Мекка неоязычества
Международные исламские организации уделяют огромное внимание миссионерской деятельности именно в Соединенных Штатах. Для них современные США - не только политический лидер, который пытается играть роль мирового жандарма, но и мировой центр нового "ширка" - идолопоклонства и многобожия, где процветают культы наживы, человеческого тела, "дозволенного греха" и т.д. Если Пророк Мухаммад в VII веке обратил жителей Мекки (центра аравийского язычества) от политеизма к единобожию, то современные мусульмане намерены повторить его путь в столице "нового язычества" - Соединенных Штатах.Темнокожий работник вашингтонской мечети "Масджид Мухаммад", расположенной в ничем не выдающем своей исламской принадлежности здании на 4-й улице, предельно четко озвучивает эту позицию: "Американское общество сегодня поражено развратом, бездуховностью, наркоманией, преступностью и беспорядочными половыми связями в среде малолетних... Когда-то арабы тоже были такими, но посланник Аллаха вырвал их из тьмы невежества. Теперь очередь за нами... Только ислам спасет Америку!"
В то время как правительство США тратит миллиарды долларов на изучение угроз, исходящих от мусульманских стран, на продвижение собственной политики на Ближнем Востоке, мусульмане на самом американском континенте реализовывают самый успешный по сравнению с другими странами исламский проект. Другими словами, пока США занимаются исламским миром, мусульмане занимаются самими Соединенными Штатами.
Первая исламская организация в США (так называемый "Мавро-американский храм науки") была создана в 1913 году. С тех пор американские мусульмане научились адаптироваться к инорелигиозной среде. За эти годы в США возникли и окрепли такие мощные общественные структуры, как Федерация исламских ассоциаций США и Канады, Мусульманская студенческая ассоциация (MSA), профессиональные объединения - Исламская медицинская ассоциация (IMA), Ассоциация мусульманских ученых и инженеров (AMSE) и Ассоциация мусульманских социологов (AMSS), Исламское общество Северной Америки (ISNA), Совет по американо-исламским отношениям (CAIR), Исламский учебный центр и т.д. За последние пять лет число мечетей в Соединенных Штатах возросло на 25%, и у каждой из них своя программа по продвижению исламских ценностей в американском обществе. Только CAIR, по словам его исполнительного директора Нихада Авада, ежегодно тратит 10 млн. долл. на проведение подобных кампаний в СМИ.
Альтаф Хусайн из Школы социальной работы Университета Говарда (Вашингтон), к примеру, заявляет: "Мусульманам не следует ограничиваться отдельными уроками из жизни посланника Аллаха... Мы должны быть в авангарде разработки, развития и продвижения новых социальных инициатив и предложений со стороны нашей общины".
В поисках умеренного ислама
Высокий уровень религиозных свобод и правовой защищенности, принцип невмешательства государства в дела религий - все это влияет на распространение ислама в Соединенных Штатах. При этом США - воюющее государство, и воюет оно как раз с исламскими военно-политическими группировками и сетями по всему миру. Как итог, в военных, политических, научных и общественных кругах активно разрабатываются и внедряются в жизнь проекты противодействия исламской угрозе.Сегодня в США в противостоянии радикальному исламу нередко усматривают аналогии с холодной войной. В марте этого года американская исследовательская организация RAND Corporation опубликовала объемный доклад "Создание умеренных исламских сетевых организаций". В данном докладе RAND предпринимает попытки выработать критерии для различения между умеренными и радикальными мусульманами, определить потенциальных партнеров США в исламском мире, а также предложить политическую стратегию взаимодействия с ними "в деле создания сетевых организаций, приверженных идеалам свободы и демократии". Таким образом американцы пытаются создать исламские организации, противостоящие радикальным исламистам.
Авторы доклада, ссылаясь на аналитиков из Министерства обороны, заявляют, что США вовлечены в войну, которая протекает как "война идей и война оружия". Основной противник - глобальные сети радикальных мусульман, джихадистов и террористов. Противостоять им можно, организуя сети такого же размаха, только из умеренных мусульман.
Примечательно, что инициатива RAND вызвала бурю возмущения именно среди умеренных последователей ислама. Причем одними из наиболее активных критиков доклада стали как раз мусульмане в Северной Америке. Интересно отметить, что именно их ученые и политики США приводили в пример как наиболее интегрированных в западное общество.
Возмущение умеренных последователей ислама докладом RAND отражает атмосферу общей напряженности, недоверия и подозрительности, царящую во взаимоотношениях мусульман и администрации Джорджа Буша. После событий 11 сентября американские мусульмане превратились в объект для нападок со стороны общественности и до сих пор были вынуждены сохранять молчание по многих вопросам внутренней и внешней политики США. Однако в случае с RAND они не просто громко объявили о своем полном неприятии разрабатываемого этой организацией для правительственных кругов подхода, но и заявили во всеуслышание, что Соединенные Штаты являются "врагом ислама".
Наибольшее возмущение мусульман вызывают попытки политико-идеологических кругов США, как это было сформулировано в журнале U.S. News and World Report, "изменить само лицо ислама". Менять это "лицо" США собираются путем создания и продвижения "либеральной", "умеренной" версии ислама, под которой понимаются секуляризация, отказ мусульман от опоры на шариатские правовые положения и от концепций исламской государственности, пересмотр Корана и Сунны.
RAND приводит список лиц, которых правительству США рекомендуется рассматривать в качестве "умеренных мусульман". В этот список авторы доклада включили Айян Хирси Али, сценариста скандального фильма "Подчинение" Тео ван Гога, автора "Сатанинских стихов" Салмана Рушди, индийскую писательницу Таслиму Насрин, призывающую к пересмотру ряда коранических положений, активного критика современного ислама канадскую журналистку Иршад Манджи и т.д.
Исламские ученые Соединенных Штатов после выхода в свет данного доклада тут же обвинили RAND, иные подобные аналитические центры и правительство США во враждебном отношении к исламу и в разжигании межрелигиозной вражды.
Таха аль-Альвани, президент Школы исламских и общественных наук (США), прямо обвиняет в экстремизме саму RAND на том основании, что "RAND и подобные ей организации сеют раздор между мусульманами и немусульманами, подталкивают немусульман противостоять убеждениям мусульман". Он со свойственной ему резкостью заявляет, что доклад RAND - это на самом деле "призыв к уничтожению умеренности в исламском мире".
Луай Сафи, исполнительный директор Центра развития лидерства Исламского общества Северной Америки из штата Индиана, Мухаммад аль-Шинтики, имам Исламского центра в Техасе, Джамал Бадави, профессор религиоведения канадского Университета Святой Марии в Галифаксе не просто предрекают крайне отрицательные последствия подобного подхода к исламу со стороны научных и политических кругов США, но и призывают сопротивляться попыткам маргинализации мусульман.
"Демократический халифат"
Вообще американским мусульманам не привыкать к организованной политической борьбе, защите собственных прав и продвижению собственных интересов. Одним из самых мощных исламских движений, выступавших с политическими требованиями, боровшихся за права мусульман, в первую очередь темнокожих, была "Исламская нация" Луиса Фаррахана. Пик ее активности пришелся на 90-е годы прошлого столетия, когда Фаррахан, выступая с последовательной критикой американской политической системы, социального и политического неравенства, в 1995 году организовал марш протеста миллиона темнокожих мусульман к зданию Конгресса США в Вашингтоне.Еще до начала войны с Ираком Фаррахан предрекал поражение США в войне с мусульманами, молился за победу Ирака над американской армией, а в феврале этого года в Детройте выступил с резкой критикой нынешней администрации, призвал к импичменту Джорджа Буша. Фаррахан также призвал американскую молодежь отказываться от службы в армии, поскольку она может завести на тот путь, "с которого нельзя будет вернуться".
Феномен Фаррахана (как и других мусульманских лидеров-афроамериканцев) в истории мобилизации и участия мусульман в политической жизни США был в основном обусловлен их борьбой за права темнокожего мусульманского населения. Однако волна новых мусульман-иммигрантов из стран Ближнего Востока, которые уже составляют более половины жителей США, исповедующих ислам, привела к пересмотру не только самой роли мусульман в политической жизни США, но также методов и целей участия в ней.
В отличие от мусульман-афроамериканцев, уже достаточно долго живущих в США, новой волне мусульман Соединенных Штатов понадобилось некоторое время для того, чтобы в должной мере интегрироваться в американское общество. А также для того, чтобы подвести идеологическое обоснование с позиций Корана и Сунны возможности своего участия в политической жизни, найти наиболее оптимальные и в то же время дозволенные исламом методы политической борьбы. Темнокожие мусульмане, в свою очередь, всегда отличались зачастую поверхностным отношением к исламской догматике, искажением тех или иных положений религии, сосредоточенностью на расовых вопросах.
Именно новое поколение мусульман породило концепцию "демократического халифата". Это общественно-политическая система, которую должны выстроить мусульмане, являющиеся представителями (халифами) Аллаха на этой земле и в странах Запада в частности. Данная концепция раскрывается через классическую формулу демократии как "власти народа, для народа и осуществляемой народом", но реализуемой в полном соответствии с исламом и шариатом.
Кроме данной концепции американскими мусульманами в тесном контакте с европейскими и ближневосточными учеными разрабатываются и реализуются на практике такие оригинальные политические концепции и методологии, как исламская демократия, исламская концепция прав человека, исламское гражданское общество, созидательный джихад, концепция исламского общинного контракта, методология "Макъасиду-ш-шари'а" (целей шариата), "аль-Васатыйя" (исламский принцип умеренности), "Фикх-уль-акълийят" (мусульманское право меньшинств) и т.д. На основе всех этих современных концепций, политико-правовых методологий и механизмов исламские лидеры разрабатывают модель экстерриториальной политической общности мусульман Америки, Европы, Ближнего Востока и всего остального мира.
Хеба Рауф Иззат, мусульманский политолог, исследователь и публицист, пишет: "Мусульманам следует формировать, продвигать и отстаивать... политическую модель, подобную Европейскому союзу, при которой все исламские государства создавали бы объединенные экономические, военные и политические органы управления, служащие общим целям. Модель, которая управлялась бы мусульманским парламентом, представленным депутатами, избранными от каждой исламской страны".
Президент Североамериканского совета по фикху (мусульманскому праву) Музаммиль Сиддики пишет о понятии "исламского мирового порядка", который, на его взгляд, заключается в том, чтобы все люди - мусульмане и немусульмане - могли жить в справедливости, мире и гармонии. Далее он призывает мусульман США усердствовать на пути достижения мира, справедливости для всех людей, противостоять насилию в отношении невинных людей. "Это сегодня и есть наш джихад", - завершает он свою мысль.
Бывшая леди-конгрессмен Линн Мартин считает, что вовлеченность мусульман в общественно-политические вопросы является принципиальной для благополучия нации. В последнем отчете о положении мусульман в США, в подготовке которого Мартин принимала участие, утверждается, что "мусульмане должны занимать одну из ключевых позиций в политической и гражданской сферах для блага и национальной безопасности США".
По итогам недавних выборов первым конгрессменом-мусульманином в истории США стал темнокожий адвокат из Миннесоты Кит Эллисон. Это свидетельствует не только о неизбежном росте удельного веса мусульман в общей численности потенциальных избирателей, но и о росте их политического сознания. Мусульмане востребованы американской политической системой. Так, Государственный департамент США уже обращался к Эллисону с просьбой помочь поднять престиж Соединенных Штатов в мусульманском мире. Весной этого года он принял участие в дипломатическом турне по Ближнему Востоку вместе со спикером Конгресса Нэнси Пелоси.
При этом Эллисон выступает с резкой критикой американской кампании в Ираке и президента Джорджа Буша. В июле этого года Эллисон сравнил его с Адольфом Гитлером, намекнув на то, что Буш может быть причастен к событиям 11 сентября, как и Гитлер к поджогу Рейхстага. Реальность такова, что кроме Эллисона администрации США просто не на кого опереться в среде американских мусульман, практически не представленных в структурах власти и политически маргинализированных после событий 11 сентября.
Разочарованием американских мусульман во внутренней и внешней политике США, проводимой республиканцами, спешат воспользоваться демократы. Они выступают с критикой "Патриотического акта", говорят об ущемлении прав мусульманских граждан и о необходимости расширения их участия в политике. Нет сомнения в том, что мусульмане, поддержав демократов на предстоящих президентских выборах, постараются извлечь из данного политического союза максимум выгод для себя. И в первую очередь в наращивании собственного политического веса, ведь у сторонников "демократического халифата" весьма амбициозные проекты.
http://religion.ng.ru/politic/2007-08-01/5_usa.html