itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Претенденты на сердце авиапрома

Или как создать двигатель для самолета пятого поколения

0
192
Время на чтение 4 минуты
Лишь несколько государств, в том числе и Россия, обладают технологиями полного цикла производства современных авиадвигателей, начиная от жаропрочной лопатки турбин до последней заклепки. Но сегодня этого уже недостаточно. Ведь почти четверть века в РФ используется еще советский научно-технический задел.

ДАЛЬШЕ ОТСТУПАТЬ НЕКУДА


11 августа 2007 года, наверника, войдет в историю российской авиационной отрасли, объединяющей разработчиков, производителей и эксплуатантов воздушных судов. Хочется верить, что своим указом Владимир Путин поставил точку в конце продолжительного, даже с исторической точки зрения, периода стагнации в авиастроении.

Он начался в середине 80-х годов прошлого века, когда государство фактически прекратило бюджетное финансирование всех крупных программ в области авиационного двигателестроения. Кадровый состав конструкторских бюро начал таять как снег весной, а многие КБ просто закрылись. Объем внутренних заказов на новые двигатели сократился более чем в 10 раз. Заводы-производители переключились на ремонт и доводку старых типов двигателей. За минувшее безвременье мы утратили ряд уникальных технологий, лишились производства некоторых металлов и материалов. В итоге объем выпуска продукции, включая экспорт и ремонт установок, в сопоставимых ценах, по данным НПО "Сатурн", составил 40% к уровню 1990 года.

Сегодня доля России на мировом рынке авиадвигателей с общим объемом около 300 млрд. долл. - менее одного процента. Этот показатель мог оказаться еще меньше, если бы не инозаказы из Индии и Китая, которые составляют примерно 80% российского рынка новых двигателей. Но наши зарубежные партнеры покупают авиатехнику в РФ с прицелом на собственные разработки. Следовательно, российский авиапром в будущем может лишиться и этих заказчиков.

Пока мы таким образом старались выживать в новых условиях хозяйственной деятельности, западные конкуренты существенно увеличили свой технологический отрыв. Ведущие авиационные державы уже испытали авиадвигатели для истребителя пятого поколения. По мнению независимых экспертов, приобретение лицензий на производство двигателей позволит нам сделать рывок, но не решает главной проблемы отрасли. А она состоит в финансировании собственных научно-технических разработок. Для того чтобы форсировать темпы создания новой техники, потребуется вложить немало средств в подготовку кадров и в оснащение производства, считает, например, инженер Сергей Васильев, сотрудник одного из ведущих авиационных КБ.

КОМУ И НА ЧТО?


Именно с данным вопросом надо разобраться, прежде чем давать бюджетные деньги. Авиаторы говорят: главное в самолете - двигатель. Если он первоклассный, то и машина отличная. Значит, финансировать надо в первую очередь тот сегмент авиапрома, который занимается моторостроением. Наиболее финансовоемкая его часть - военная. Гражданский сектор, в конце концов, должен сам добывать свой хлеб. А вот военный, в силу его закрытости, вынужден стоять с протянутой рукой у государственной кассы.

Хотя и военным двигателистам в последнее время пришлось учиться зарабатывать деньги. Ведь в общем объеме экспорта российских вооружений почти половина - боевые самолеты. Однако если нам не удастся создать перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, истребитель пятого поколения) в ближайшие пять лет, через десять, по оценкам военных аналитиков, на рынке военной авиатехники станет господствовать F-35 американской корпорации Lockheed Martin. Тогда Россия может потерять статус одного из ведущих экспортеров боевых самолетов, как потеряла таковой в секторе гражданских авиалайнеров.

За государственный заказ на разработку двигателя для истребителя пятого поколения несколько лет борются НПО "Сатурн" и ФГУП "ММПП "Салют". В 2005 году АХК "Сухой", главный разработчик самолета, выбрал партнером "Сатурн". Но бывший главком Военно-воздушных сил России Владимир Михайлов лоббировал "Салют". В декабре 2006 года ВВС приняли на вооружение переходный к пятому поколению двигатель АЛ-31Ф-М1 "Салюта" для модернизированных Су-27. Варианты АЛ-31Ф-М2 и АЛ-31Ф-М3 "Салют" предлагает для ПАК ФА. Однако новый главком ВВС Александр Зелин заявил, что на первые образцы истребителя пятого поколения надо ставить двигатель проекта 117 НПО "Сатурн".

Между тем все это предполагает лишь модернизацию старого двигателя, а не создание нового. Что происходит, вероятнее всего, из-за слабости производственной корпорации, недостаточного научно-технического потенциала, а в конечном итоге - из-за отсутствия финансирования в таком объеме, которое обеспечило бы научно-технический прорыв в авиастроении.

Все эти задачи призваны решить четыре авиастроительных холдинга. На совещании в ОАО "Климов" Владимир Путин особо подчеркнул, что главной целью структурных преобразований является разработка двигателей нового поколения.

Первый холдинг возник на базе Федерального государственного унитарного предприятия "Салют". Указ президента фактически закрепил уже существующую интегрированную структуру.

"Сегодня кроме подписанного указа по созданию интегрированной структуры на базе "Салют" одобрены предложения по созданию еще трех холдингов", - сказал первый заместитель председателя военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Владислав Путилин журналистам 11 августа. По его словам, один холдинг будет сформирован на базе ОАО "Климов" и Московского завода имени Чернышова, второй - на основе Самарского центра авиастроения, третий - на базе предприятий в Перми, Рыбинске и Уфе.

На ОАО "Климов" - единственном в России предприятии, осуществляющем полный цикл работ по разработке, производству и обслуживанию газотурбинных двигателей, - Владимиру Путину показали пять новых двигателей: турбореактивный РД-33МК для истребителей МиГ-29К и МиГ-35, турбовинтовой ТВ-7-117СТ для Ил-112В, турбовальный ВК-2500 для вертолетов семейства "Ми" и "Ка", турбовальный ВК-800, а также гордость компании - турбовальный двигатель РД-33, имеющий сопло с отклоняемым вектором тяги. Согласно имеющимся планам, этот двигатель поступит в серийное производство в 2009 году. Им будет оснащаться МиГ-29ОВТ. Как объяснил генеральный директор ОАО "Климов" Александр Ватагин, всем пяти образцам предстоит вновь вернуться на стенды, где продолжат их испытания.

Может быть, не за горами уже то время, когда президенту РФ представят и двигатель пятого поколения. По крайней мере, сегодня государство сделало в него основной вклад. Теперь очередь - за конструкторами.

http://nvo.ng.ru/armament/2007-08-17/1_engine.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Александров
Союзники готовы вступить под Русские Знамёна
В дело вступит Китайский легион?
22.08.2023
Православие в стране викингов
Беседа с протоиереем Владимиром Александровым, настоятелем Сергиевского прихода Московского Патриархата в Стокгольме
23.09.2009
Курс - на океанические просторы
К 100-летию со дня рождения М. В. Егорова
17.01.2007
Все статьи Владимир Александров
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31