Дав высокую оценку действиям российских десантников, присутствовавший на полигоне под Псковом начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский особо отметил, что десантники не упрощают организацию боевой учебы, отрабатывая даже такие сложные элементы полковой боевой подготовки, как маневренная оборона. Индийские коллеги, по их отзывам, были поражены высочайшей выучкой наших "голубых беретов" и прошедшим в сложнейших метеоусловиях массовым десантированием. Уже имевший опыт общения с нашими десантниками командир бригады индийских парашютистов бригадный генерал Навкиран Гхей признался генерал-полковнику Александру Колмакову, что считает российских десантников лучшими воинами в мире. Ну а сам генерал-полковник Колмаков прокомментировал ход и итоги учений, отвечая на вопросы "Красной звезды".
- Александр Петрович, в последнее время даже на учениях парашютно-десантных полков все чаще присутствует десантно-штурмовая тематика, когда основные силы полка и дивизии десантируются посадочным способом на захваченные аэродромы противника. Готовимся воевать по какому-то определенному сценарию?
- Десантники, традиционно первыми вступающие в бой на любой войне, должны быть всегда ко всему готовы. Ну а десантно-штурмовой сценарий, при котором десантируем главные силы посадочным способом на занятые "классическими" десантниками аэродромы противника, действительно отрабатываем с особой тщательностью. Ведь только так можно в самые сжатые сроки и на весьма ограниченной территории ввести в бой серьезные группировки. Вот и прошедшее полковое учение, на определенном этапе которого парашютно-десантный полк обеспечивал высадку посадочным способом основных сил дивизии, дало нашим командирам бесценный опыт такой боевой работы. Особо подчеркнул бы, что в ВДВ делается акцент не на количестве, а на качестве боевой учебы. Поэтому мы не гонимся за количественными показателями, а стараемся как можно лучше подготовить батальоны и роты к реальному боевому применению. Поэтому в год проводим пока лишь одно полковое тактическое учение с десантированием и боевой стрельбой. Но при этом не обозначаем флажками те или иные подразделения, а реально разворачиваем на полигоне весь боевой порядок полка. На следующий год запланировали уже два подобных учения, а начиная с 2009-го собираемся ежегодно проводить по пять полковых тактических учений с десантированием и боевой стрельбой. То есть каждый парашютно-десантный или десантно-штурмовой полк будет раз в два года участвовать в мероприятии.
- Как показали себя полк и его командир на прошедшем под Псковом учении?
- Скажу откровенно, я, как командующий, остался доволен и полком, и его командиром. И командиры подразделений, и управление полка, и личный состав, словом, весь полк уверенно действовал на всех этапах учения. И, считаю, по праву заслужил высокую оценку начальника Генерального штаба. Для меня же это учение стало лишним подтверждением того, что мы в командовании ВДВ не зря считаем командира 217-го полка полковника Валерия Солодчука одним из перспективных офицеров. Ну а его заместитель по воспитательной работе подполковник Сергей Бойко выдвинут нами на вышестоящую должность и уже в ближайшее время будет заместителем командира 76-й десантно-штурмовой дивизии.
- В начале сентября исполнилось ровно четыре года, как вы командуете ВДВ. Облик войск, по отзывам прошедших не одну войну офицеров-десантников старшего поколения, ощутимо изменился в лучшую сторону. Скажите откровенно, довольны ли вы сами проделанной за это время работой?
- Главное, считаю, удалось сохранить войска в рамках существующей численности и дивизионной структуры. Положительно, что сегодня мы много времени уделяем боевой подготовке. Понимая, что штатный батальон или полк по определению воюет лучше любых сводных отрядов, мы пошли на серьезную перестройку войсковой структуры. Пожертвовав одним парашютно-десантным полком, в рамках существующей численности войск удалось не только развернуть парашютно-десантные батальоны практически до штатов военного времени, но и усилить их рядом подразделений боевого обеспечения. В итоге появление во всех батальонах разведывательных взводов, а в десантно-штурмовых еще и артиллерийских батарей ощутимо увеличило их боевые возможности. Но особо подчеркнул бы, что все проделанное за это время в войсках было бы не только не скромно, но и неправильно считать заслугой командующего. В результате структурной перестройки и радикального пересмотра отношения к боевой подготовке боевой потенциал ВДВ за последние годы действительно ощутимо возрос. Но это заслуга всего офицерского коллектива "крылатой пехоты".
- Наглядным подтверждением бурного развития войск стало десантирование разведчиков с 4.000 метров, которое мы наблюдали под Псковом. Расскажите об этом.
- Для подразделений спецназа и разведчиков закуплена партия новых парашютов "Арбалет", прыгая на которых можно спланировать по горизонтали на ощутимое расстояние. Вот и выброшенный под Псковом десант "арбалетчиков" показал, что разведчики смогли спланировать на таких парашютах более чем на семь километров. А это значит, что во время боевых действий разведгуппы можно будет выбрасывать на значительном удалении от мест посадки. И в дальнейшем мы планируем серьезно заняться этой темой. Если, подтвердив теоретические расчеты, парашютисты смогут спланировать по воздуху на 15-20 километров, это станет настоящим прорывом в боевом применении разведподразделений Воздушно-десантных войск. Ведь в зону боевых действий самолет, с которого десантируются парашютисты, сможет уже не входить. А значит, вероятность быть сбитым средствами ПВО противника становится минимальной: после десантирования самолет уходит в одну сторону, а "арбалетчики" планируют в другую.
- Ну и заключительный вопрос: как бы вы оценили подготовку индийских десантников?
- Если одним словом, это настоящие профи. Бросается в глаза и их отменная выучка - большинство личного состава служит по пять и более лет, - и высочайшая, до самопожертвования, дисциплина. Приведу лишь один наглядный пример. Во время форсирования водной преграды, когда наши и индийские десантники переплывали реку, одному индийцу, и это было отчетливо видно с берега, стало плохо. Плывшему с ним в паре нашему десантнику приходилось помогать ему плыть. Когда же к нему подошла моторная лодка, он наотрез отказался подняться на ее борт. Сообразив в чем дело, сидевший в лодке десантник сообщил на берег, что индиец без приказа спасаться не будет. Когда наш офицер попросил отдать такой приказ индийского командира, тот ответил отказом. Мотивировав это тем, что в боевых условиях лодки не будет и солдат должен любой ценой выполнить поставленную задачу. Слава богу, держась за мешок с обмундированием, тот индиец все же доплыл до нужного берега. Ну а когда мы поинтересовались, что бы с ним было, если бы он, боясь утонуть, воспользовался предложенной нами помощью, оказалось, его бы уволили сразу после командировки. Конечно, к подобной ситуации можно относиться по-разному, но, согласитесь, подобная дисциплина и самоотдача не могут не вызывать уважения.
Ну а подводя итоги очередного совместного учения, замечу, что мы уже совсем неплохо знаем наших индийских коллег. Так, во время действий в псковских лесах смешанных разведгрупп наши и их разведчики, общаясь знаками, без переводчиков отлично понимали друг друга, показав в результате четкие согласованные действия на всех этапах учения "Индра-2007". Так что, если надо будет общими силами выполнять боевую задачу, понимания долго искать не придется.
- И вы не исключаете возможности ситуации, при которой нашим десантникам пришлось бы взаимодействовать с индийцами уже не на учениях, а на поле боя?
- Не исключаю. Ведь недаром аббревиатуру ВДВ наши солдаты в шутку расшифровывают и как "Войска для войны", и как "Возможны двести вариантов". И сегодня после нескольких совместных учений мы, считаю, к такому повороту готовы.
http://www.redstar.ru/2007/09/25_09/1_01.html