Министерство иностранных дел РФ разъяснило, что Россия приостанавливает действие ДОВСЕ до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют соглашение об адаптации этого договора (подписано в Стамбуле в 1999 году и призвано приспособить ДОВСЕ к изменяющимся геополитическим реалиям) и не начнут в полном объеме выполнять этот документ. А до тех пор Россия прекращает предоставление партнерам по договору информации, касающейся состояния наших Вооруженных Сил в Европе, не станет принимать у себя инспекции из стран НАТО и, самое главное, будет считать себя свободной от всяких ограничений на размещение вооруженных сил и вооружений на континенте.
Оснований для такого решительного шага у Президента РФ более чем достаточно. Чрезвычайная конференция по ДОВСЕ, проходившая месяц назад в Вене, закончилась полным провалом, политика расширения НАТО на восток набирает обороты, несмотря на все протесты российской стороны, а прорывные предложения Владимира Путина по стратегическому партнерству в организации системы противоракетной обороны игнорируются Западом.
Односторонние действия США и их сторонников по НАТО радикально меняют военно-политическую обстановку в Европе, и реакция на них Российской Федерации является вынужденной, носящей исключительно оборонительный характер.
Явное обострение международной напряженности наблюдается, конечно, не только в Европе, оно носит глобальный характер.
Напомню, что США еще в 2001 году приняли одностороннее решение о выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года, в основном по их вине так и не вступили в силу Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года, Договор СНВ-2 (1993 г.) и рамочный Договор СНВ-3
(1997 г.).
Соединенные Штаты явно тяготятся взятыми на себя ранее обязательствами по ограничению стратегических вооружений и при первой же возможности стремятся отказаться от них или обойти их, ссылаясь на появление новых стратегических угроз (как в случае с размещением американской ПРО в Чехии и Польше).
Амбиции американской политической элиты понятны: после крушения Организации Варшавского договора и СССР ситуация круто изменилась, появилась возможность формирования однополярного мира. США получили невиданную в истории свободу действий и не замедлили ей воспользоваться. Военная операция против Сербии, оккупация Ирака и Афганистана, наращивание военной мощи у границ Ирана недвусмысленно свидетельствуют о серьезности американских геополитических планов.
Не отстают от Соединенных Штатов и их союзники по НАТО. Неадекватно жесткая реакция Великобритании на отказ России выдать Андрея Лугового, подозреваемого британским правосудием в убийстве Александра Литвиненко, свидетельствует о готовности правящих кругов Великобритании к повсеместному сворачиванию российско-британских отношений. И это несмотря на публичное признание премьер-министра Великобритании в том, что экономические отношения между Россией и Англией сегодня развиты как никогда прежде!
Явно антироссийскую позицию занимает и ряд других государств - членов НАТО. Причем особое усердие проявляют новые члены альянса, в первую очередь Польша и государства Прибалтики. Впору вспомнить 20-30-е годы прошлого века, когда вокруг СССР усиленно создавался так называемый "санитарный кордон".
В ЭТОЙ ситуации перед нашим государством встает проблема исторического выбора: капитулировать перед впечатляющей экономической и военно-политической мощью мирового сюзерена (США) и возглавляемого им военно-политического блока или мобилизовать все национальные ресурсы для противодействия растущему внешнему давлению.
История нашего государства, образ мысли и традиции русского народа исключают вариант капитуляции. Хотя еще совсем недавно, в 1990-х годах, наше общество было настолько деморализовано социально-экономическим кризисом, чудовищным разгулом преступности и коррупции, безответственностью чиновников, что Россия оказалась на грани самораспада.
Тогда, во времена Ельцина, ни о какой самостоятельности во внутренней и внешней политике не могло быть и речи. Политическая элита России, казалось, полностью смирилась с ролью сателлита США и покорно следовала всем указаниям из Вашингтона.
После разрушительного десятилетия 1990-х трудно было предположить, что обескровленная "шоковой терапией", увязшая в бесконечной чеченской войне страна консолидируется вокруг малоизвестного тогда Владимира Путина и сумеет вырулить из смертельного пике. Восстановление вертикали власти, нейтрализация сепаратизма, преодоление экономического спада, появление первых национальных проектов и, наконец, начавшееся перевооружение армии - явные признаки выздоровления социального организма России.
И дело не в конкретных цифрах роста ВВП или заработной платы, не в том, сколько и каких самолетов и вертолетов поставлено в Вооруженные Силы. Команде Путина удалось в значительной мере добиться главного - нащупать методику выхода из кризиса, ключевым элементом которой стало возрождение государства.
Вместе с тем руководство России все отчетливее стало понимать, что прекращение "холодной войны", отказ от глобальной идеологической конфронтации и органичное включение России в мировой рынок вовсе не означают установление идиллии между Востоком и Западом.
Скорее даже наоборот, чем глубже интеграция России в мировое сообщество, тем ожесточеннее разворачивающаяся конкурентная борьба между российскими и иностранными предприятиями, корпорациями и холдингами за "место под солнцем".
ПЕРВЫЙ вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на Петербургском экономическом форуме, емко высказался по этому вопросу: "И еще одна тема, о которой сегодня речь шла в выступлениях, - вопрос о соотношении конкуренции между суверенными государствами и их взаимозависимости, соотношении протекционизма и взаимодействии между странами. Об этом говорил Президент Российской Федерации. И очевидно, что современные глобальные процессы характеризуются сегодня острой конкурентной борьбой, причем конкурируют уже не только корпорации, конкурируют и отдельные страны, конкурируют целые регионы. В рамках Евросоюза идет конкуренция. Идет конкуренция и во взаимоотношениях других центров.
И что здесь необходимо заметить: усиление конкуренции пока вызывает не создание новых, справедливых правил игры, на что, наверное, следовало бы ориентироваться, а рост протекционизма, причем как на товарных, так и на инвестиционных рынках. Поэтому крупные международные образования, крупные международные организации, по сути, втянуты в разборки, которые в конечном счете не способствуют решению накопившихся международных экономических проблем".
Защита суверенитета Российской Федерации, таким образом, является не данью какой-либо идеологии и не чьей-то политической прихотью. Не может быть речи и о том, что высшие руководители России сознательно провоцируют Запад на конфронтационные действия, добиваясь решения неких внутриполитических проблем. Слишком высока ставка в этой "игре" - само существование Российского государства в его нынешнем виде.
Ведь очевидно, что вытеснение России на периферию мировой экономики и политики, навязывание нашей стране неприемлемых экономических и политических решений грозят России новым системным кризисом, сопоставимым по своим разрушительным последствиям с катастрофой начала 1990-х годов.
Только твердое следование линии на восстановление полного и безусловного суверенитета России может дать нашему народу уверенность в завтрашнем дне.
Вместе с тем и политика изоляционизма, даже в модернизированном ее варианте, подобная той, что мы наблюдаем, например, в Белоруссии, не соответствует ни геополитическому статусу нашей страны, ни долгосрочным интересам развития. Закрытость в современном мире является синонимом научной, технологической, а значит, и военно-политической отсталости.
Наша историческая задача - пройти по тонкому лезвию, отделяющему безоглядную открытость от пагубного изоляционизма, сохранив при этом свое национальное достоинство и традиции великой мировой державы.
http://www.redstar.ru/2007/07/19_07/3_01.html