От зоны до храма

То, кроме священника, напомнит зэку, что он тоже человек?

Священник Александр Сеферьянц 
0
05.04.2007 77
Подмосковный Можайск раньше славился обилием церквей и монастырей. Теперь же в городе находятся женская колония, мужская, подростковая и сразу два СИЗО, один из которых, дореволюционный, расположен рядом с церковью Иокима и Анны. В этой церкви 4 года служил клирик московской епархии отец Александр (Сеферьянц). А в свободное от службы время исправно обходил все окрестные зоны.

Кому нужна заблудшая душа?

- Нас, священников, было трое. Мы по очереди посещали места заключения. Руководство можайских зон довольно демократично относилось к этому. Прийти можно было в любое время - главное, чтобы не в пересменок сотрудников. Ведь ты заходишь в камеры в сопровождении конвоя.

Мой настоятель считал это послушанием, но мы ходили с охотой, по зову сердца. В дореволюционной России во многих областях существовала такая традиция: если зимой или перед Пасхой резали поросенка, то его шею и ведро квашеной капусты везли на санках в тюрьму.

- Но вновь священникам разрешили посещать тюрьмы лишь недавно...

- Люди сидят всеми забытые, и напомнить, что они нужны Богу, - великое благо. Не заменят служителей церкви психологи, как на Западе. Хотя у некоторых священников зоны, где сам воздух пропитан СПИДом и туберкулезом, вызывают страх. Я и сам переболел туберкулезом.

- Как вы "работали" в тюрьме?

- Заключенные, которые хотят побеседовать со священником, загодя записываются. Встречи проходят в зависимости от устройства конкретного учреждения. Если есть отдельные комнаты, например, для беседы с адвокатом, то используются они.

Заключенные собирались вместе, я разговаривал с ними, а затем переходил к исповеди: все отправлялись в коридор, я приглашал по одному и оставался наедине с каждым. В женской колонии существовало что-то вроде клуба, где можно было совершать и обряд крещения, и причащать. Если человек хотел со мной поговорить, он никогда не получал отказа.

Нельзя обвинять, не научив жить

- Признания зэков не вызывали у вас омерзения?

- Сейчас меня уже ничем не проймешь. Случалось, заключенный мне признавался, что сам был бы рад освободиться от той силы, которая толкает его на преступление, но не может с собой совладать. Если он вырос в среде, где насилие - норма, то всегда будет искать повод, чтобы убить или украсть. Он привык к преступлению, получает от него удовольствие и виновным себя не считает. В чем виноват ребенок, которого в семье приучили воровать? А из тех заключенных, с которыми я сталкивался, 99% получили соответствующее воспитание.

- Следователи говорят, что ни убийцы, ни насильники почти никогда не признают себя виновными. Все жалуются, что их посадили ни за что.

- С одной стороны, невиновных не сажают. Но я считаю, что государство не имеет права кого-либо обвинять. Человека можно судить, только изначально дав ему возможность выбора. Если бы к детям в школе батюшка ходил, им можно было бы сказать: "Как же так, с вами занимались, беседовали, Закон Божий предлагали, а вы..." Но Россия показала всему миру, что значит жить без Бога. Однажды я познакомился с человеком, который провел по тюрьмам всю жизнь и лично знал всех крупных авторитетов. Воры в законе 60-70-х годов были его "однокурсниками". Так даже он возмущался полным отсутствием каких-либо законов, пускай даже уголовных, которые сегодня царят в зонах.

- Но если государство не вправе никого обвинять, пусть по улицам маньяки разгуливают?!

- Большинство маньяков - больные люди. Они содержатся в психиатрических лечебницах закрытого типа, я с ними не сталкивался. Колонии общего режима в основном переполнены людьми, которых посадили за мелкие кражи, хулиганство.

- А если изнасилуют вашу дочь, вы отпустите этот грех насильнику?

- Если изнасилование совершилось, то от того, оправдаю я насильника или нет, уже ничего не изменится. И вы путаете понятия. Священник грехи не отпускает - их отпускает Господь. Священнослужитель только свидетельствует перед Богом: "Вот он, человек". И насколько преступник раскаялся, знает только Бог - мне убийца может говорить все, что угодно. Хотя, как правило, заключенные не врут.

Детский вопрос: есть ли Бог?

- Женщинам сидеть тяжелее?


- Женщина в тюрьме - извращение. В колонии общего режима умышленных убийц не было, большинство дам сидело за хулиганство или воровство в столовой. В худшем случае - за непреднамеренное убийство. И совсем юные девочки, укравшие, к примеру, помаду в магазине, и завзятые рецидивистки сидели вместе.

Но самое тягостное впечатление производила детская колония. Подростковая преступность ведь самая страшная. У подростков нет никаких тормозов - бьют или убивают они зверски. На встречи со мной дети не записывались, я просто шел в отряды и там с ними беседовал. Они всегда были нервными, возбужденными и не высиживали больше получаса. В отличие от взрослых преступников, дети всегда пытались выяснить, есть ли Бог. И если есть, то почему они в тюряге...

- Какое впечатление произвели на вас сотрудники колоний и тюрем?

- В Можайске молодые офицеры - начальники отрядов, которые следили за мальчишками, часто покупали им продукты на свои собственные деньги. Иногда мне приходилось обращаться к ним, чтобы поговорить о проблемах какого-нибудь заключенного, и они всегда доброжелательно выслушивали.

- Много заключенных обращается к священникам?

- Много. Даже если посещать тюрьму ежедневно, желающие побеседовать найдутся. Многие принимают крещение.

- Под воздействием ваших бесед кто- нибудь изменился в лучшую сторону?

- Иногда я служу в одном приходе, где находится реабилитационный центр для бывших заключенных. Из 40 тамошних обитателей - зэков, которые просидели по 18-20 лет, - двое пошли в монастырь. Внутренние изменения зависят от искренности самого человека, от количества проведенных с ним бесед, от того, получил ли он помощь при выходе на свободу. Куда может пойти бывший заключенный? Либо к Богу, либо к черту, и большинство идет к последнему.

Молостнова Дарья

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200704055571101
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Священник Александр Сеферьянц
От зоны до храма
То, кроме священника, напомнит зэку, что он тоже человек?
05.04.2007
Все статьи Священник Александр Сеферьянц
Последние комментарии
Мы всегда стремимся следовать «царским путём»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
07.04.2021 22:53
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Туляк
07.04.2021 20:24
Очередной скандал в Донской митрополии
Новый комментарий от Наталия 2016
07.04.2021 20:19
Не изобретайте велосипед
Новый комментарий от Golzer
07.04.2021 20:16
Об изменениях на сайте
Новый комментарий от Андрей Козлов
07.04.2021 19:48
Испания летом 1936 года…
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.04.2021 19:06