Между тем, например, только в 15-м кавалерийском корпусе СС, по данным на 1944 год, служили более 4000 российских эмигрантов. Бывшие белогвардейцы или сыновья бежавших после Гражданской войны за пределы России людей составляли кадры так называемого "Русского отряда", действовавшего вместе с частями 9-й армии вермахта в районе Вязьма-Ржев-Зубцовка.
Русский охранный корпус, сформированный в сентябре 1941 года из эмигрантов, находившихся в Югославии, на протяжении всей войны сражался на ее территории с партизанами. Из 17 090 человек личного состава это соединение потеряло 11 506 солдат и офицеров.
Созданный в марте 1942 года добровольческий батальон из белоэмигрантов, в основном воспитанников русских кадетских корпусов, функционировавших Югославии, был в 1944 году развернут в особый полк СС "Варяг" (из трех батальонов). В конце войны он перешел под командование генерала Андрея Власова, а после капитуляции гитлеровской Германии с боем пробился к югославской границе, где был разоружен англичанами.
Кстати, уже незадолго до краха Третьего рейха, весной 1945 года, предоставили в распоряжение власовского командования себя около 2500 членов Объединения русских воинских союзов.
С началом агрессии нацистской Германии против СССР на оккупированной советской территории часть священнослужителей пошла на сотрудничество с командованием вермахта. Были воссозданы церковные округа и приходы. Главой Православной церкви стал экзарх Эстонии - митрополит Сергей (Воскресенский), проживавший в Риге. Он создал в августе 1941 года своим указом так называемую Русскую Православную миссию в освобожденных областях России (РПМ) с управлением в Пскове. Во многих областях открылись храмы, например, только в Ленинградской области вновь стали проводиться службы в 168 церквях, 2 католических костелах (до 1941 года там действовало всего 5 церквей).
Здесь уместно отметить, что всего в СССР к началу Великой Отечественной войны функционировало 4275 приходов, из них лишь около 500 в границах 1939 года, остальные находились в Западной Украине и Западной Белоруссии, присоединенных к Советскому Союзу в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа.
В захваченных германскими войсками республиках и областях СССР обязательный характер носили обряды крещения, регистрации браков в церкви. Их несоблюдение рассматривалось немецкими властями как посягательство на порядок. Среди верующих граждан на оккупированной территории были организованы сборы пожертвований на восстановление храмов.
По указанию германской администрации вся церковная политика была направлена на решение трех основных задач: развертывание пропаганды, имеющей своей целью представить немцев в роли защитников русского народа; оказание активного содействия оккупантам в проведении экономических и политических мероприятий; сбор сведений о политических настроениях населения, экономическом положении районов; борьба с советским подпольем и партизанским движением. Для решения этих задач с июня 1942 года выходил журнал "Православный христианин". В марте 1942 года управлением РПМ было выпущено воззвание по поводу отмены немцами колхозной системы и нового порядка землепользования, а в дальнейшем рассылались циркуляры с разъяснениями позиций германских властей.
РПМ поддерживала тесный контакт с "Русским комитетом" генерал-лейтенанта Андрея Власова, ими совместно готовились листовки, содержащие призывы к вступлению в ряды Русской освободительной армии.
Именно "религиозный ренессанс" в период немецкой оккупации оказал серьезное влияние на советское руководство, которое пошло в 1943 году на частичное восстановление религиозной жизни на всей территории СССР. Сталин под давлением военной обстановки и влияния "ренессанса" церковной жизни на оккупированной немцами территории вынужден был пойти на уступки народу. Война, к ужасу правящей элиты СССР, выявила явную религиозность значительной части населения Советского Союза, в том числе и среди мобилизованных в армию. Это заставило лидеров ВКП(б) искать в войне с немцами союзника внутри страны в лице Церкви.
Сотрудничество с германскими оккупационными властями в годы Второй мировой войны было наиболее масштабным явлением в двух странах: Франции и России. Причины этого феномена исследованы еще далеко не полностью и всесторонне, но если около 10% населения поддержало захватчиков, видимо, нельзя оставлять данную сложную тему без внимания.
http://nvo.ng.ru/history/2007-06-22/5_aliancers.html