Православная панацея для Европы

Николай Петро 
0
19.10.2007 66
Эти заметки сделаны Николаем Н. Петро, профессором общественных наук университета Род-Айленд (США), во время работы IV заседания международного дискуссионного клуба "Валдай", которое состоялось в Казани 11 сентября 2007 года.

Долгие десятилетия многие западные обществоведы, говоря о Православии, исходили из двух утверждений: что, во-первых, в ходе поступательного развития современной цивилизации Православие (как, впрочем, и другие религии) отомрет и что, во-вторых, его поддерживают только реакционные силы - убежденные приверженцы авторитаризма и национализма.

Время показало всю ошибочность этих взглядов. Сегодня во всех странах Восточной Европы огромное количество людей возвращается, как в притче о блудном сыне, в лоно Православной Церкви, и общественно-политические последствия этого процесса носят весьма позитивный характер.

На протяжении всей своей истории католическая и протестантская Европа относилась с подозрением к православному христианству, но в наше время именно оно должно стать тем мостом, который соединит Россию и Запад.

Одна из причин нынешней разобщенности России и Европы кроется в том, что в Европе без должного понимания и уважения относятся к тому, что православные христиане, считая себя частью общеевропейской культурной семьи, хотят, чтобы и Запад признал это. Недавний визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Францию имел целью в том числе и преодоление этой разобщенности. Не случайно в своем выступлении на сессии ПАСЕ Первоиерарх Русской Православной Церкви говорил о том, что налаживать диалог по вопросам прав человека, в том числе и между представителями разных религий и носителями секулярных взглядов, - исторический долг европейцев. Патриарх указал также, что, несмотря на имеющиеся сегодня расхождения по определенным политическим вопросам, глубинная религиозная общность сформировала и западноевропейские, и восточноевропейские культурные и политические ценности.

К сожалению, об этой общности сегодня редко говорят как на Западе, так и в России. Сегодняшние славянофилы стараются не вспоминать о том, что их "гуру" Ф.М. Достоевский, резко и бескомпромиссно критиковавший западный секуляризм, считал Европу матерью цивилизации для России.

А на Западе, в свою очередь, католики и протестанты, как правило, не дают права голоса тем, кто с ними не согласен.

Во всяком случае на Западе в большей мере склонны видеть в православном христианстве одну из главных проблем в отношениях Запад-Восток, вместо того чтобы разглядеть в нем один из путей их решения.

Корни западного неприятия Православия уходят глубоко в прошлое, к временам, предшествовавшим великой схизме, разделившей христианскую Церковь в 1054 году (имеется в виду отпадение Римской Церкви. - Примеч. перев.). Спустя 150 лет это неприятие воодушевило крестоносцев, захвативших Константинополь. В XVIII веке оно же стало той базой, на которой построил свое видение истории Римской империи Эдвард Гиббон. Позднее это неприятие нашло свое выражение в сочинениях Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби. В наше время Самюэль Хангтингтон и прочие зловеще предрекают будущие столкновения между "славянско-православной" цивилизацией и католическо-протестантским Западом.

Это печальное наследие и есть причина того, что Западная Европа не слишком торопиться принимать в панъевропейские структуры те страны, где православные составляют большинство населения. Исключение было сделано разве что для Греции. Очевидно, что при начавшемся в наше время расширении Европы на Восток те нравственные принципы, которые положены в основу европейских институтов и альянсов, будут все больше трансформироваться под влиянием традиционалистских взглядов православных верующих, в то время как влияние идей западноевропейской демократии с ее протестантскими уступками секуляризму будет падать. Православных верующих уже сейчас намного больше в Европе, чем протестантов, и, по некоторым оценкам, со временем их численность может превзойти численность римо-католиков. Если у Европы XXI века будет хоть какое-то религиозное "лицо", оно станет в первую очередь православным.

В будущем серьезный "вызов" европейской культурной и политической идентичности может быть брошен исламским миром. Ну, а сегодня Европа должна решить, как ей поступить, если от 40 до 140 миллионов православных христиан, получивших право голоса в формировании европейской политики, потребуют большего, чем это было прежде, участия Церкви в жизни общества.

Тут есть два пути. Один - это придерживаться узкого определения "Запада". Сделать современный секуляризм "золотым стандартом" демократии и свести все к декларации "огромной разности ценностей" Востока и Запада. Этот подход хорошо знаком и был уже опробован во времена холодной войны. Однако он может привести к конфликтам внутри самих европейских структур. Учитывая, что возросшее влияние Православных Церквей в Восточной Европе, увеличение числа храмов и верующих - факт, уже свершившийся, в интересах Западной Европы избегать конфронтации.

Есть и другой путь - пересмотреть само понятие "западный" путем ведения диалога с православными христианами, постоянно подчеркивая при этом общие корни, связывающие разные религиозные традиции; дерзнуть создать образцы терпимости, основанные не на секуляризме, а на иных принципах; попытаться уравновесить силы Церкви и государства, избегая полного отчуждения одного от другого.

Подобный диалог позволит Европе заложить новое основание для восточно-западных отношений, в основу которых будет положено общее греко-романское и христианское наследие. Такой диалог - и это особенно важно - приведет к тому, что для Запада станет более понятна позиция Православной Церкви, давно являющейся влиятельнейшей неправительственной структурой в Восточной Европе. Это будет способствовать большему развитию человеколюбия, социального равновесия и общественной активности, что приведет к созданию здорового гражданского общества.

Настало время изменить представления о православных верующих и воспользоваться их гигантским потенциалом для созидания мирного и процветающего континента.

Николай Н. Петро
Christian Science Monitor, 11 октября 2007 г.

Перевел с англ. Василий Томачинский


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/071018153649

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Николай Петро
Все статьи Николай Петро
Последние комментарии
О маме
Новый комментарий от Калужанин
22.09.2021 23:13
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
22.09.2021 22:30
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Человек
22.09.2021 22:17
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от учитель
22.09.2021 20:19
Что-то запредельное происходит в России
Новый комментарий от Константин В.
22.09.2021 19:32
«Маньяки стали "героями" нашего времени»
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 18:18