Почему молодежь уходит из Церкви?

0
207
Время на чтение 4 минуты
Проблема ухода верующей молодежи из Церкви является одной из самых серьезных и актуальных вопросов современной духовной жизни. И думается, что подходить к ее решению нужно глубоко, а поэтому придется начать немного издалека.

Итак, сначала - общий обзор ситуации.

В основании данной проблемы лежит не одна причина, а сложный комплекс переплетающихся и взаимодействующих факторов. Однако, среди множества можно видеть некий общий, доминирующий аспект. Мне этой общей проблемообразующей доминантой представляется, с одной стороны, - огромный урон, причиненный Церкви (в Ее человеческой составляющей, ибо Божественная остается неистребимой) жесточайшим безбожием в недавнем историческом прошлом; а с другой - все более ускоряющееся нарастание зла в мире.

Истребление в нашем отечестве духовно-нравственных и культурных ценностей христианства и утверждение сознательной атеистической идеологии привело несколько поколений людей, с одной стороны, родившихся и воспитанных в атеистической системе, - к оторванности от жизни по вере; с другой, сохранявших веру, - к весьма значительной утрате преемственности подлинного богословского ведения, чистого и живого аскетического опыта (молитва, послушание), грамотного пастырского руководства, и христианской культуры общения. В результате, у неверующих сформировано ложное, карикатурное представление о Церкви и жизненное неприятие веры; примерно у 50% верующих - где-то невежество, где-то фанатизм, где-то формализм, где-то обскурантизм, где-то замкнутость, грубость и бескультурие.

Наряду с таким духовным опустошением происходит все большее нарастание в жизни, в обществе, в мире гедонизма, конформизма, цинизма, агрессивности и эгоизма.

Такова картина современного состояния жизни как последствие всего вышеперечисленного. При таком положении вещей естественно, что алчущая и жаждущая Божественной правды молодежь рискует стать жертвой либо обмана (всякого рода сектантства), либо заблуждения (экстремизм), или разочарования (полная или частичная автономизация от Церкви).

Теперь конкретно о данной проблеме.

Во-первых, следует начать с самой важной, как мне кажется, составляющей духовного поиска молодого человека или девушки - с искренности, но только не в плане ее наличия или отсутствия, ибо ее наличие, безусловно, предполагается самим вопросом, а в плане ее объективного качества. Ведь искренность еще не означает истинности. Искренность как личностное явление в значительной степени определяется субъективными содержаниями и состояниями ума, чувства и воли человека. Молодая личность, как заложница выше проиллюстрированной духовно-исторической ситуации, сама не осознавая того, будет, так или иначе, преломлять духовные реалии через призму своего духовно-неопытного сознания. Отсюда возможны следующие виды деформации духовной жизни: романтизация или прагматизация, идеализация или рационализация, фанатизм, радикализация в требованиях (абсолютный консерватизм или абсолютная реформация). В этих случаях очевиднейшим образом возникает риск конфронтации личности с нормами веры и жизни в Церкви.

Поэтому и требуется сопоставление субъективных содержаний/состояний личности с объективно утвержденным, как проверенным и правильным, опытом веры.

Итак, это было "во-первых" - то, что является субъективным аспектом проблемы.

Во-вторых, не менее существенным является и объективный аспект. Имеется ввиду то реальное состояние Церкви (напомню, что именно в ее человеческой составляющей, а не в Божественной, которая не подвержена ущербности), в котором она оказалась в результате сильнейшей атеистической агрессии.

Пришедшая в Церковь, полная надежд и ожиданий молодежь, столкнувшись с, увы, возможными, в некоторой степени, формализмом, пассивностью, эпигонством, невежеством и самодурством, оказывается перед двумя видами риска.

Первый вид риска - это моментальное разочарование и отчуждение. Второй вид - это постепенное духовно-психологическое травмирование по причине следующего: безусловно веря в святость Церкви (что - правда) молодое, искреннее, но неопытное сознание пытается подавить усилием лишь теоретически ему известным "вкусом меда" церковной правды, практически ощущаемую им горечь "дегтя" человеческих изъянов церковной действительности. В конце концов, такое сознание может "стошнить" и позитивистски утвердиться в неприязни ко всему церковному.

Таковой видится мне логика возникновения данной проблемы.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что разнообразными причинами ухода молодежи из Церкви и барьерами к нормализации церковной жизни следует назвать с одной стороны - драматическое состояние субъекта молодой личности в современном мире (у кого-то инфантильность, у кого-то максимализм, поспешность суждений, у кого-то идеализация, романтизация и фантазерство, у кого-то излишняя эмоциональность, у кого-то безоглядочная впечатляемость, у кого-то произвол в интерпретации духовных истин, но, все это, не само по себе, а в общем духе эгоцентризма и невменяемости); с другой стороны - также драматизм объективно сложившегося духовно-исторического состояния человеческого аспекта Церкви (духовная и богословская безграмотность некоторых клириков, инертность и некоммуникабельность внутриприходской жизни некоторых общин и т.п.) в результате мировоззренческих и политических катастроф.

А теперь о самом главном - преодолении проблемы, обозначенной в вопросе. Как и всегда, это оказывается самым трудным. Гораздо легче анализировать со стороны и ставить диагноз, чем находить положительные механизмы внутреннего изменения личности и выписывать рецепты. Наверное, человек может помочь больше в постановке диагноза, чем в выписке рецепта. Последнее более лежит во власти Божией Премудрости и Силы, чем в возможностях человека, хотя и первое без Божия просвещения будет слепым и опасным.

Церковь есть единая богочеловеческая реальность, в которой и божественное, и человеческое нераздельно и неслитно. Поэтому способ преодоления нашей проблемы должен иметь нераздельно-неслитный богочеловеческий характер. Сам же этот богочеловеческий способ есть дар, сообщаемый Богом и воспринимаемый человеком. Поэтому методически верным представляется первоочередность трудолюбивой, терпеливой, смиренной и спокойной молитвы за себя и за переживаемого человека. Только при условии постоянной памяти о Творце и Спасителе нашем, в нас будет возрастать упование на Него. А упование будет делать плодотворными наши воздыхания о разрешении скорби. Наряду с этим следует искренне и трезво видеть свои грехи и совершенствовать свой опыт покаяния. Таким образом божественная благодать будет созидать в нас единство веры и дел. Живая вера, правильная молитва, покаяние и жертвенная работа над собой, терпение и умиротворенность будут благодатно просвещать, ориентировать, подсказывать, поддерживать и укреплять нас в соображениях, делах и начинаниях, чтобы мы с подлинной христианской любовью могли помогать алчущим и жаждущим правды, помогать ранимым и соблазненным, заблуждающимся и ожесточенным, немощным и поврежденным, сознательно или бессознательно "милости Божией и помощи требующим".

Об авторе: священник Вячеслав Лопатко, преподаватель Хабаровской духовной семинарии, заведующий церковно-исторической кафедрой, выпускник Московской духовной академии

http://pravostok.ru/ru/journal/theology/?id=363
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Вячеслав Лопатко
Принципиальное противопоставление внутреннего и внешнего аспектов духовной жизни недопустимо
Размышления о существенности для христианина внешней обрядности
24.05.2007
Все статьи Священник Вячеслав Лопатко
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07