Православие в Латвии

0
158
Время на чтение 6 минут
Средневековые хроники свидетельствуют, что еще примерно тысячу лет назад племена ливов и других народностей, проживающих на территории современной Латвии, стояли перед выбором, какую ветвь христианства выбирать - западное католичество или православие. Вместе с немецкими торговцами в нижнем течении Двины (Даугавы) появились католические миссионеры и крестоносцы, которые силой стали обращать язычников в католичество. Их главной базой с начала XIII века стала Рига. Лишь после Северной войны 1700-1721 гг., когда Петр Великий отвоевал у шведов почти всю территорию современной Латвии, здесь стали появляться первые православные церкви, прихожанами которых поначалу были в основном русские - служащие администрации новой провинции Российской империи, офицеры, солдаты. Службы проходили главным образом в походных полковых церквях. Так началось возрождение православия на берегах Балтики.

Из глубины веков

Историкам неизвестно ни одного достоверного случая насильственного насаждения православной веры в этих краях. Этим православие в корне отличается от католической, а затем лютеранской ветвей христианства, долгое время господствовавших в Латвии.

Первая православная церковь во имя свт. Николая, покровителя плавающих и путешествующих, была построена на правом берегу устья Двины. Уже к началу XI века действовали духовные православные центры - Ерсика, Атзеле, Люцане (Лудза), Кукенойс (Кокнесе), Венден (Цесис) и другие. Рыцари Ордена меченосцев не могли с этим смириться и методично их уничтожали. После развала Ордена пре-следование православных продолжалось шведами, поляками, иезуитами. В XVI веке началось повсеместное насаждение униатства как переходной ступени обращения оставшихся православных приходов в католиче-ские.

Некоторое ослабление такой политики наступило в середине XVII века в связи с экономическим возрождением Курляндии. Герцог Екоб способствовал расселению в районе современного Екабпилса исключительно православных людей, бежавших от преследований по религиозному признаку. Однако шведы, захватив Курляндию и пленив самого герцога, возобновили репрессии против православных христиан.

Отношение к православию стало несколько меняться к лучшему после 1710 года, когда шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию, а рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли присягу на верность России. В устье Двины к тому времени не осталось ни одного православного храма.

Возрождение

В Риге и других городах победители не стали разрушать храмы, принадлежащие другим конфессиям, а начали строить новые православные храмы, постоянно натыкаясь на скрытое, а кое-где и явное сопротивление местного населения, в основном немецкого. Для самостоятельного управления церквами Прибалтийских губерний в 30-х годах XIX века было учреждено викарианство, территориально отнесенное к Псковской епархии. Первым викарием был назначен высокообразованный, владеющий несколькими иностранными языками епископ Иринарх. Первое богослужение он совершил 8 ноября 1836 года в Петропавлов-ской церкви, которая с того момента начала именоваться собором.

Местное латышское население стало стихийно переходить в православие. Местное латышское население стало стихийно переходить в православие

Этот процесс вскоре принял массовый характер, что вызвало крайне негативную реакцию местной немецкой бюрократии, которая все еще располагала серьезной властью. Началась откровенная травля епископа Иринея - с провокациями, доносами, ложными обвинениями в подстрекательстве к бунту. Он был вынужден уехать в Псков, а по его "делу" началось следствие.

В 1842 году в Ригу был направлен епископ Филарет (Гумилевский), который до этого являлся ректором Московской Духовной академии. История повторилась: он был встречен, мягко говоря, недоброжелательно, хотя многочисленные инструкции Священного Синода строго ограничивали его деятельность. При нем в Риге было открыто право-славное Духовное училище с обучением на латышском и эстонском языках, на которых начинается издание богослужебной и богословской литературы.

Самостоятельная Рижская епархия была учреждена в июле 1850 года при епископе Платоне (Городецком). При нем же при Рижской кафедре основывается Петропавловское братство, которое вплоть до Первой мировой войны строило церкви, от-крывало церковно-приход-ские школы, содержало учительскую семинарию, помогало нуждающимся.

К середине 1860-х годов собор и построенная к тому времени большая каменная Александро-Невская церковь уже не могли вместить всех желающих попасть на богослужения. При епископе Вениамине (Карелине) начинается сбор средств на строительство нового собора. После войны вновь начались атеистические гонения

По ходатайству владыки казначейство выделило на эти цели 900 тыс. рублей - огромную по тем временам сумму. Строительство нового кафедрального собора во имя Рождества Христа Спасителя было завершено при Преосвященном Донате, епископе Рижском и Митавском, и храм был освящен 23 октября 1884 года.

Вскоре почти в самом центре Риги из приюта для девочек и пожилых женщин, составивших затем женскую общину, возникает Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь, основательницей которого стали М. Н. Мансурова и ее дочери - фрейлины Высочайшего Двора Наталья и Екатерина (в монашестве Сергия), ставшая вскоре первой игуменьей обители.

Годы лихолетья и первый мученик

В Первую мировую войну с приближением фронта началась эвакуация. Все вывезти было невозможно, поэтому после взятия Риги немцы стали без стеснения грабить православные храмы. В Германию увозились уникальные произведения искусства, колокола снимались для переплавки.

В 1919 году власть в Риге временно захватили большевики, которые тут же расстреляли эстонского епископа Платона (Кульбуша), временно управлявшего Риж-ской епархией. По всей территории Латвии начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства.

В конце года большевики во главе с П. Стучкой покинули Ригу. Но надежды Православной Церкви на государственную поддержку оказались напрасными: при попустительстве властей церковные здания стали самочинно захватывать представители других конфессий.

Все надежды возлагались на прибывшего в Латвию Высокопреосвященнейшего Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и всея Латвии. Он сразу же столкнулся с жестким противодействием новых властей и сам был вынужден поселиться в подвале Христо-Рождественского собора, так как его резиденцию - архиерейский дом - захватила католическая курия. Владыка занял жесткую позицию, не раз обращаясь к властям с письмами, где указывал на беззакония по отношению к Православной Церкви. Он добился, что сейм несколько раз обсуждал вопросы воз-вращения православным верующим Алексеевского мужского монастыря, архиерейского дома, Петропавловского храма и другой не-движимости; однако острые дебаты в сейме не дали никаких результатов.

В начале 1930-х годов в отношении владыки Иоанна развернулось открытое пре-следование, завершившееся злодейским убийством в ночь на 12 октября 1934 года. Это произошло на архиерейской даче близ Кишэзера. Архиепископа обнаружили связанным в мезонине горящего здания. В обожженном теле были две пулевые раны в области живота и позвоночника. По данным экспертизы, его жгли заживо, когда он еще дышал. Преступление впоследствии так и осталось нераскрытым. Убийство архипастыря потрясло жителей Латвии.

В конце ХХ века св. Иоанн (Поммер) был введен Русской Православной Церковью в сонм новомучеников. Рака с нетленными мощами святителя установлена в одном из пределов Христо-Рождественского собора.

Однако даже смерть владыки Иоанна не остановила антиправославные силы в их действиях против нашей Церкви. Под давлением и при непосредственном участии властей по указке из-за границы (больше всего к этому приложила руку Великобритания) началось целенаправленное осуществление перевода Латвийской Православной Церкви под юрисдикцию Константинополь-ского Патриарха.

О том, что это деяние имело под собой прежде всего политическую подоплеку, говорят суета и спешка, с которыми оно готовилось. Священник из Даугавпилса протоиерей Августин Петерсон сразу же после собора

19 марта 1936 года был утвержден в качестве митрополита и лишь через два дня пострижен в первую ступень монашества. Митрополичье служение Августина Петерсона началось с интенсивного посещения приходов. После богослужения там устраивались щедрые трапезы, на которых возносились здравицы в честь тогдашнего самопровозглашенного президента Латвии Карла Улманиса.

Однако сам митрополит, несомненно, понимал незаконность своего статуса и через некоторое время принес покаяние исконной матери-Церкви. Он был прощен Собором православных епископов, а Латвийская Православная Церковь осталась под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Вскоре Латвия стала республикой в составе Советского Союза, начались атеистические гонения против православных священников, которые тогда шли по всей стране. Многие были арестованы и сосланы в северные лагеря для "перевоспитания" в социалистическом духе.

Не могла улучшить положение и оккупация Латвии немецко-фашистскими войсками во время Великой Отечественной войны. После нее, по данным уполномоченного по делам религии, из имевшихся 164 храмов осталось 138, из них многие были в плачевном полуразрушенном состоянии.

После войны вновь начались атеистические гонения. Многие храмы закрывались или переоборудовались под светские помещения, как, например, рижский Петропавловский собор, который по сей день остается концертным залом.

Странную позицию заняли представители других конфессий, предъявлявшие свои претензии на православные церкви. После того как властям, столкнувшимся с решительным сопротивлением прихожан, в середине 1960-х годов не удалось закрыть Иоанновский храм, гонения обрушились на Казанскую церковь. Она сначала была закрыта, а затем передана... католической курии и с января 1970 года по сегодняшний день действует как костел.

Продолжение следует.

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=424
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Осипов
Православие в Латвии
Окончание
08.10.2007
Все статьи Дмитрий Осипов
Последние комментарии