Пересветовцы

Дмитрий Захаркин 
0
23.05.2007 108
Еще каких-то 15-20 лет назад нельзя было себе представить, как выглядит и работает православный военно-патриотический центр. Сегодня с возрождением в нашей стране веры и стремления к внутреннему обновлению на общественных началах то и дело возникают организации, пропагандирующие русскую культуру. Среди них детский центр образования "Пересвет", расположенный в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он выделяется не только своей особенной духовной атмосферой, но и глубоким желанием помочь детям подготовиться к взрослой жизни и преодолеть подростковые трудности.

Старая башня


Свою историю детский центр образования "Пересвет" ведет с 1995 года. Именно в том году жителю Сергиева Посада Виктору Афонченко пришла мысль чем-то занять ребятишек из соседних домов, организовать для них подростковый клуб под названием "Маугли". Сам Виктор Афонченко служил в воздушно-десантных войсках, был членом сборной команды по парашютному спорту, работал водолазом-глубоководником, ездил змееловом в экспедиции. Ему было чем поделиться со своими воспитанниками. Но, как всегда, возникли преграды, основной из которых стало финансирование. Это и привело десантника к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Виктор Афонченко не ошибся, выбрав Лавру в покровители ребят из "Маугли". После того как клуб перебазировался под своды монастыря, отряд поменял свое название на имя святого монаха-воина Александра Пересвета. Сохраняя давние традиции, преподаватели детского центра, среди которых есть и священники, когда-то так же отважно защищали свою Родину, как известный монах Троицкой обители, павший в честном поединке с татарским богатырем Челубеем на Куликовом поле. Наверное, именно в традициях и стоит искать неиссякаемую силу этих людей, беззаветно отдающих детям свой жизненный, духовный и военный опыт.
- Наша основная задача - отвлечь детей от влияния улицы, - рассказывает сегодняшний директор детского центра образования "Пересвет" протоиерей Дмитрий Болтрукевич. - Хотя обязательные занятия проходят только по воскресеньям, нам удается собрать очень многих увлеченных людей и в другие дни.
Когда центр формировался, своего помещения у воспитанников не было. Лишь спустя какое-то время они смогли разместиться в башне монастыря. Ее историческое название Погребная, однако отец Дмитрий выражает надежду, что со временем башня получит название Пересветовская.
Главный день обучения в "Пересвете" - воскресенье. С утра все воспитанники посещают божественную литургию в храме Вознесения. Как показала практика, это одно из самых сложных испытаний для ребят, особенно младшего возраста. После литургии воспитанники организованно идут в башню на занятия. Учебный день в центре начинается с гуманитарных уроков, включающих в себя изучение основ православной веры, истории Отечества и уроков мужества.
- Раньше мы преподавали историю только в хрониках. Ученики, бывало, скучали на занятиях. Тогда пошли другим путем. Теперь открываем светский и церковный календари и смотрим ближайшую к занятию памятную дату. Если приближается юбилей Сталинградской битвы, значит, о ней и пойдет речь, если память Казанской иконы Божьей матери, тогда мы рассказываем про нее на уроке закона Божьего, а на истории - о Смутном времени и изгнании поляков из России, - рассказал о подходах к обучению истории отец Дмитрий.
Например, в апреле о Дне космонавтики пересветовцам рассказывал полковник в отставке Георгий Петрович Корнеев. Он был командиром подразделения, участвовавшего в поисковых работах на месте гибели Гагарина. У 90-летнего участника тех событий даже сохранилась часть головного телефона первого космонавта мира.
Методику обучения в центре разрабатывают сами, и она постоянно совершенствуется. Например, раньше в один и тот же взвод входили мальчишки и девчонки разных возрастов. Считалось, что старшие должны помогать младшим, а те в свою очередь тянуться к старшим. Но в итоге "Пересвет" пришел к выводу, что и стиль обучения, и уровень нагрузок для ребят должны быть разными, поэтому сейчас в центре четыре взвода. В первом обучаются мальчишки до 14 лет, во втором - парни постарше, а третий взвод - девичий. В четвертый взвод, учебный, входят те, кто пришел в "Пересвет" в середине года.

Придется полы драить


В "Пересвете" все приближено к армии. Здесь изучают строевые приемы, дежурные стоят у тумбочки, приходится даже полы драить. Изучение уставов, дисциплинарного и внутренней службы, специально адаптированных для подростков, является важным предметом.
- Что в армии труднее всего? Это дисциплина и самообслуживание: ботинки чистить, подворотнички освежать, нормально себя чувствовать в мужском коллективе. Вот эта "бытовуха" многих и ломает. А здесь они всему заранее научатся и в армию придут подготовленными. Приходят же к нам ребята разобщенными, индивидуалистами, а здесь обретают ощущение единого организма, команды, - считает отец Дмитрий.
Многие из воспитанников "Пересвета" уже выслужили положенное в армии или проходят службу сейчас. За время существования у центра завязались тесные отношения со штабом Воздушно-десантных войск. Служат пересветовцы и в Пограничных войсках, а совсем недавно клуб наладил отношения со спецназом Внутренних войск. Традиция не "косить" от армии - одна из основных в "Пересвете". Ее очень поддерживает настоящий десантник, прошедший "горячие точки", священник Николай Кравченко. Отец Николай выступает перед ребятами, когда находится свободная минутка от церковной службы. И эти занятия - одни из самых любимых у подрастающих воинов.
А когда-то Николай Кравченко лежал и под палящим афганским солнцем, и в "пластилиновой" грязи Чечни. В Свято-Троицкую Сергиеву Лавру его привел случай:
- В Чечне я однажды повстречался со своим старым другом по Афганистану снайпером Сергеем. Он был необыкновенным человеком. Сергей не успокаивался, пока все не станет на свои места, был беспощаден к самому себе. Во время одной из операций он погиб, я об этом знал. И вот как-то мне пришло видение, в котором Сергей, живой, говорит мне, что через три дня будет операция, в ходе которой я погибну, и что спасти меня может только молитва. Через три дня и правда у нас был ночной выход в район Терского хребта. Я ощущал близкую смерть, но, как военный, не мог не выполнить приказ. И тогда начал молиться. Действительно, БТР, на котором я ехал, подорвался, но я остался жив. И тогда, собственно, определилась вся моя последующая жизнь, судьба.

Мини-краповик


В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в воскресенье можно часто встретить людей в армейском камуфляже. Это либо ученики, либо преподаватели "Пересвета".
- Понятно, что дети хотят выглядеть красиво, но нам приходится все время их осаживать, говорить, что мы не подразделение Министерства обороны РФ, а значит, не имеем права использовать символику Вооруженных Сил. Вот пойдут они в армию, тогда и будут носить голубые береты.
Однако возможность носить вместо обычной кепки другой головной убор у пересветовцев имеется. Это берет, который ребята получают, доказав преподавателям свою духовную и моральную стойкость. Происходит это раз в год, летом, когда весь центр выезжает на трехнедельные учебно-лагерные сборы. Чтобы стать обладателем берета, надо преодолеть полосу препятствий, затем вступить в рукопашный бой по очереди с двумя инструкторами и своим сверстником. Бой длится 3 минуты. Право на ношение берета доказывается три года подряд.
Если берет - отличительный знак лучших курсантов центра, то надпись "Пересвет" на груди и нашивка с двуглавым орлом на груди - убедительные доказательства рвения в познании православных дисциплин и в умении одолеть противника в спарринге.
Кроме рукопашного боя, тренеры "Пересвета" обучают ребят самбо и боксу. В спортзале клуба на почетном месте за стеклом среди наград и кубков лежит боксерская перчатка, подписанная легендой русского бокса Игорем Высоцким, спортсменом, который единственный в мире дважды смог выиграть у трехкратного олимпийского чемпиона кубинского тяжеловеса Теофило Стивенсона. Кстати, рядом с этой перчаткой лежит другая, подписанная самим Стивенсоном.
Каждый год под сводами Лавры собираются православные патриотические клубы, проводящие обучение по разным видам борьбы, для участия в турнире имени Виктора Афонченко. Как-то отец Дмитрий увидел в новостях репортаж о православном центре в Курской области, где священник обучает своих подопечных навыкам дзюдо. Руководитель "Пересвета" незамедлительно отыскал телефон отца-дзюдоиста и пригласил его в Лавру на турнир по рукопашному бою. Дебют оказался удачным.
Главное в турнире не победа и даже не соревнования, а возможность делиться навыками и опытом работы с подростками. Приезжают, например, дети из российской глубинки.
- На родине на них смотрели как на чудаков, пальцем показывали, а здесь они видят таких "чудаков" целых две сотни и понимают, что они не одни, - делится мнением отец Дмитрий.
В центре проходят и огневую подготовку. Собирать-разбирать автомат учат "с пеленок". После обучения в классах ребята выезжают в парашютно-десантный полк, где один из преподавателей центра, иеромонах Сампсон, служит настоятелем полкового храма. Там же изучаются азы парашютного дела.

"Я не девушка, а боевая единица"


Девичий взвод "Пересвета" - один из самых дисциплинированных. Строевая подготовка, например, лучше всех получается именно у девчат. У них есть и своя шутливая речевка: "Третий взвод - краса и гордость "Пересвета" и страны. Шить, готовить, бить по морде - так умеем только мы". Боевые девчонки действительно учатся в Лавре не только защищать себя от нападения, но и шить. Поначалу "камуфлированные" девчата отказывались от работы с иголкой и ниткой. Этот "бабий бунт" отец Дмитрий очень легко подавил, заметив рукодельницам, что юбки из ткани защитного цвета им придется шить самим и обидно, что они этого не умеют. Потихоньку все представительницы слабого пола взялись за шитье - очень уж хотелось достойно выглядеть в строю.
Единственное, к чему в клубе не подпускают боевых подруг, так это к тяжелой атлетике и боксу. Рукопашный же бой преподают девичьему составу "Пересвета" только в качестве самообороны и не больше, хотя третий взвод всеми руками за усиление нагрузок и преодоление мнения, что они слабый пол. Одна из причин, почему отец Дмитрий не идет у них на поводу, - это то, что "нормальный мужчина не пустит на войне впереди себя женщину с автоматом". А так частенько от боевых подруг пересветовцы слышат: "Я не девушка, а боевая единица".
Отец Дмитрий очень гордится своими ребятами, в них он видит продолжение своего дела, ведь некоторые после обучения становятся младшими инструкторами и на себе испытывают сложности преподавательской работы. Здесь все как у военных: и армейская дисциплина, и командир отделения, и форма со своими знаками отличия. Но больше всего поражает организованность детского центра образования "Пересвет", его желание постоянно развиваться. В этом главный залог успеха, а вера в светлые идеалы и устремления помогает ребятам найти свое место в этой подчас непредсказуемой жизни.

http://www.redstar.ru/2007/05/23_05/2_02.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Дмитрий Захаркин
Все статьи Дмитрий Захаркин
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Человек
22.09.2021 22:17
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
22.09.2021 21:04
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от учитель
22.09.2021 20:19
Что-то запредельное происходит в России
Новый комментарий от Константин В.
22.09.2021 19:32
«Маньяки стали "героями" нашего времени»
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 18:18
Выход из тупика
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 17:29