"Где Дух Господень - там свобода"

Священник Максим Коробов 
Молодежное движение 
0
06.10.2007 86
В начале XXI века православные храмы России наполнены людьми. Конечно, численность прихожан варьируется от прихода к приходу, но факт остается фактом: за постперестроечное время число воцерковленных людей значительно увеличилось и продолжает расти. Что касается возрастного критерия, то приходы в целом заметно омолодились. И это, несомненно, вселяет немалые надежды на то, что российская молодежь, со временем воцерковившись, направит с помощью Православия свою силу и энергию в нужное для возрождения нашего общества русло. Но путь к Богу для современных молодых людей таит в себе множество препятствий и сложностей. С какими проблемами приходится сталкиваться юношам и девушкам на пути их воцерковления и как направить их энергию и устремления в правильном направлении - об этом наш корреспондент беседует со священником Максимом Коробовым.

- О. Максим, как известно, молодежи в целом и православной в частности свойственна определенная корпоративность, стремление к объединению с людьми, близкими по взглядам и убеждениям. При многих православных приходах также существуют молодежные общества. Каким образом формируются и какие цели преследуют такие объединения?

- Отвечая на этот вопрос, отмечу, что при создании православных молодежных обществ невозможно воспользоваться какой-либо системой. Поясню. Любое общение должно начинаться и протекать в свободной форме, оно рождается произвольно. Нельзя создать молодежное общество по плану. Как православные христиане мы должны понимать, что мы далеко не всегда действуем по воле Божьей. И сквозь призму своих пороков, грехов и страстей мы порой видим полезным то, что на поверку оказывается неискренним, ненастоящим. Если молодежное объединение и начнет свою деятельность без воли Божьей, то будет являть собою лишь свод определенных правил, норм и ничего более, а истинная цель не будет достигнута. А любое объединение православных, будь то молодежная организация, или воскресная школа, или общество взрослых людей, не считая банального общения, имеет по своей сути лишь одну цель - привести людей к Богу, а не просто чем-то занять их, "чтобы ерундой не занимались".

Что касается людей подросткового возраста, то для них это гораздо актуальнее, чем, скажем, для малышей в воскресной школе, которые еще не растеряли искреннюю веру и непорочный детский взгляд на мир и окружающих их людей, или для взрослых сознательных людей. Эта возрастная категория наиболее уязвима для искушений врага рода человеческого, задача которого - не допустить спасения человеческой души.

И если на приходе начинает зарождаться какое-то объединение молодых людей, которым интересно быть в обществе друг друга, делиться своими переживаниями, мыслями, а может, даже просто отдыхать вместе, скажем, ездить на природу, то задача пастыря - взять это под свой контроль и опеку. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы помочь этому благому по своей природе зерну взойти, не дать ему погибнуть.

Затем, всем людям свойственны заблуждения, а молодежи - тем паче. Следовательно, во-вторых, четкое руководство таким объединением необходимо, чтобы его члены не "заблудились" по дороге к Богу.

Кроме того, если у такого общества будет один постоянный руководитель, его членам будет гораздо легче разрешать с ним свои сомнения, задавать интересующие их вопросы и вообще строить диалог. При чутком пастырском руководстве молодежным обществом гораздо легче избежать негативных моментов в его функционировании. Важно привести людей к Богу, а не просто чем-то занять их, "чтобы ерундой не занимались"

Для этого пастырь прежде всего должен любить своих подопечных, быть внимательным к ним, жить их интересами, их жизнью.

- В ответе на предыдущий вопрос Вы сказали, что возможны негативные ситуации внутри православных молодежных обществ. Какого рода они могут быть и из-за чего могут возникнуть?

- В любом православном молодежном обществе можно условно выделить две группы. Первая состоит из людей, которые с детства ходят в храм, участвуют в таинствах Церкви, то есть к моменту вхождения в объединение православной молодежи они являются полноценными членами Церкви на протяжении некоторого времени. А объединение это происходит из-за того, что их потребность в общении не может удовлетвориться светским обществом, их не устраивает то, с чем они сталкиваются в школе, университете, у себя во дворе... У них есть четко выраженная потребность в общении с людьми, близкими по мировоззрению, убеждениям и ценностным ориентирам. Здесь все предельно ясно, и с таким контингентом довольно редко возникают серьезные проблемы, хотя их тоже нельзя избежать.

Но бывает и так, что человек приходит в православное молодежное общество (на-пример, его приводит друг), а затем начинается его воцерковление. Он видит, что это общение может дать гораздо больше, чем времяпрепровождение в кругу своих неверующих сверстников, и как бы "в дополнение" к этому общению начинает посещать богослужения и участвовать в таинствах. И вот здесь таится немалая опасность того, что этим человеком приоритеты будут расставлены не-правильно. А именно: во главу угла он будет ставить свое пребывание в этом право-славном обществе, а таинства Церкви и Православие вообще будут занимать для него второстепенное положение. И если общество распадется, этот человек наверняка уйдет и из церковной жизни.

Кроме того, молодежи свойственна бескомпромиссность и максимализм во всем, включая отношения с Богом, следствием чего может стать неправильное представление об иерархии ценностей и - как результат этого - незнание меры и чина, полная путаница в следовании внутренним и внешним канонам. Именно поэтому и необходимо чуткое руководство пастыря, готового всегда наставить своих чад на путь спасения, на путь к Богу.

- Какие проблемы могут возникнуть у воцерковленной молодежи в общении с их сверстниками, которым чужда вера в Бога? В чем причина этих проблем и что может помочь их решению?

- Даже общение светских людей редко обходится без каких-либо проблем. Это объясняется разницей в интеллектуальном и нравственном развитии. Кроме того, нельзя забывать, что у всех разные интересы: одних привлекает одно, других это отталкивает. Естественно, что у верующего юноши или девушки существуют свои принципы, которыми они не могут поступиться для того, чтобы "подружиться" с их невоцерковленными сверстниками. Например, они не могут спокойно отнестись к тому, что порой оскорбляют их религиозные чувства, не могут принять некоторые формы поведения, считающиеся нормой внецерковной среды.

Для того чтобы найти взаимопонимание, необходимо общее мировоззрение. Истина - важнейшее условие подлинной встречи между людьми

Единственное условие подлинной встречи между людьми, которая возможна в этом мире, есть истина, истинное мировоззрение. Именно оно проецирует временные отношения в вечность, делает человека ответственным не только за временное, но и за вечное. Такой человек более основателен, и проблема в том, что он может встретить на своем пути людей неосновательных, на которых, к примеру, нельзя положиться.

Чем сильнее человек верит в Бога, тем он свободнее, тем легче ему находить общий язык с людьми. Точнее, если Господь освободил человека от его грехов, то ему всегда будет легко в общении. Вспомним пример апостола Павла: он не имел проблем в общении с людьми независимо от их возраста, вероисповедания, национальной принадлежности, а каждому мог сказать нужное слово.

- Вы упомянули понятие свободы. В современном мире ему уделяется очень много внимания, но при этом каждый понимает его по-своему. В чем основная разница представлений о свободе у верующей молодежи и их невоцерковленных сверстников?

- Большая проблема для молодежи, ходящей в Церковь, - воздействие на нее внешней, секулярной среды. Ведь основное время верующие юноши и девушки живут в миру, "который во зле лежит", и в той или иной степени искушаются его неистовым развратом и грязью, особенно разгулом визуально-сексуального бесчинства в СМИ и на улицах мегаполисов, а также колоссальным падением нравственности среди неверующих сверстников. Причина этого, помимо всего прочего, лежит в различном понимании такой категории, как свобода.

Действительно, для верующей и неверующей молодежи представления о свободе сильно различаются, если не вообще диаметрально противоположны. Дело в том, что невоцерковленный человек понимает свободу прежде всего как беспрепятственное воплощение своих желаний. А препятствия на пути осуществления этих желаний приносят ему только страдания.

Воцерковленный человек понимает свободу иначе. Начнем с того, что он старается анализировать уже сам посыл желаний - благой он или злой и какой плод принесет его осуществление. Такой человек смотрит гораздо дальше и некоторые свои желания сознательно пресекает, тем самым освобождаясь от их последствий, которые могут повредить его душе. Поэтому свобода православного человека может заключаться в том, чтобы не желать некоторых вещей, например зла, потому что это зло может поработить его, он станет рабом греха, а добро может соединить его с Богом, то есть сделать человека по-настоящему свободным. Как сказано в Священном Писании: "Где Дух Господень - там свобода".

Таким образом, человек, который считает себя свободным при осуществлении своих желаний, сталкивается с ложной свободой, а на самом деле становится зависимым от собственных при-страстий, грехов. А христианин, постепенно освобождаясь от них, становится духовно свободным человеком, способным построить свою жизнь на основании Евангелия и заветов святых отцов.

Дионисий Соколов

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=438
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Священник Максим Коробов
Все статьи Священник Максим Коробов
Молодежное движение
Все статьи темы
Последние комментарии
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.10.2021 20:55
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
21.10.2021 20:39
Поднимать Россию вместо руссозамещения
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.10.2021 19:32
Охранять и нести Свет Христов всему миру
Новый комментарий от учитель
21.10.2021 19:25
Музыка Николая Туроверова
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.10.2021 19:23
Теория заговора женщин против мужчин
Новый комментарий от Алина
21.10.2021 18:44
Дерзость нацменов прогрессирует день ото дня
Новый комментарий от Человек
21.10.2021 17:12