ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Чертова дюжина лидеров российского ОПК, вошедших в мировой рейтинг, заработала в прошлом году на оборонной продукции круглым счетом 7,5 млрд. долл. А замыкающая первую десятку ТОП-100 американская "Юнайтед Текнолоджи" заполучила 7,65 млрд. Конечно, отечественному ОПК трудно тягаться с заморскими промышленными китами, но в первой десятке есть и три "европейца". На почетном третьем месте, позиционируемая как британская, "БАЕ системс" - 25 млрд. долл. (с гражданской продукцией - 27 млрд. долл.). Седьмой - европейский концерн EADS, по месту штаб-квартиры в Амстердаме, отнесенный к Нидерландам. Его выручка составила 13,2 млрд. долл., а с "мирной" продукцией - 52 млрд.
На девятом месте итальянская "Финмеканика" с 9 млрд. долл. продаж, с учетом гражданского сектора - 16,5 млрд. долл.
Если продолжить во многом показательную статистику, то мировой лидер в производстве вооружений и военной техники "Боинг" получил за вооружение и военную технику (ВВТ) в 2006 году 32,44 млрд. долл., а совокупно с гражданскими самолетами и другой продукцией, пользующейся спросом, - 61,5 млрд. Это почти в десять раз больше доходов России от экспорта ВВТ в том же 2006 году. А первая десятка списка, включая трех "европейцев", огребла почти 190 млрд. долл. только за вооружения и военную технику. Это почти на 30 млрд. долл. больше федерального бюджета РФ на прошлый год.
В ТОП-100 четко выделяются три группы фирм - США, объединенной Европы и России. У каждой свои особенности. У Соединенных Штатов сумасшедший военный бюджет, равный практически оборонным расходам всего остального земного сообщества. Программы ПРО и военного космоса, модернизация подводного флота, заполнение арсеналов тысячами единиц высокоточного оружия, включая крылатые ракеты, истребители 5-го поколения и сверхзвуковые стратегические бомбардировщики, военные операции в Афганистане и Ираке - все это позволяет американскому ВПК работать на полную мощность, проглатывая миллиарды десятками и сотнями. 12-13 млрд. долл. в год, которые приносит экспорт, - пренебрежительно малая величина по сравнению с бюджетными вливаниями.
В Европе есть ряд мощных национальных производителей вооружений, но на первых местах - наднациональные конгломераты вроде "БАЕ системс" и EADS. Объединение производственных цепочек, технологий и капиталов в единый кулак позволяет им создавать самую современную продукцию, востребованную как в НАТО, так и за пределами Старого Света. Надо иметь в виду, что стандарты НАТО в немалой степени способствуют тому, чтобы оружие "со стороны" членами альянса покупалось как можно меньше.
Эти два рынка существуют достаточно замкнуто, обеспечивая работой свои национальные фирмы. Поэтому российский экспорт ориентирован на страны третьего мира. В 2003 и 2004 годах в рейтинг входили по семь компаний из РФ. Теперь, когда к экспортным доходам добавились еще и деньги стремительно увеличивающегося военного бюджета РФ, их стало 13. Вполне возможно, что их было бы еще больше, если бы все предприятия российского ОПК представляли информацию о своих доходах.
Наиболее "продвинутым" из россиян оказался концерн "Алмаз-Антей", занявший 28-е место с 2 млрд. долл. дохода. В 2005 году он был 30-м с 1,567 млрд. долл. И в нынешнем году, и в прошлом он оказывается единственным из российских предприятий в числе первых 50 производителей ВВТ мира. Следующий представитель РФ - корпорация "Тактическое ракетное вооружение" занимает лишь 60-е место (0,675 млрд. долл.). Те, что привычно считаются у нас в стране лидерами экспорта - авиастроители "Сухой", "Иркут", МАПО "МИГ", выстроились в затылок в седьмом десятке. В сумме они заработали в 2006 году, если верить данным Defense News, 1,7 млрд. долл.
Среди крупных российских холдингов и объединений оказались три отдельных предприятия - "Северная верфь" (79-е место), "Адмиралтейские верфи" (98-е) и "Уралвагонзавод" (99-е). Заводам трудно тягаться с концернами, но, к примеру, "Адмиралтейские верфи" стоят сразу за японским гигантом "Комацу". Если учесть, что планируется увеличение ассигнований на строительство флота, то в будущем российские судостроители могут рассчитывать на более высокие места.
СТАЛЬ И СИЛИКОН
С тремя главными группами участников рейтинга все понятно - бюджетные ассигнования на закупку вооружений плюс экспортные доходы. При этом главной составляющей становятся внутренние закупки вооружений и военной техники.
Но как быть с Японией? Ее силы самообороны невелики и вооружены не слишком богато. В гонке вооружений она не участвует. Но девять ведущих корпораций ВПК Страны восходящего солнца заработали в 2006 году 7,2 млрд. долл. Чуть меньше, чем 13 российских. При этом никто никогда не слыхал об экспорте японских самолетов, танков, подводных лодок или зенитно-ракетных комплексов. Ответ известен всем: японцы производят наукоемкую высокотехнологичную продукцию, которая стоит дорого.
Это же можно сказать и о присутствующих в ТОП-100 фирмах из Финляндии, Сингапура, Норвегии, Германии, Израиля. Четыре участника рейтинга из крохотного Израиля, который практически не располагает никакими серьезными природными ресурсами, зато сюда приехало много бывший советских оборонщиков и ученых, заработали 5,26 млрд. долл. В среднем - 1,3 млрд. на фирму. А у россиян средний доход получается на уровне 0,577 млрд. долл. И не надо говорить, что Израиль постоянно воюет. Россия тоже уже больше 10 лет воюет на Северном Кавказе.
Это упрек нашей командно-административной системе. Вопрос даже не в уровне зарплаты. Это проще всего поправить. Проблема в том, чтобы создать условия, которые полностью позволяли бы раскрыться талантливому ученому и конструктору. А у нас сплошь и рядом НИИ и КБ обслуживают амбиции начальства. Теперь к этому еще добавилась "пилёжка" бюджетных денег.
Продажи "русского железа" пока еще держатся на высоком уровне. Но все чаще начинка этого "железа" - французская, израильская... Да и с самим "железом" не все ладно. По словам главы Федерального агентства по государственному оборонному заказу Сергея Маева, количество рекламаций на поставляемые в Вооруженные силы РФ и за рубеж вооружения составляет около 1,45 тыс. в год.
Рейтинг показывает, что наибольших успехов добиваются мощные интегрированные структуры с высоким уровнем ответственности за результаты своей деятельности. Как правило, они акционированы, что делает их более управляемыми и гибкими в условиях рынка. При этом среди лидеров мощные корпорации, имеющие сильные собственные исследовательские и конструкторские подразделения. Они участвуют в долгосрочных программах разработки, производства и, что не менее важно, в сопровождении всего жизненного цикла своей продукции с последующей утилизацией.
Российские холдинги опережают в рейтинге отдельные предприятия не только потому, что крупнее. Им легче обеспечить технологическое, организационное и финансовое единство всей производственной цепочки. Здесь меньше зависимость от кооперации и поставщиков, не заинтересованных в общем результате. И, естественно, им легче добиться государственной поддержки.
Увеличится ли через год-другой количество российских корпораций в рейтинге Defense News? Если принять во внимание создание двух госкорпораций - Объединенной авиастроительной и судостроительной, то, может, и уменьшиться. Но в этом случае должен вырасти совокупный доход всех российских участников. При этом было бы особо важно, чтобы возросли доходы от гражданской продукции. В наше время только технологии двойного назначения двигают производство, поскольку снижают затраты на НИОКР в стоимости каждой отдельно произведенной единицы продукции. А главное - делают ее конкурентоспособной на мировом рынке.
ТОП-100 для того и существует, чтобы мы видели свое место в общемировой экономике военного производства. Могли оценить свое отставание и темпы, с которыми догоняем ушедших вперед конкурентов. Рост доходов предприятий ВПК - это свидетельство нарастающей гонки вооружений. И в то же время он демонстрирует возможности промышленности отдельных государств, их силу и независимость. Россия в этом плане показывает, что постепенно возвращает себе статус сверхдержавы. Хотя это, конечно, не самоцель, а форма обеспечения безопасности.
http://nvo.ng.ru/wars/2007-07-27/1_opk.html