Пусть "Иисус из Назарета" и не энциклика, но соблазн считать изложенное в ней учение "общеобязательным" для всех католиков существует. Сам Бенедикт XVI, отрицая догматический характер книги, заявляет, что в ней он выступает не как глава Церкви, а как ученый, богослов, исследователь Священного Писания. "Эта книга, - пишет Папа в предисловии, - абсолютно не предназначена для того, чтобы кого-то учить. Она исключительно выражение моих сугубо личных исследований об образе Господа". Тем самым "непогрешимость" Понтифика, выступающего "ex cathedra", которую закрепил за Римскими Папами I Ватиканский Собор, на "Иисуса из Назарета" не распространяется. Но соблазн все равно остается, ведь на обложке книги прямо указывается, что ее автор - Папа Римский.
Через всю книгу красной нитью проходят два мотива: исследовательский и моральный. Папа ставит под сомнение ту теорию, которая развивалась в течение последних двух с лишним веков в светской науке о Священном Писании. Светские ученые подчеркивали и продолжают подчеркивать, что Евангелия и другие тексты Нового Зачета на самом деле рассказывают не историю Иисуса, а то, как его жизнь и учение воспринимались людьми из их окружения. Иными словами, для исследователей этого направления существуют Иисус как исторический персонаж и "Христос" веры. И историческая фигура Иисуса необязательно идентична фигуре Христа, которая живет в сердцах верующих. Для Бенедикта XVI такое удвоение недопустимо. Фигура Иисуса Христа едина, между ее "исторической" и "вероисповедной" версиями нет разницы.
Бенедикт XVI также останавливается на том, каким образом евангельское учение, и в особенности некоторые притчи, может быть актуальным для современного человека. Иными словами, насколько человек XXI века может жить согласно моральным заветам, зафиксированным две тысячи лет тому назад, когда условия жизни и характер отношений между людьми были совсем иными. Папа показывает, что это возможно. На примере притчи о добром самарянине он задается вопросом о том, кем может быть "ближний" для христианина.
Добрый самарянин, не принадлежавший к еврейскому народу, помог человеку, ограбленному разбойниками, а левит и священник прошли мимо. Бенедикт XVI отмечает, что в ветхозаветное время "ближним" считался сородич, соотечественник, член собственной общины. Христиане же должны мыслить иначе: "ближний" - это всякий страждущий, независимо от того к какой нации, племени, религиозной общине он принадлежит. Таким образом, "ближним" может быть и человек очень "дальний", например люди, страдающие от голода, преследования, бедности, болезней в далекой Африке. Но современный человек, подчеркивает Бенедикт XVI, часто не замечает эту несправедливость, будучи "отчужденным".
Тут Папа прямо ссылается на Карла Маркса, который "драматично описал отчуждение человека", хотя и не постиг всей глубины этого процесса, потому что "рассуждал только в материальной сфере". Тем не менее, продолжает Папа, Маркс нарисовал "яркий образ человека, ставшего жертвой разбойников". Современные разбойники - это равнодушие, отход от Бога, отчуждение людей друг от друга. Все это, если немного упрощенно резюмировать мысль Бенедикта XVI, может быть преодолено благодаря новому "открытию" Иисуса Христа современным человеком.
http://religion.ng.ru/events/2007-04-18/3_benedict.html