Об этом разговор с начальником тыла - заместителем командующего войсками ДВО по тылу генерал-лейтенантом Аркадием Мкртычевым.
- Аркадий Николаевич, если говорить об учении, то, думается, не случайно крупнейшие за двадцать последних лет маневры российских ВВС и ПВО, в которых были задействованы основные виды стоящих на вооружении вертолетов и самолетов, включая стратегические бомбардировщики, проводились на территории именно Дальневосточного военного округа?
- Безусловно, это так. Военное командование страны, зная положение дел в 11-й армии ВВС и ПВО, в частях Дальневосточного военного округа, верили в то, что дальневосточники смогут обеспечить проведение мероприятия, к которому будет приковано внимание не только российской, но и мировой общественности, с высоким качеством. Как показало время, мы оправдали высокое доверие.
Здесь следует сказать сразу, что задача на учениях заключалась не только в том, чтобы отработать упражнения боевого применения самолетов и вертолетов в воздухе - перехваты воздушных целей, удары по наземным объектам, дозаправку в воздухе и другие. Не менее важно было напомнить, а некоторых руководителей авиационных служб, включая службы тыла, и научить, как грамотно действовать в обстановке, максимально приближенной к боевой. Ведь многие из них никогда не участвовали в учениях даже меньшего масштаба, не занимались обслуживанием авиационной техники и обеспечением интенсивных полетов.
Что немаловажно, в ходе учений "Крыло-2007" были отработаны вопросы взаимодействия авиаторов 11-й армии ВВС и ПВО с тыловыми подразделениями Дальневосточного военного округа и между собой. А присутствующие на учениях представители других округов и воздушных армий узнали, как надо правильно действовать в той или иной обстановке специалистам авиационных и сухопутных тылов.
- Какие конкретно вопросы взаимодействия между авиационными и сухопутными тыловыми подразделениями были отработаны в ходе учений "Крыло-2007"?
- Их много. Например, вопрос обеспечения горючим большого количества самолетов и вертолетов, работающих к тому же с разных аэродромов, автотранспорта и специальной техники - топливом и ГСМ. Достаточно сказать, что топливо и ГСМ к местам боевой учебы доставлялись всеми видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным. В качестве воздушного транспортера авиационного керосина послужил вертолет-танкер Ми-26, по Амуру топливо доставлялось самоходными баржами-танкерами. Не было сбоев и с доставкой всего необходимого для учений железнодорожным транспортом, хотя сейчас в разгаре летний сезон и железная дорога работает в напряженном ритме. Но все проходило без нарушения повседневной жизни огромного региона. В этой ситуации отменно сработала служба военных сообщений ДВО.
Бесперебойно участники учений обеспечивались полноценным питанием в полевых условиях. Причем по нескольким видам довольствия, включая имеющие свою специфику для каждого вида авиации - летного. В решении этих вопросов тыл авиаторов работал в тесной связке с тыловиками ДВО. В частности, хлеб выпекался полевым хлебозаводом ДВО. При этом нашими специалистами-хлебопеками уже в ходе учений всего за двое суток была освоена и в дальнейшем успешно использовалась более сложная технология выпечки в полевых условиях ржано-пшеничного, или, как говорят в народе, черного хлеба.
Наверняка телезрителям запомнились кадры, а читателям печатных изданий фотоснимки захода на посадку на автодорогу истребителей Су-27. Правда, посадка совершена не была, такая задача пилотам не ставилась. Но в случае необходимости, как сказали управлявшие "сушками" воздушные бойцы, они сделали бы это. Ведь приспособленный под полевой аэродром на 90-м километре трассы Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре участок дороги, более двадцати лет находившийся в заброшенном состоянии - весь в трещинах, заросший травой и кустарником, - накануне маневров был полностью приведен в рабочее состояние, позволяющее принимать современные истребители. Были оборудованы места для заправки их топливом, для чего от танкера Ми-26 к предполагаемым стоянкам самолетов были протянуты трубопроводы. В этих трудоемких работах вместе с тыловиками-авиаторами самое активное участие принимали специалисты автодорожной службы и трубопроводчики ДВО.
Впрочем, всего и не перечислишь. Повторюсь, что такая напряженная совместная работа и на ученьиях стала хорошей школой боевого мастерства и слаженности для всех специалистов тыла - авиаторов и сухопутчиков.
- Аркадий Николаевич, действия подразделений тыла ДВО на учениях "Крыло-2007" были удостоены похвалы руководителя учений - начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя министра обороны России генерала армии Владимира Исакова. И вообще, насколько мне известно, тыл ДВО вошел в лидеры среди родственных структур Министерства обороны.
- Хочу напомнить, что если в 2005 году тыл ДВО занимал последнее место, то в 2006 году нам удалось выйти на 5-е место среди управлений Тыла Минобороны РФ. А по итогам первого полугодия 2007 года мы буквально по всем показателям повседневной деятельности стали лучшими среди управлений Тыла Министерства обороны России. Лидирующих позиций мы намерены не упускать и впредь.
Это стало возможным благодаря напряженному повседневному труду руководства тыла и командования частей, среди которых появилось много молодых перспективных офицеров. Был усилен контроль за состоянием воинской дисциплины, ходом боевой учебы и выполнением личным составом подразделений тыла повседневных служебных задач. Большое внимание уделяется целенаправленной и постоянной воспитательной работе среди всех категорий военнослужащих. Наверное, следует сказать, что мы с особой тщательностью стали подбирать кандидатуры на должности командиров частей и подразделений и тех, кто непосредственно соприкасается с материальными ценностями. При этом обращаем внимание не только на уровень профессиональной подготовки, но и на то, как к кандидатам на выдвижение относятся сослуживцы, на их этические и моральные характеристики. Одним словом, оцениваем человека со всех сторон. Помогает нам в этом и созданный своеобразный банк данных на каждое должностное лицо тыла ДВО, в который заносятся все положительные и отрицательные факты их жизни и службы. Улучшился и отбор кандидатов на контрактную службу, потому как военнослужащие из этой категории приносили нам немало различных нарушений. Здесь мы исходим из принципа "Лучше меньше, но качественней", и думаю, в конечном счете добьемся желаемого: у нас в тылу будут служить настоящие военные профессионалы.
Нельзя не сказать и о той повсеместной помощи, которую оказывает нам в этом важном деле командование ДВО и лично командующий войсками округа генерал-полковник В. Булгаков. Это касается буквально всех вопросов служебной и боевой деятельности подразделений тыла, проблем его личного состава.
Вся эта кропотливая работа способствовала созданию здоровой моральной обстановки в частях и подразделениях тыла ДВО, во многом изменило отношение к службе военнослужащих всех категорий. Об этом свидетельствуют следующие факты: количество хищений вещевого имущества снизилось в 6 раз, количество воинских преступлений и грубых нарушений воинской дисциплины - более чем в 3 раза. В 2007 году нет случаев гибели военнослужащих и т.д. И эту целенаправленную деятельность мы продолжаем, надеясь достичь еще лучших результатов боевой деятельности тыла ДВО.
- А как обстоят дела с так называемым северным завозом, переоборудованием солдатских столовых и прочими проблемами повседневной жизни войск ДВО?
- К северному завозу мы начали готовиться сразу же после завершения этой работы в 2006 году. И сейчас он проходит строго по графику. Можно с уверенностью сказать, что дальние гарнизоны будут обеспечены к холодам всем необходимым для благоприятной жизнедеятельности и боевой учебы. По плану идет и переоборудование солдатских столовых, согласно требованиям министра обороны РФ и начальника Тыла Вооруженных Сил России. У нас в округе уже есть немало столовых, которые по дизайну, оборудованию и по качеству приготовления пищи не уступят солдатским столовым лучших воинских частей европейской части России.
Наверное, следует сказать, что большое внимание мы уделяем улучшению качества обслуживания дальних гарнизонов нашим управлением военной торговли. В частности, в этом году много сделано в этом плане на Курилах, где заработали обновленные магазины, офицерские кафе и т.д. На Итурупе мы приступили к прокладке бетонной автомобильной дороги, первый километр которой будет сдан уже в нынешнем году. Это участок дороги, связывающий аэродром Буревестник и поселок Горный.
Впрочем, всего не перечислишь. Большой объем возложенных на нас задач не позволяет личному составу тыла ДВО расслабляться, заставляет быть в постоянной боевой готовности. Поэтому хочется сказать большое спасибо личному составу тыловых подразделений, который понимает все это и трудится с полной отдачей моральных и физических сил.
http://www.redstar.ru/2007/08/21_08/2_02.html