"Нельзя не обратить внимание на низкий уровень понимания среди политиков США и стран ЕС ряда технических и оперативно-тактических вопросов, связанных с американскими планами развертывания компонентов ПРО в Европе, имеющими в свою очередь большое политическое и военно-стратегическое значение", - заявил корреспонденту "Красной звезды" депутат Государственной Думы, бывший секретарь Совета безопасности России академик Андрей Кокошин. По его словам, ряд характеристик американских "противоракет" позволяет специалистам подозревать, что они сравнительно легко могут быть трансформированы в сугубо наступательное оружие - в баллистические ракеты средней (промежуточной) дальности, то есть в средства, которые запрещены советско-американским Договором о РСМД, заключенным двадцать лет назад.
Достаточно вспомнить, сказал Кокошин, что изначально новые ракеты-перехватчики для этой системы ПРО испытывались с применением ступеней межконтинентальных баллистических ракет "Минитмен", что напоминает историю с созданием знаменитой в свое время советской БРСД "Пионер" (СС-20). Некоторые эксперты считают, что при соблюдении определенных условий эти новые американские системы ПРО, трансформированные в наступательные средства, могут обладать характеристиками (особенно подлетным временем), сопоставимыми с БРСД "Першинг-2", которые запрещены советско-американским Договором о РСМД. "Так что этими действиями со стороны и США, и Польши закладывается мина под еще один режим - режим Договора о РСМД", - подчеркнул академик Кокошин.
Между тем США и Польша на уровне технических экспертов уже определили место для размещения американских ракет системы ПРО на польской территории и намерены вскоре обнародовать свое решение. Пока остаются нерешенными вопросы о размере базы и числе американских военнослужащих, которые должны ее обслуживать.
Напомним, что планы США предполагают размещение в Восточной Европе десяти шахтных пусковых установок противоракет - GBI (Ground Based Interceptors) на территории Польши - возможно, на берегу Балтийского моря, неподалеку от поселка Вицко-Морске, и РЛС системы ПРО в Чехии. Первая из десяти шахт может быть поставлена на боевое дежурство в Польше уже к 2011 году, а полномасштабное развертывание всех десяти установок должно быть завершено к 2013 году.
На территории самих США противоракеты уже размещены - в Калифорнии на базе Ванденберг (две пусковые установки трехступенчатых ракет ПРО) и на Аляске на базе Форт Грили (17 противоракет). Ракеты, разрабатываемые для 3-го позиционного района ПРО в Польше, являются аналогичным оружием, но будут меньшего размера - двухступенчатыми. Руководитель противоракетной обороны США генерал-лейтенант Генри Оберинг ранее заявлял, что вся система ПРО будет состоять из сорока противоракет на Аляске, четырех в Калифорнии и десяти в Европе.
Шахтные пусковые установки системы ПРО могут быть, по мнению военных экспертов, легко переоборудованы для размещения в них баллистических ракет, способных достигать самых отдаленных объектов на европейской части России. Возможности по созданию эффективного контроля за использованием шахтных установок со стороны России не просматриваются. Не будет такого контроля и у правительства Польши.
Противоракеты GBI, развернутые на территории США, представляют собой трехступенчатые твердотопливные ракеты массой 19,5 тонны и длиной 16,6 метра. Они предназначены для заатмосферного перехвата боеголовок межконтинентальных баллистических ракет на среднем участке траектории в космосе. Дальность стрельбы достигает 5 тысяч километров, досягаемость по высоте - 2 тысячи километров. Ракета доставляет в космическое пространство заатмосферный перехватчик EKV (Exoatmospheric Kill Vehicle), который не несет боезаряда и поражает боеголовку прямым столкновением на скорости до 15 км в секунду.
GBI пригодны только для поражения примитивных моноблочных баллистических ракет, которые могут быть созданы Ираном или Северной Кореей. По некоторым оценкам, для гарантированного поражения одной такой ракеты, не несущей ложных целей, потребуется до четырех противоракет.
В иностранной печати также сообщалось, что для поражения баллистических ракет противника на начальном участке полета американцы предполагают использовать только еще создаваемые мобильные комплексы малых противоракет с кинетическими перехватчиками KEI и авиационные лазеры ABL, установленные на самолетах "Боинг-747".
На средних участках траектории перехват баллистических ракет Ирана и КНДР должны осуществлять противоракеты корабельного базирования Standard SM-3, запускаемые с крейсеров и эсминцев. Для поражения боевых частей на конечном участке траектории полета будут задействованы пусковые установки перспективного комплекса ПРО театра военных действий THAAD.
Вся система ПРО, создаваемая под руководством корпорации "Боинг", именуется GMD (Ground-based Mid-course Defense).
В отдаленной перспективе американцы могут развернуть в космосе средства, способные воздействовать на межконтинентальные баллистические ракеты на всех участках их траектории. Именно они, как считают эксперты, могут представлять наиболее серьезную угрозу для стратегических ядерных сил России и Китая, существующих как потенциал стратегического сдерживания и ответного удара по агрессору.
http://www.redstar.ru/2007/07/24_07/1_04.html