Есть довольно известное учение пушкиниста Валентина Непомнящего о рождественском и пасхальном архетипах. Суть концепции филолога сводится к тому, что западная цивилизация потребления наиболее органично усвоила Рождество (день, когда Господь приходит к людям), а русскому человеку ближе Пасха (ради которой нужно изрядно попоститься да потрудиться, то есть, вверить себя Богу). До революции в аристократических домах даже было принято причащаться раз в год - Великим Постом, отдавая тем самым Христу номинальную дань и мизерную жертву. Это не спасло народ от Господнего гнева. Чего же ждать нам, многогрешным, умудрившимся превратить День Светлого Христова Воскресения (и подготовку к самому празднику) в апофеоз потребительских инстинктов.
В прошлом году особенно остро стояла тема о правдивости вывесок "Продукция освящена" в супермаркетах в отделах с куличами и пасхами. Невоцерковлённые покупатели принимали на веру данное сообщение, а некоторые деятели Православия скептически обвиняли менеджеров магазинов в заведомой лжи. "Не следует покупать в магазинах куличи, пасхи и яйца, на которых уже указано, что они уже "освящены Церковью", - пугает категоричным тезисом Издание Владивостокско-Приморской епархии "Как встретить и провести Святую Пасху". - Это - коммерческая уловка, лукавый способ отвратить человека от Храма, молитвы, личного участия в богослужении и получении благословения. Такие продукты, конечно же, не принесут пользы ни для души, ни для тела".
В этом году проблема была частично разрешена: в Великую Пятницу в некоторые магазины приходил священник и освящал куличи принародно. Они поступали здесь как классические миссионеры, сами идущие к людям, не просвещённым светом Христовой Истины. Однако есть и другая сторона медали: удовольствовавшись молебном в "храме Меркурия", кто-то лишний раз не придёт в храм в Великую субботу, не принесёт кропить святой водой продукты для разговения. Соответственно его представления, об этом торжественном действе так и останутся на уровне печально известного кощунственного рассказа Зощенко о том, как "вы мне куличи все посроняете".
Российский обыватель пребывает под огромным воздействием западной традиции празднования Пасхи. Светская продукция, приуроченная к торжеству, в числе доминирующих мотивов предлагает нам ушлых кроликов и изнеженных цыплят. Даже протестанты начинают понимать кокетливую двусмысленность такой эмблематики. Недавно много шума наделал некий пастор, предложивший запретить продажу открыток с цыплятами, упирающими на сентиментальность, тогда как страдания Христовы не имеют ничего общего со слезами вежливой жалости.
У нас с лихвой песен о Рождестве, но совсем нет пасхальных гимнов. Я с трудом наскрёб для Интернет-опроса "С какой песней у вас ассоциируется Светлый Праздник Пасхи?" 4 композиции: тоскливую "Пасху" Юрия Шевчука, одноимённый бытовушный стих "Гражданской Обороны", стёб "Сектора Газа" над профанным "отмечанием" Пасхи на кладбище и бесполезное гребенщиковское кружево "На её стороне". Тем не менее, 70% опрошенных всё равно предпочли неутешительную опцию "Нет Такой Песни".
Зато люди чрезмерно привязаны к внешним атрибутам пасхалии. Священники обычно с содроганием ожидают окончания литургии Вербного Воскресения, когда толпы страждущих будут отчаянно ломиться в храм с кличем "освятите вербочку". Это - чисто языческий подход, при котором священные ветви воспринимаются как тривиальный оберёг от "злых духов", а сам человек остаётся, вроде как, и не при делах. К тому же процветает и элементарная безграмотность: ведь, по-хорошему, вербу надобно кропить святой водой не в воскресенье утром, а накануне - во время вечерни Лазаревой субботы.
Почему так происходит? Ответ дал настоятель Храма Иоанна Богослова подмосковного села Красное отец Игорь в ходе проповеди, произнесённой как раз на эту Лазареву субботу. В районной газете соседнего города Троицка батюшке попался свадебный прейскурант. "Щедрые" составители напротив графы "Заказать ресторан" поставили 5000 долларов, а платье невесты предложили выкупить за 3000. В смете нашлось место и расходам на венчание, которые должны ограничиться суммой в 150 долларов. Таким образом, с горечью заметил отец Игорь, храм и его таинства в который раз свелись к одной из отраслей разветвлённой сферы услуг. Человек не приходит к Богу, чтобы поставить Ему свечку как выражение своей любви, а норовит выторговать за минимальное количество пожертвованных денег какие-нибудь блага для себя. Если же материальное положение просящего после этого не улучшается, он разочарованно машет рукой и перестаёт посещать храм вообще.
Но милосердный Господь всё равно каждому щедро дарует Пасхальную радость хотя бы на мгновение, хотя бы мимолётно. Свою порцию на праздничного света получит и едва стоящий на ногах мужчина, каждые две минуты вскрикивающий: "Вот это хор, итальянская опера отдыхает!!!", и прокуренная дама "под шафе", непрерывно поправляющая платок, который предательски сползает с головы. Обязательно найдётся пламенный священник, который заденет их огрубевшие сердца безудержным возгласом "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!".
http://www.pravaya.ru/column/11872