Предполагается, что церковь построят к 2012 году. По словам православного епископа Польской армии бригадного генерала Мирослава Мирона-Ходаковского, денег, выделенных министерством, на строительство не хватит. Не исключено, что за дополнительным финансированием его управление, входящее в структуру Министерства обороны, обратится в Москву. Впрочем, на министерство православным грех жаловаться: под строительство военной церкви им выделили землю в центре Варшавы, на Мокотовских полях. Ее стоимость - свыше 30 млн. долл. Неплохой подарок, если учесть, что из 150 тыс. военнослужащих в Польше лишь 5 тыс. исповедуют православие. Это-то и вызвало споры в польском обществе: дескать, Сикорский разбазаривал государственные деньги на поддержку религиозных меньшинств.
Сам экс-министр считает, что его пытаются дискредитировать политические противники. 22 сентября стало известно, что Сикорский будет баллотироваться в депутаты Сейма (досрочные парламентские выборы пройдут в стране 21 октября. - "НГР") от "Гражданской платформы" - главного конкурента правящей партии "Закон и Справедливость" (ЗиС). В эфире "Радио Зет" Сикорский заявил, что по мере приближения выборов о его решении "позволить второй по величине конфессии страны построить себе военную часовню" представители ЗиС будут говорить все чаще. Впрочем, и товарищи Сикорского по партии считают, что поступил он опрометчиво: государственные средства стоило потратить на реабилитацию побывавших в Афганистане польских солдат.
Проблема не только в том, что православных в Польской армии мало, а денег им министр выписал якобы неприлично много. Включившиеся в дискуссию вокруг решения Сикорского юристы указывают на то, что с 1989 года в стране действует Закон "О гарантиях свободы совести и вероисповедания", и в одной из его статей черным по белому написано, что "государство и его органы не дотируют и не субсидируют Церкви и иные религиозные организации". То есть решение финансировать строительство даже самой захудалой церквушки из госбюджета можно расценивать как нарушение Конституции! Что уж говорить о церкви в центре столицы.
Однако слабость любого закона в том, что его формулировки можно при желании интерпретировать в свою пользу. Начнет ЗиС напрямую обвинять Сикорского в попрании Основного закона страны, экс-министр сможет ответить, что церковь на Мокотовских полях - военный объект. Забота государства о военнослужащем - не только зарплата, жилье и т.д. Это еще и забота о душе! Пусть православных в Польской армии и немного, но они такие же военнослужащие, как и католики. У них есть свои религиозные потребности, и министерство идет им навстречу (тем более что Польская Православная Церковь в отличие от своей католической "сестры" строительство храма финансировать не в состоянии).
Более того, из 18 православных капелланов в Польской армии большинство - профессиональные военные. Можно сказать, что государство, помогая в строительстве военных церквей, создает им благоприятные условия для работы. На настоящий момент у Православного ординариата лишь три собственные церкви. Это храм Св. Марка на территории военного городка в Бялой Подляске (восток Польши), деревянная церквушка при военном госпитале в городе Чехочинек (запад страны) и церковь Пресвятой Богородицы, нуждающийся в ремонте памятник архитектуры в Пшемысле (юго-восток). В Варшаве, Гданьске и Вроцлаве православные капелланы временно совершают богослужения в православных кафедральных соборах. Так что строительство новой церкви - не блажь и не каприз.
"Не мог же я, будучи министром, поддерживать только католиков", - заявил Сикорский, выступая по радио. Действительно польские политики поднаторели в интерпретации закона в пользу Католической Церкви, причем касается это не только правых. Вот любопытный пример: в конце 1990-х Сейм поддержал инициативу примаса Польши кардинала Юзефа Глемпа построить в Варшаве храм Божественного Провидения. Речь идет о проекте, который так и не был реализован с XVIII века!
Стоимость строительства оценили в 100-110 млн. злотых (свыше 40 млн. долл.), и представители партии "Союз левых демократов" (sic!) в Сенате в 2004 году предложили пересмотреть проект госбюджета с тем, чтобы выделить на храм пятую часть требуемой суммы. Теряя популярность в обществе, левые пытались заигрывать с Церковью. Безрезультатно: в 2005 году уже они оказались в меньшинстве в обеих палатах парламента.
Теперь уже правое большинство пыталось включить финансирование храма Божественного Провидения в проекты бюджетов 2006 и 2007 годов. При этом выделяемую государством сумму предлагали удвоить! Разумеется, левые, которым лояльность Церкви была уже ни к чему, тут же напомнили своим оппонентам о Конституции, о светском характере государства и т.д. Правые отвечали, что строительство храма - не что иное, как "охрана национального наследия", а на такое благое дело не грех выделить и государственные средства. В итоге Сейм подобные проекты не утвердил, строительство церкви в текущем году было приостановлено "из-за нехватки средств", но попытки прогнуть закон под себя делались и, видимо, еще не раз будут предприниматься.
В прошлом году Страсбургский суд по правам человека начал рассмотрение иска Польской Православной Церкви к Польскому государству. Исторические предпосылки этого иска таковы. В 1950-е годы власти коммунистической Польши передали православным более 20 униатских церквей. Православные отреставрировали их, а часть заново отстроили. В конце 80-х новая власть пообещала передать православным храмы в собственность. Впоследствии в 1991 году в период президентства Леха Валенсы государство переменило решение. Православным предписали делить церкви с униатами до принятия "особого решения". Конституционный суд Польши отверг иски православных. Тогда они обратились в Страсбург.
В Страсбурге спросили у польских властей: почему в стране сложилась такая ситуация? Почему Католическая Церковь по принятому в 1989 году закону автоматически получила в собственность все используемые церковные сооружения (в том числе и 150 бывших православных храмов!), а православные - нет? Польские власти в ответ рассказали страсбургским судьям о брестской унии, зловредных коммунистах и о том, что "православие на польской земле - орудие русификации, разрушающее католическую идентичность поляков". Комментарии излишни!
Католическая Церковь в Польше - по-прежнему серьезная сила. Ради ее поддержки на выборах можно закрыть глаза на расхождения между собственными законопроектами и положениями Конституции. За православный электорат никто из польских политиков бороться не станет. Поэтому, когда речь идет о поблажках (крайне редких!) православным со стороны государства, все вокруг вмиг становятся принципиальными поборниками Основного закона.
http://religion.ng.ru/politic/2007-10-17/5_poland.html