О вопросах канонизации

Издревле необходимым основанием к канонизации являлась прославленность от Бога чудесами при жизни и после смерти

Священник Максим Максимов 
0
24.07.2007 135
Согласно Определению Священного Синода от 6 июля 1989 года "Инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих преосвященных архиереев". Правящий епархиальный архиерей при обращении к Святейшему Патриарху или в Синодальную комиссию по канонизации святых ответственен за все факты, приводимые как доказательство святости подвижника. Все чада Русской Православной Церкви также могут направлять в Комиссию запросы по вопросам канонизации святых.

Основными критериями канонизации подвижников веры в Русской Православной Церкви являются: праведное житие, Православие безукоризненное, народное почитание, чудеса и нетленные мощи.

Канонизация подвижника к лику местночтимых святых производится по благословению Святейшего Патриарха правящим архиереем. Решение о причислении подвижника к лику общецерковных святых принимается Архиерейским или Поместным Собором Русской Православной Церкви.

Все исторические данные жития святого должны быть подтверждены материалами архивов.

Житие должно ярко отобразить подвиг его, праведную жизнь, исполнение евангельского закона о любви к Богу и ближнему. При этом необходимо учитывать, что нравственная ценность подвига должна соответствовать Священному Писанию и Священному Преданию Церкви. Церковная деятельность подвижников должна быть глубоко осмыслена и изучена.

Правящий архиерей, либо сам, либо через уполномоченных лиц, не только собирает сведения о чудесах, но и проводит их освидетельствование, а также предоставляет в Комиссию документальные подтверждения чуда (медицинские документы, либо свидетельства очевидцев перед Крестом и Евангелием).

Многие чудеса и почитание подвижника связаны с местом его подвигов, а в особенности с местом его погребения. Мощи неканонизированных подвижников веры не могут выставляться для всенародного почитания в храмах. Мощи канонизированных святых обретаются только после благословения Святейшего Патриарха. Правящий архиерей образует специальную церковную комиссию, в состав которой должны быть включены специалисты в области антропологии и археологии. О результатах обретения мощей правящий архиерей докладывает Святейшему Патриарху.

Церковная жизнь сегодня имеет много утешительных явлений: возникают ранее упраздненные епархии, возрождаются обители и храмы. Но недопустимы попытки ускорить прославление подвижника в связи с юбилеем епархии, монастыря, исторического события. Здесь строгость позиции Комиссии в случае недостаточности оснований или по причине неполноты собранного материала неизменна.

Однако, увы, до сей поры не прекращаются попытки ускорить решение вопроса канонизации "своего подвижника" мирским путем: сбором подписей, направлением в Комиссию ультимативных требований, появлением публикаций в средствах массовой информации... Подобное в церковной жизни недопустимо. Наши благочестивые предки так не поступали.

А в наше время появилось множество апокрифической литературы о лжестарцах, лжестарицах, лжесвятых. Люди малоцерковные (а таких большинство), часто пребывающие в состоянии прелести и потому считающие себя на 100 % правыми, - не могут судить о святости.

Отдельно нуждаются в изучении вопросы литературного наследия подвижника, в частности соответствие его учения вероучению Церкви Христовой. Исключается канонизация отступников и еретиков. И отличить мнимое от истинного могут только люди духовные.

Перед епархиальной властью нередко ставится вопрос о некоторых древних подвижниках, почитание которых было прекращено в Синодальный период: следует ли заново проводить акт их канонизации? Если при изучении архивов найдены неоспоримые свидетельства, подтверждающие факт церковного почитания подвижника как канонизированного святого (например, упоминание их в старых Минеях, найденные древние иконописные изображения, древние литературные памятники, сказания, упоминание о них в летописях и другие данные), то повторной канонизации не производится, а по благословению Святейшего Патриарха может быть осуществлено возобновление церковного почитания подвижника в лике местночтимых святых. В остальных случаях, когда не удаётся найти документов и других доказательств о том, что канонизация состоялась в древности, вопрос о причислении к лику святых рассматривается после предоставления всех необходимых для канонизации материалов.

В том случае, если почитание местночтимого подвижника распространяется по всей России, правящий архиерей ходатайствует о причислении его к лику общецерковных святых. Он предоставляет Святейшему Патриарху материалы, подтверждающие факты почитания подвижника в других епархиях Русской Православной Церкви.

Включение в Месяцеслов имён святых, канонизированных другими Поместными Православными Церквями, происходит тоже по благословению Святейшего Патриарха.

Особо следует сказать о новомучениках и исповедниках Российских XX века.

При сборе материалов о жизни и подвиге их российским епархиальным Комиссиям по канонизации святых следует изучить местные архивы, хранящие документы по истории Церкви во время гонений. Немало информации о фактах антицерковной политики государства того времени сохранилось в периодической печати. Особое внимание следует уделить выявлению тех, кто не может быть прославлен даже при благочестии и мужестве в условиях следствия: это обновленцы и другие раскольники, отпавшие от единства с Церковью Христовой, секретные осведомители, лжесвидетели, отрёкшиеся от веры, сана, монашества. Следуя древней церковной традиции, прославляются в лике новомучеников и исповедников Российских лишь те, кто совершил подвиг мученичества и исповедничества непорочно, не оговорив ни себя, ни других в вымышленных преступлениях.

Именно поэтому они канонизируются Церковью, т. е. предлагаются всем верующим как совершенный образец веры, надежды и любви к Богу и ближним.

Для рассмотрения вопроса о канонизации пострадавшего за веру в годы гонений помимо жизнеописания предоставляются копии из материалов следственного дела: анкета арестованного, протоколы всех допросов, обвинительное заключение, приговор тройки и сведения о приведении приговора в исполнение. Если человек арестовывался несколько раз, то требуются копии из всех дел. Если человек получил длительный срок заключения, необходимо выяснить точную дату, место и причину смерти. В отношении исповедников, т. е. тех, кто вышел из заключения, требуется сбор сведений об их церковной жизни после заключения.

Для более подробного составления жития используют епархиальные архивы, изучают клировые ведомости, свидетельства родственников пострадавшего.

В случаях, если материалы вызывают сомнение или смущение, следует приложить свои объяснения того, почему епархиальная комиссия сочла возможным ставить вопрос о канонизации пострадавшего в лике новомученика и исповедника Российского. По всем частным аспектам в вопросах, касающихся прославления свидетелей веры XX века, следует обращаться в Синодальную комиссию по канонизации святых.

http://www.russdom.ru/2007/200707i/20070731.shtml

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Священник Максим Максимов
О вопросах канонизации
Издревле необходимым основанием к канонизации являлась прославленность от Бога чудесами при жизни и после смерти
24.07.2007
Все статьи Священник Максим Максимов
Последние комментарии
Что-то запредельное происходит в России
Новый комментарий от prot
23.09.2021 00:20
О маме
Новый комментарий от Калужанин
22.09.2021 23:13
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
22.09.2021 22:30
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Человек
22.09.2021 22:17
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от учитель
22.09.2021 20:19
«Маньяки стали "героями" нашего времени»
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 18:18