отсутствие в стране тщательно продуманной и четко сформулированной национальной политики.

Западный опыт государственного строительства, в основу которого положена ассимиляция, для России непригоден. На протяжении веков здесь жили и живут, сохраняя свою этническую самобытность, свою культуру и язык более 150 народов. До вступления в состав России некоторые из них имели свою государственность на протяжении столетий.

В России коллективные права народов на национально-этническое своеобразие значит не меньше, чем индивидуальные права человека. В стране с многонациональным составом населения не может быть полноценной гражданской культуры без сформированной культуры межнациональных отношений. А РФ сделала в этом смысле шаг назад по отношению к СССР, где действительно существовала единая гражданская общность - советский народ.

Да, для осуществления программы действий в области национальной политики необходима государственная воля, но одной ее недостаточно. Нужна сама программа действий, которой пока нет, - программа, включающая стратегию комплексного социально-экономического развития территорий и глубокий анализ существующих проблем. К сожалению, все пожелания на этот счет до сих пор так и остаются пожеланиями.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1039
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мамед Мехмедов
Все статьи Мамед Мехмедов
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.04.2024 13:07
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
16.04.2024 12:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41