Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 1

0
263
Время на чтение 7 минут
Монастырь Святого Креста расположен в красивой зеленой долине в западной части Иерусалима. Его древние, пожелтевшие от времени высокие стены, тянущиеся из-за стен к небу два огромных кипариса привлекали внимание каждого, кто приезжал в Святой город. Но монастырские окна всегда оставались закрытыми, а его единственные ворота никогда не впускали посетителей.

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
Монастырь Святого Креста в Иерусалиме
Снаружи монастырь выглядит как старинный средневековый замок. Массивные стены, возвышающийся купол монастырского собора, колокольня с мраморными часами так не похожи на расположенные поблизости современные городские дома. Художники не раз изображали монастырь на своих полотнах, архитекторы изумлялись гармонии его линий, обычные люди смотрели на него с любопытством. Монастырь выглядел таким неприступным.

Сведения о его истории весьма скупы. Впрочем, в трудах по истории греческого и грузинского монашества о монастыре писалось, ибо прежде всего с Грецией и Грузией связана история основания и процветания этого монастыря.

В 1985 году патриархом Иерусалимским Диодором были официально открыты ворота монастыря для всех, так что теперь можно подивиться архитектурному разнообразию построек, прежде скрытых массивными монастырскими стенами, и многоцветным мозаичным полам и фрескам древней церкви. Впечатления таковы, что не оставляют равнодушным никого.

Предания об основании монастыря

Монастырь Святого Креста и то место, на котором была построена монастырская церковь, упоминаются во многих преданиях и легендах. Они восходят преимущественно к Средним векам - эпохе расцвета монастыря, но некоторые из них намного древнее. По одному из таких преданий основание монастыря относится ко времени византийского императора Константина Великого и матери его Елены, то есть к IV веку н. э.

Другая легенда, вероятно XVIII столетия, датирует основание монастыря V веком. И связывает это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, предприняв паломничество в Святую Землю, решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю.

Третье предание относит строительство монастыря ко времени правления императора Ираклия (610-641). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий, прежде чем войти в Святой град, стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в силу того, что там выросло Крестное древо - то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и повелел на выбранном месте построить монастырь.

Данные современной исторической науки не могут подтвердить достоверность преданий, связанных с основанием монастыря Святого Креста, хотя в преданиях и говорится о реальных событиях и лицах, сыгравших важную роль в истории Святой Земли и в особенности города Иерусалима византийского периода.

Святая Елена, мать императора Константина Великого, действительно посещала Иерусалим и наблюдала строительство Церкви Воскресения во Святом граде и Елеонской базилики на горе Олив (Елеонской горе). Однако нет никаких исторических доказательств связи ее имени с возведением других сооружений в Иерусалиме, в том числе и монастыря Святого Креста. А в более позднее время каждое почитаемое христианами место на Святой Земле связывали с именем святой Елены.

Присутствие иберийских монахов и паломников, в особенности царского рода, в Палестине в IV-V веках является историческим фактом, но не было найдено современных той эпохе доказательств существования партикулярного иберийского монастыря, посвященного Святому Кресту, находящегося в окрестностях Иерусалима.

Исторически не подтверждается и тот факт, что иберийские цари Татиан и Мириан посещали Святую Землю. Кроме того, даже существование у иберийских правителей в V веке имени Татиан сомнительно. В противоположность им, имена византийских императоров Юстиниана и Ираклия тесно связаны с историей христианских святынь и с основанием церквей и монастырей на Святой Земле. Так что упоминание их имен в приведенных выше преданиях исторически обосновано.

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

Легенда, относящаяся к святости земли, на которой стоит монастырская церковь, не менее интересна. По легенде, церковь была построена на месте, где выросло древо Креста. До XV века паломники могли видеть позади алтаря монастырской церкви и то место, где это дерево росло, и часть его ствола. Сегодня это место находится внутри капеллы, пристроенной с северо-восточной стороны храма.

О преданиях, связанных с древом Креста и монастырем, говорится в церковных источниках, в путевых заметках паломников и описаниях Святой Земли начиная с XII века. Тем не менее известно, что первоначальная, самая ранняя легенда относится к годам византийского владычества (IV-VII века). Впоследствии древнее предание записывалось с новыми добавлениями, пока в XVII веке не приобрело окончательной формы, имеющей хождение в наше время.

Согласно этому повествованию, история древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама, которому Бог Сам явился в Мамвре в виде трех ангелов (см.: Быт., гл. 18). Тогда ангелы, следовавшие в Содом, оставили три своих посоха Аврааму. После истребления Содома и грехопадения Лота и его дочерей (см.: Быт., гл. 19), Лот, встретив Авраама, исповедовал ему свой грех, сказав, что будет искупать свое преступление. Авраам дал Лоту три посоха ангелов, велел ему посадить их в окрестностях Иерусалима и поливать водой из реки Иордан. Если посохи прорастут, грех Лотов против неба и Бога будет прощен. Лот исполнил все, что велел ему Авраам. Он посадил посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, носил воду из реки Иордан, боролся с сатаной, искушающим его в помыслах, поливал посохи. И они пустили побеги и выросли в триединое дерево - пинию-кипарис-кедр.

Далее предание повествует о том, что это необыкновенное дерево упало во время царствования царя Соломона и постройки храма, но для строительства иудейского храма не пригодилось. Балки, сделанные из него, оказались не впору и были выброшены как проклятые и бесполезные. Позже из этих балок и был сооружен Крест Христов.

Другое древнее предание связывает монастырь Святого Креста с сосудами иудейского храма в Иерусалиме. Согласно ему, Велисарий, военачальник византийского императора Юстиниана, захвативший в 536 году Рим, вывез оттуда сосуды, хранившиеся как военная добыча римлян, разрушивших Иерусалимский храм. Их поместили в огромной, построенной Юстинианом в Иерусалиме церкви, посвященной Богородице, которая известна как "Новая церковь". Во время персидского нашествия 614 года сосуды спрятали в монастыре Святого Креста. В 796 году арабы-мусульмане напали на монастырь и убили всех монахов, так что место, где сокрыты сосуды, остается неизвестным до сих пор.

История монастыря в V-X веках

Сегодня не приходится сомневаться в том, что монастырь Святого Креста был основан в византийский период истории Иерусалима. Соединение сведений из рукописных источников с археологическими находками позволяет с большой точностью определить начало монастырской истории.

Так, монастырь упоминается наряду с другими обителями, расположенными в окрестностях Иерусалима, в одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной Церкви, содержащей сведения о положении этой Церкви в VI-VII веках.

А недавно археологи обнаружили новые доказательства. С 1969 по 1973 год Иерусалимская Патриархия провела крупномасштабные работы по реставрации монастырских сооружений. Программа работ включала в том числе и консервацию мозаичных полов в монастырской церкви (Кафоликоне): мозаики были целиком удалены со своего основания, смонтированы на новую твердую основу и после реставрации положены на прежнее место. Это дало возможность провести некоторые археологические исследования, зафиксировав образцы найденной сохранившейся мозаики пола.

Большей частью эти находки были фрагментами раннего мозаичного пола, который может быть датирован VI веком н. э. Фрагменты этого древнего пола были обнаружены в диаконнике и жертвеннике, и их общее расположение дает основание полагать, что план первоначального здания, которому они принадлежали, был сходен с планом церкви в настоящее время.

Следовательно, у нас есть и археологическое доказательство для определения начальной стадии строительства монастыря, который мог быть построен в годы византийского управления Святой Землей. Был ли монастырь основан в годы царствования императора Юстиниана (527-565) или императора Ираклия (610-641), с достоверностью узнать нельзя: известно, что в правление обоих императоров в Святой Земле было основано и построено множество монастырей и церквей.

Но при византийском императоре Юстиниане именно в Иерусалиме и его окрестностях шло активное строительство новых и восстановление прежних церковных и монастырских построек. Поэтому можно предположить, что выделение средств на закладку монастыря и строительство монастырской церкви было сделано еще при Юстиниана, в VI веке. Следует учесть и то, что именно VI век был "золотым веком" монашества в Святой Земле.

Последующая история монастыря Святого Креста схожа с историями других монастырей Палестины.

При вторжении персов в 614 году были разрушены многие церкви и разорена большая часть монашеских общин, а тысячи иерусалимских жителей-христиан безжалостно вырезаны. Конечно, монастырь Святого Креста, расположенный всего лишь в нескольких километрах от Иерусалима, вряд ли избежал участи большей части палестинских обителей и, скорее всего, был также опустошен и заброшен.

Захваченные палестинские земли были освобождены лишь после победного завершения войны Византии с персами в 629 году. Ираклий и его армия прошли по Палестине победным маршем, освободили пленных. Захваченный персами Крест Господень был возвращен в Палестину и воздвигнут на прежнем месте - на Голгофе. Прежде чем покинуть Иерусалим, Ираклий отдал распоряжение патриарху Иерусалима Захарии восстановить разрушенные церкви и монастыри на средства императорской казны.

Можно предположить, что в план восстановления был включен и монастырь Святого Креста. Вполне вероятно и то, что император мог отдать особые распоряжения именно о монастыре Святого Креста, так как военная кампания против персов имела характер крестового похода, а одной из главных ее целей было возвращение святого Креста Господня. Восстановление монастыря могло быть выражением благодарности императора святому Кресту за благоприятный исход войны против Персии.

Спустя несколько лет, в 638 году, Палестину и Иерусалим захватили арабы. Арабское нашествие стало началом периода тяжелых испытаний для христиан Палестины.

Отрыв Палестины от Византии и христианского мира, экономический упадок, репрессии арабских завоевателей против христиан, дикие набеги сарацин и других арабских племен на монастыри - все это стало причиной разрушения и запустения большинства христианских обителей Святой Земли. Из соображений безопасности небольшое число оставшихся монахов были вынуждены обосноваться в крупных городах, исполняя монашеские обеты в безмолвном терпении.

Притеснения христианского населения Палестины арабскими завоевателями стало особенно жестоким в конце X - начале XI веков, в период правления аль-Хакима, халифа из династии Фатимидов (996-1021). В 1009 году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство церквей и монастырей, в том числе и храм Воскресения, и возобновлены жестокие гонения на христиан.

Монастырь Святого Креста, скорее всего, также был полностью разрушен, а если и нет, то, по крайней мере, опустошен настолько, что стал непригодным для проживания в нем и оказался заброшен.

(Окончание следует.)

Перевод с англ. Евдокии Поздняковой

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=344&did=2013
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василиос Цаферис
Все статьи Василиос Цаферис
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40