itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Святой или неврастеник?

Две беседы о Достоевском. Беседа первая

0
403
Время на чтение 5 минут
Пушкинский Дом переживает сейчас нелёгкие времена. Есть опасность того, что многолетнее изучение безценной русской классики будет свёрнуто, перейдёт в чужие, равнодушные руки. Тем более важно сейчас обратиться к тому богатству, что накоплено русскими словесниками, хранителями нашей великой литературы. Сегодня мы разговариваем с доктором филологических наук главным научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинский Дом) Валентиной Евгеньевной Ветловской. Валентина Евгеньевна - крупный специалист по русской литературе второй половины XIX века, а стало быть, и по Ф.М. Достоевскому.

- Я недавно говорил с одним православным иностранцем, который первый раз приехал в Питер. Спрашиваю у него: "У каких наших святынь вы уже побывали?" Он начинает перечислять: "У Ксении Блаженной, у Иоанна Кронштадтского..." Потом улыбается счастливой улыбкой: "Но главное - я был в квартире Достоевского. Вот святыня!"

- Да и некоторые московские исследователи уже кричат, что пришла пора Фёдора Михайловича канонизировать. Сейчас время новоначальных, время перехлёстов... В своё время Достоевский был запрещён, и это подогрело к нему интерес. А сейчас пошла волна "специалистов" - но не то чтобы специалистов по творчеству Достоевского и не то чтобы богословов... (Хотя они сами твёрдо убеждены и в том и в другом). И пошло-поехало такое "богословие", которое не поймёшь, на чью потребу и существует: и не для народа (ибо они стараются цитировать редких авторов, древних святых отцов), и в то же время автор не придерживается строгой богословской традиции, у него нет ни церковной выучки, ни мудрой осторожности.

- Один профессор, человек очень уважаемый, православный, патриот России, совершенно серьёзно говорил мне, что Достоевского надо исключить из школьной программы и вообще издавать поменьше. Почему? Да потому, что он "искажает облик русского человека". "Я, - говорил этот учёный, - знаю, что Гитлер напал на Россию во многом потому, что начитался Достоевского. Что Гитлер увидел в этих книгах? Каких-то подвальных страдальцев, пьяных плакальщиков, безпочвенных фантазёров, идейных злодеев... Кто-то старушку убил, кто-то ведёт беседы с нечистым, кто-то бросает в камин тысячи рублей... Да это же нация неврастеников! Их можно разбить в два счёта"! Так говорил мне этот учёный филолог, и не кажется ли вам, что доля правды в его словах есть?

- Что касается Гитлера... Да, он получал от своих идеологов такие сведения о русской нации, и как-то это повлияло на историю... Но нужно понимать, что Гитлер-то шёл не за Достоевским, а за Ницше, - за Ницше, который самонадеянно объявил себя учеником Достоевского. На Западе воспринимают Фёдора Михайловича на свой лад, в свете западных традиций. Те же Раскольников и Иван Карамазов, которые Достоевским развенчивались, европейцами (да и не только европейцами) воспринимаются порой как герои и образец для подражания. Я помню, как при мне студентка из Афганистана защищала дипломную работу о "Преступлении и наказании". Основная мысль в этой работе была такова: "Какой хороший, решительный человек - Раскольников!" Оппоненты говорили ей: "Что же вы пишете? Ведь роман построен на опровержении идей Раскольникова!.." Она спокойно, с полным убеждением отвечала: "Ну, может быть, это для вас так. А нам в Афганистане такие люди очень нужны". У меня дома стоит книжка на немецком языке "Великий Инквизитор"...

- То есть отрывок из "Братьев Карамазовых", изданный как самостоятельное произведение?..

- Да! За подписью Достоевского идёт программа одного из его героев, разоблачению которой он и посвятил свой роман. Получается, что все эти сатанинские соблазны, которые идут из уст Великого Инквизитора, - это точка зрения Фёдора Михайловича. Что тут сделаешь?

- Но Достоевский - не самый понятный из писателей... Сказать, что все мы прекрасно разбираемся в его идеях, значит сильно польстить себе.

- Но дело в том, что как бы ясно писатель ни произносил свою мысль - всё равно найдутся способы вывернуть эту мысль наизнанку, сказать, что на самом деле автор разумел нечто прямо противоположное. А тот факт, что Достоевский порой представлял зло в таких формах, что обычный читатель не сразу может догадаться, как ему оценить прочитанное, так это просто свидетельство глубокого уважения автора к уму читателя. Писатель не считал свою аудиторию глупцами, которым надо всё разжёвывать. Порой он недоумевал: неужели надо заключать каждое своё высказывание моралью?

Вот что следует учитывать: Фёдор Михайлович, прошедший через увлечение всевозможными радикальными теориями, каждый раз выбирает в главные герои отрицателя, такого же, каким был он сам когда-то. И как он может относиться к такому герою (к самому себе, фактически)? С пониманием, с известным снисхождением, - и всё это принимают за одобрение. Автор - и это его обычный приём - ставит какую-нибудь искусительную речь в центр произведения, а всё остальное повествование располагает так, чтобы оно опровергало эти высказывания. И если мы не будем изучать Достоевского, то найдутся "специалисты" - и уже есть такие, - которые нам его станут трактовать так, что потом не захочется и книгу в руки взять.

- Кстати, о трактовке... Известно, что роман "Братья Карамазовы" остался незаконченным. Так вот, в советские годы я читал, что прототип Алексея Карамазова - цареубийца Каракозов, и Алёша, подобно этому человеку, должен был окончить жизнь на виселице. Неужели это правда?

- Да, это мнение высказывалось Леонидом Гроссманом, и оно повторяется до сих пор. Но такая идея не выдерживает критики. Почему? Да потому, что Алёша Карамазов описывается Достоевским как герой жития, как святой. Это житийный герой от начала и до конца. И этот-то святой пойдёт на убийство?.. Старец Зосима говорит Алёше в начале романа: "Иди в мир, - многое должен будешь перенести, пока вновь вернёшься в обитель", - а все предсказания Зосимы сбываются, и значит, Алёша должен был пройти многие искушения. И первое из них - смерть старца Зосимы. Он прошёл это искушение, он понял свою ошибку: ошибка эта заключалась в том, что он чрезмерно превозносил старца. И тут ему помогла грешница Грушенька. Алёша увидел, что и в грешном человеке есть искра любви, понял, что нельзя превозносить одних людей и презирать других, надо всех охватить родственным чувством. Тогда никого не осудишь, тогда всякого пожалеешь, тогда всякая старушка - твоя мать, каждый старик - твой отец, - как это и заповедует Христос. Вот для этой-то мысли и писал Достоевский "Братьев Карамазовых", и Алёша - главный носитель этой мысли. Да, искушения его могли продолжиться, могла, наверное, его искушать и идея цареубийства. Допустим! Но он всё равно должен вернуться в монастырь, раскаяться и достойно пронести своё имя - Алексея Человека Божия. Про этого святого Достоевский писал: "Алексей Человек Божий - идеал народа".

- Повторяют на все лады слова Достоевского "красота спасёт мир". Так эту фразу затёрли, что невольно хочется - ну не то чтобы поспорить с Достоевским, а посмотреть поглубже: сам-то Фёдор Михайлович какой смысл вкладывал в эти слова?

- Господь сказал: будьте мудры, как змии (Мф. 10, 16). Да, мир спасёт красота. Правильно понятая красота. Потому что Достоевский и сам говорил: антихрист будет соблазнять красотой. Это особенно опасно для русского человека, которому свойственно любование, особое внимание к красоте. Может быть, и другие народы на это падки, но мы-то - безусловно. Чем и подкупает речь Ивана: ведь она исполнена дьявольской красотой, она соблазняет красотой сильной и смелой мысли. Диавол и не может иначе действовать, как соблазняя. Он должен быть притягательным хоть в чём-то, а рогами и копытами никого не привлечёшь.

- Что вы думаете об экранизациях Достоевского?

- Мне очень понравился недавний многосерийный фильм "Идиот". Очень хорош Евгений Миронов - по-моему, сыграть князя Мышкина лучше, чем он, трудно. Но в принципе я не люблю экранизаций. И сам Достоевский был против того, чтобы его вещи ставили в театре. Это уже не его романы получаются, а какие-то другие произведения, даже если режиссёр (как тот же Владимир Бортко) следует за писателем с большим уважением. Достоевский писал для чтения, как и любой классик. Его главный герой - слово, текст. Предполагается обдумывание, остановка на каждой фразе. Искусство слова - оно сдержанное, не плотское. Романы Достоевского - они на самом деле безплотны... Их нужно постигать умом, сердцем, духом - а уж никак не глазами. В том и заключается достоинство этого писателя: до него нужно дорастать духом, он заставляет наши души работать, тянуться всё выше и выше - ближе к Богу, в конечном счёте.

Вопросы задавал Анатолий МАКСИМОВ

http://pravpiter.ru/pspb/n189/ta016.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валентина Ветловская
Слова, обращённые в наши дни
Ф.М.Достоевский о православии
13.01.2021
«Будь Мне верен до смерти...»
К 5-летию со дня кончины протоиерея Владимира Фоменко († 10.08.2009)
07.08.2014
О духовном отце
10 августа 2010 года - годовщина со дня кончины протоиерея Владимира Фоменко, ключаря собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга
09.08.2010
Книга о русской душе
25 августа известному русскому писателю Н.М.Коняеву исполняется 60 лет
24.08.2009
Все статьи Валентина Ветловская
Последние комментарии
Что не так со специальной военной операцией?
Новый комментарий от Калужанин
04.10.2022 08:49
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Олег В.
03.10.2022 22:54
Кто допустил к продаже книгу, растлевающую детей?
Новый комментарий от Владимир Петрович
03.10.2022 22:42
Армии остро не хватает резервов, а наша
Новый комментарий от С. Югов
03.10.2022 21:29
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Александр Миронов
03.10.2022 20:11
По ситуации на фронте всё те же горькие вопросы и недоумения
Новый комментарий от Калужанин
03.10.2022 19:58
Глобальные сполохи Новой Мировой войны
Новый комментарий от Владимир22
03.10.2022 19:17