Экзотика и причуда
Широкое развитие благотворительности - отличительная черта современных развитых стран, призванная "уравновешивать" жесткость рыночных отношений, всеобщей гонки за прибылью. На Западе она имеет масштабы "благотворительной индустрии" - целые сферы культуры, образования, "социалки" существуют только или почти только на пожертвования граждан и корпораций. Законы поощряют благотворительность, существенно снижая налоги. В России с ее "диким рынком" - это экзотический вид деятельности, существующий на периферии общественного сознания.Как показал опрос ВЦИОМа, около 50% россиян не участвуют в благотворительной деятельности. (Среди наиболее состоятельной части общества 41% опрошенных никогда не участвовал ни в каких благотворительных акциях, среди наиболее бедных - 59%.)
Большинство "благотворителей" ограничивалось тем, что подавали милостыню нищим (36% опрошенных), передавали старые вещи и игрушки в детдома, дома престарелых, больницы. Подобной "мелкой благотворительностью" значительно чаще занимаются женщины, она более характерна для людей от 35 до 55 лет.
Деньги на счета благотворительных организаций и фондов хотя бы раз в жизни вносили лишь 4% опрошенных россиян, столько же - перечисляли деньги непосредственно на счета людей, нуждающихся в неотложной помощи (на лечение, операцию), еще 4% участвовали в благотворительных концертах и выставках и, наконец, 3% были волонтерами - бесплатно работали в больницах, детских домах, на восстановлении памятников культуры. Таким образом, лишь от 3 до 5% россиян занимались собственно благотворительностью - в том смысле, в каком она понимается в современном мире.
100-рублевая "благотворительность"
Те, кто за последние 4-5 лет участвовали в благотворительных акциях, делали это, как правило, не часто: 57% - несколько раз, 14% вспомнили лишь единственный случай. При этом 86% имеет в виду денежные пожертвования. Только 2% давали сумму денег, превышающую 5000 рублей, 3% - выше 1000 рублей, 5% - выше 500 рублей, 23% - выше 100 рублей. Почти половина "благотворителей" ограничилась купюрой до 100 рублей (что и благотворительностью-то назвать сложно). Относительно состоятельная часть россиян щедрее, но не намного: в этой не испытывающей большого материального стеснения части общества 33% ограничились суммой меньше 100 рублей (среди наименее богатого слоя общества - 47%).При том, что россияне явно не расщедрились, чувство удовлетворения от "содеянного" они испытали большое: 73% в целом положительно оценили результаты своих действий и лишь 4% - в целом отрицательно.
Черствость или плохая организация?
Что касается той половины россиян, которые за последние годы ни единого раза не проявили милосердие, 60% из них ссылаются на то, что у них и членов их семей слишком много собственных проблем, и они просто не имеют возможности кому-либо еще помогать материально. 16% не верят, что их помощь действительно дойдет до адресата. 17% вообще не видят своего морального долга в том, чтобы помогать нуждающимся: по их мнению, помогать людям, оказавшимся в тяжелом положении, - дело государства и специальных органов, а не частных лиц. 6% придерживаются еще более философского оправдания собственной бездеятельности: в современном мире каждый должен решать свои проблемы сам и не рассчитывать на чью-либо помощь.Впрочем, и пользовались благотворительной помощью немногие россияне. Лишь 5% опрошенных - более одного раза, 7% - единожды, а 85% не пользовались совсем. Несколько чаще других - пенсионеры, работники массовых гуманитарных профессий (учителя, врачи), но в подавляющем большинстве - тоже разово.
В чем же причина фактической пробуксовки благотворительности в современной России?
34% опрошенных выразили безусловную готовность принять участие в благотворительной деятельности в случае, если будет понятно, "на что давать". 21% - готовы с определенными оговорками - в случае поддержки государства. Треть опрошенных россиян - 31% - выразили свою неготовность к участию в благотворительности (из них 9% - в безусловной форме и 22% - в менее категорической). Таким образом, данные опроса скорее свидетельствуют в пользу того, что благотворительность в России развивается медленно не по причине человеческой черствости и жадности, а из-за непродуманной организации и отсутствия эффективных законов, поощряющих благотворительность и меценатство.
Леонтий Бызов, руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМа
http://www.izvestia.ru/comment/article3103076/